О древнерусской словесности
Первым художественным произведением ораторского искусства в Древней Руси считается «Слово о законе и благодати», произнесенное русским подвижником и позднее митрополитом Илларионом на пасху 25 марта по старому стилю 1049 года в Киевской Софии.
Проповедь ритмическая. Разделяется на строфы, в каждой строфе по 60 стихов.
Илларион первый поэт христианской Руси, имя которого известно нам.
В своей проповеди он определил божественное предназначение русского народа, жить по благодати, где все народы свободны и равноправны, в отличие от иудеев, которые жили по закону Ветхого завета и считали избранным только свой народ.
Вот как Илларион описывает подвиги языческих князей:
«Во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли».
Владимир – креститель Руси – пришел во власть не на обломки киевского государства; а стал приемником Игоря и Святослава.
В наши дни почти забыт День Воинской Славы древних славян. 18 февраля 101 года много русских воинов погибло от нашествия римских легионеров в придунайской области, у Трояного Вала, но славяне не пустили римлян на русскую землю. Битва вспоминается в «Слове о полку Игореве».
«О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, -
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов».
Битва была важной для Руси и автор «Слово о полку Игореве не забыл о ней, хотя к тому времени прошло более тысячу лет. Загадочный Троян упоминается в тексте «Слове» еще три раза. Кто же такой Троян? Славянский князь, живший в 6-7 веках, при нем были походы на Византию.
«Были, братья, времена Трояна…»
«И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов…»
«Шел седьмой по счету век Троянов».
После 863 года, когда Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, появилась возможность записать всю древнюю историю языческой Руси. Но эта летопись не дошла до нас и поэтому наша древняя история ушла во тьму веков, а в ней, я думаю, было много славных страниц. Отголоски древней истории славян сохранились в былинах русского севера.
Автор «Слова» принял христианство, но для него языческие боги не умерли.
Филологи и историки уже не первое столетие спорят о том, кто такие «хинове» или почему Русская земля скрылась «за шеломянем».
Древнерусская литература писалась и воспринималась, как учебник праведной жизни. Она указывала на источники зла и поэтому наиболее обличительные произведения исчезали навсегда или надолго. Этим и объясняется судьба двух книг «Слово о полку Игореве», которое вернулась к нам в 18 веке и «Слово о законе и благодати» — в 19-20 веках, сначала в Германии, позже в России. В царской России не печаталась.
Таинственное появление «Слово о полку Игореве» в 18 веке вызвало эффект «взрыва бомбы». В это время в России придворной знатью почти не использовался в разговоре русский язык и вельможи считали его языком черни.
Пушкин, отрицая подделку «Слова о полку Игореве», язвительно говорил, что никто из современных поэтов не сможет написать эту песню о полку Игореве. Карамзин не поэт, Державин не знает русского языка, а все остальные поэты, вместе взятые, не напишут даже подобное Плачу Ярославны. «Слово о полку Игореве» дало толчок развитию русской литературы и позволило иначе взглянуть на русский язык, на его богатые художественные средства выразительности и они ведь издавна были в фольклоре, в устном народном творчестве. С 18 века стали записываться народные сказки, былины. А сколько за семь веков, казалось бы, просвещенных письменностью и православием, было потеряно народных произведений, теперь не узнать никогда.
Читая «Моление Даниила Заточника», поражаешься величием и ходом мысли автора, его эпитетами и метафорами, поэтичностью образов. Нам, современным поэтам, нужно учиться писать у неизвестного автора 12 века. Все строчки его произведения разошлись на пословицы и поговорки.
«Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый — что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый — что шелковая подушка, соломой набитая».
«Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому — мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится».
Свидетельство о публикации №217021501166
Такое, я бы сказал, гиперборейское на Руси всегда востребовано и всегда к месту и современно. Спасибо, за ценный труд Ваш.
С уважением и пожеланием от всей души Вам творческих успехов!
Ваш Алёнкин
Виктор Алёнкин 11.05.2017 13:46 Заявить о нарушении