Кое-что об истине

Фантазия ли Бог? Читаю П.Флоренского и вижу прекрасное доказательство того, что Бог есть Истина, но выходящая за границы осознаваемого и находящаяся в области веры. Чтобы познать истину необходимо вырваться за пределы сознания. Там происходит слияние познающего с Познаваемым – акт явления Истины.
Мне не раз приходилось наблюдать явление выхода познающего за пределы. Это процесс рождения изобретения. Изобретатель, «познав истину», порой не в состоянии объяснить, что же такое он познал. На просьбу объяснить идею, он обычно скомкано и невнятно отвечает: «Вот у меня тут a,b,c вот посмотрите». И в работе эксперта есть такая фаза – выявление изобретения. О том, каким образом это производить, составлена не одна методика. Начинается выявление. Эксперт задаёт автору вопросы: «Скажите, а какая величина из перечисленных важнее a, b, или с?  А что будет с их совокупностью, если, например, какая-то из величин начнёт изменяться - возрастать или уменьшаться?» Для автора такие вопросы обычно являются такими открытиями! Он буквально начинает смотреть на свою идею, как баран на новые ворота. Становится очевидно, что за идеей он «ходил» явно за грань. Но когда, наконец, изобретение выявлено и сравнено с аналогичными предыдущими решениями в мире, оно становится очевидной истиной. И таких людей, способных «перешагивать за» совсем мало. Пять человек на тысячи.
Другое дело – вера. Каждому верующему всегда открывается возможность слиться с Познаваемым в акте запредельного познания. При этом верующий тоже познаёт Истину. Он познаёт её через веру, и в этом нет сомнения. При этом (по Флоренскому) любовь является первой ступенькой в разумной интуиции. А Бог есть Истина и есть Любовь. Здесь количество «перешагнувших» велико.
По-видимому, в первом и во втором случае речь идёт о разных истинах. Если же это истина одна, то в первом случае она уж никак не является фантазийной. Не думаю, что она фантазийна и во втором случае, так как Познаваемый открывается таким, что и «глаз не видел, и ухо не слышало».
Вопрос остался только в вере. Во втором случае она безусловно присутствует. Она открывает врата, окрашивает процесс эмоционально. Процесс слияния познающего с Познаваемым полный, всецелый и исчерпаемый. Много доступный но маловероятен для повторения. В первом же случае, если и есть вера, то она содержится в плену сознания. Слияние познающего с Познаваемым искромётно, не всецело, не исчерпаемо. Малодоступно, но повторимо.


Рецензии