Крестный ход Бессмертных на Родительскую Субботу

Однажды святитель Феодосий Черниговский явился в видении одному иеромонаху, сидевшему у его святых мощей. Явился - и попросил молиться за его родителей, иерея Никиту и рабу Божию Марию.
Пораженный инок вопрошал уже прославленного в чине святых архиепископа: "Как ты, святителю - ТЫ, предстоящий пред Небесным Престолом - можешь просить МОИХ молитв?!" 

..."Да!" - ответил иноку святой, - "Приношения на Литургии сильнее моих молитв."

PS. 70-летие великой Победы наш народ ознаменовал маршем Полка Бессмертных. Эта беспрецедентная идея - а вернее сказать, прекрасный образ и возвышенный символ (в самом исконном смысле этих слов) поведет нас, с Божией помощью, к новым победам!

А у меня, вдохновленного преданием о свт. Феодосии Черниговском и возвышенной трансляции шествия Бессмертного Полка, родился образ Бессмертного Крестного хода. Когда мы обходим, в благоговейном - даже молитвенном - молчании наши храмы, с нами вместе идут наши предки, овцы этой же паствы, которые когда-то, возможно, шли со свечами, хоругвями или иконами вокруг этой же церкви, или у стен другого православного храма за тысячи верст отсюда! кто-то несказанно ощущал их присутствие, а кто-то, быть может, даже и зрел (*)...

(*) Был реальный случай в церкви св. прав. Александра Невского (у нас, в Тбилиси, рядом со ст. метро Марджанишвили). Привожу целиком: случай этот не только велик и прекрасен, но имеет реальное отношение к нашей теме.

...Однажды, как это часто бывало, пастырь этой церкви (схимандрит Виталий (Сидоренко), один из прославленных Глинских старцев) и отец Андроник (Лукаш) всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, но был один сторож, дядя Иван: он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же я прозевал? И мало, что проспал, а кто им дверь-то открыл?”

И вот, стоит он, в полной растерянности, слышит пение, люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?”

Он ничего не ответил: это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека»

[Это - рассказ архимандрита Адама (Ахаладзе). (цит. по Воспоминания. Видеозапись из кинофильма «Глинская пустынь в изгнании». Телекомпания «Сретение», 2013].


Рецензии
1899 год, 5 января. Марцен в Видземии. Сочельник Крещения Господня. Совершив положенное богослужение в церкви с освящением воды, я вернулся домой и прислонился спиною к теплой печке. Вдруг меня обуяли грешные мысли, да настойчивые. Я смутился, что за погань лезет в голову. Почему-то посмотрел в угол. Там, перед образом Спасителя с теплеющей лампадкою, на коленях стоит покойный отец мой и молится. Грешные мысли исчезли.
1912 год, сентябрь. Вентспилс. Буря поломала ограду на старом кладбище в городе. Я нанял работника. Тот поставил новую ограду и вымазал карбалином. Ограда и сегодня стоит.

Четверть девятого утра, я спешу в реальное училище на уроки. Прохожу мимо кладбища. Почему-то взглянул направо. Ясно вижу трех священников, там погребенных, стоящих в белых ризах и на меня смотрящих. Желая проверить, не было ли видение обманом зрения или сочетанием утренних красок воздуха, я много раз проходил мимо кладбища и утром, и днем, и вечером, но видение не повторилось.

Я понял, что пастыри благодарили меня за новую ограду.

1929 год, сентябрь. Рига. Церковь Всех Святых. Я совершаю сорокоуст по усопшем прот. Всехсвятской церкви о. Арсении Андрееве. Десятый час утра. Стою пред престолом в левом приделе. Идет вторая часть Литургии. Диакон с псаломщиком поют на клиросе. Почему-то я взглянул направо. Вижу: о. Арсений смотрит на меня серьезно. – На следующий день, в то же время, он явился мне вторично. Он был одет в серый шерстяной подрясник. – В виду этого двукратного явления, я своей кандидатуры на вакантное место настоятеля Всехсвятской церкви не выставил, хотя, в три приема, прослужил в приходе, заместителем, семнадцать месяцев, полюбил приход и он ко мне привык.

Рига. Церковь св. муч. Фирса. Во время совершения Литургии, в Троицкую субботу, я всегда ясно вижу одну и ту же картину. Справа престола стоят два митрополита в белых клобуках: один высокого, а другой среднего роста. Теперь они являются в серебряных облачениях при таковых же митрах. Лица сияют белым светом, распознать невозможно. А за ними, насколько простирается взор, стоят в белых чистых и не совсем чистых облачениях и в черных одеяниях множество лиц. На Радоницу и Дмитриевскую субботу тоже вижу, но не так ясно.

прот.Иоанн Журавский

Мария Березина   16.12.2019 14:27     Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо, Мария, за такие чудесные цитаты!

Локсий Ганглери   16.12.2019 20:31   Заявить о нарушении
Хотела Вас порадовать.
Вы, Локсий, луч света в сумеречном царстве!

Мария Березина   17.12.2019 19:41   Заявить о нарушении
Я много думал о Ваших словах, Мария... словах искренних, без пафоса и экзальтации.

Дай Бог, чтобы ТАК было и оставалось всю мою жизнь: чтобы люди видели свет в том, что я пишу - и чтобы я не сбивал людей с толку (как раньше, до травмы, когда я нёс "свет" - гнилушку либерализма...)

С уважением и симпатией... дачотам, С НОВЫМ ГОДОМ! :-)))

Локсий Ганглери   18.12.2019 14:22   Заявить о нарушении