Инфантилизм, или эпоха лайков

I shall be telling this with a sigh
Somewhere ages and ages hence:
Two roads diverged in a wood, and I ;
I took the one less traveled by,
And that has made all the difference*.
The Road Not Taken, 1916
Robert Lee Frost
 
Если бы современную эпоху можно было бы охарактеризовать одним словом, то, скорее всего, это слово было бы инфантилизм. Нет, конечно, инфантильность как свойство какой-то отдельной личности присутствовало всегда, но вот сейчас это свойство как-то распространилось на все реалии нашей действительности. Может быть, это интерактивная среда так отразила мечтания и чаяния современного человека, однако даже такая серьёзная организация как ВОЗ сегодня считает молодёжью людей до 44 лет. Как же затянулся у нас процесс взросления... Впрочем, о том, что человек станет мудрее с приходом этой возрастной границы говорить тоже как-то не приходится, ибо дело не в биологическом возрасте, а в зрелости внутренней. И о том, что я не хватает кричит очень много слов в русском языке. Посмотрите, сегодня обаятельного человека мы называем "няшей", поцелуи - "целовашкам", объятия - "обнимашками", валянье в постели - "валяшками", депрессию - "депрессулькой", печаль - "печалькой", а выражение нежности - вообще каким-то непонятным словом "мимишки" (знать бы, что это такое и откуда оно взялось?). в общем кругом одна "ванилька"...

Тысячи постов в Интернете с умильными котиками и собачками, но это вроде и ничего, жить можно, вопрос в другом, что даже эти котики и собачки изображаются в каком-то мимишном виде... Да что там говорить по поисковому запросу красивая старость (картина) нашему взгляду явятся гламурные выбеленные фешн-дед и фешн-бабка с розовым цветком в шляпке, а ведь во все времена художники жаловали старость... То есть смотрим мы на мир глазами ребёнка, говорят с нами, как с детьми, а мы не только не возражаем, нам это нравится...??? Да, действительна "ва-ва" и "бо-бо", а как следствие "депрессулька" может быть только у детей, но почему так много взрослых тащатся от слова няша, жаждут мимишек и считают жизнь удавшейся, когда их фото лайкают (тоже ещё одно словечко из полудетского лексикона, "лайкать" - "лакать"... котёночек, няша, мимиша), забывая о том, что лайки - это собаки такие! Кто так радуется похвале о своём внешнем виде, к формированию которого он не прилагал никаких усилий, просто удачно сфотался в лифте или отфотошопился до неузнаваемости? Ну, конечно. старо как мир: у Носова художник Тюбик помнится вышел в тираж по причине того, что все обитательницы цветочного города просили нарисовать им локоны и большие глаза с хлопающими ресницами. Далеко ли мы ушли от этого образа? Навряд ли, что там скрывать - вовсе и не ушли. Ещё Фаулз в "Кротовых норах" писал о социальном образовании старлетства, отмечая характерные черты популярности послевоенных кинозвёзд как бесконечную молодость, точнее, даже не молодость, а юность, что делала время эпохой дочек и сыночков. Детскость стала приметой времени, нимфетомания шурует по планете быстрыми, семенящими, иногда спотыкающимися и заплетающимися ножками ребёнка.
Но это всё на поверхности, а что же внутри? Что происходит в этот момент с душой человека и можно ли назвать происходящее с ней лишь приметой времени? "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное"... И чуть позже цветаевское - "дети - это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, дети - это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ!"... Вот эта Божественная детскость, отражающая казалось бы суть мироздания, раскрывающая смысл человеческой жизни является ли чем-то губительным для человека? Это какая-то другая сторона понимания проблемы, где мир и всё вокруг становится новым, прекрасным, удивительным, а жизнь - интересной. Не зря маленьких детей считают философами в их непосредственности кроется желание познания, слияния с действительностью, раскрытия космоса с целью впустить его в себя. Но, так или иначе, детскость инфантильностью не назовёшь, точнее, это уже какая-то другая детскость... или... взрослость, но без чувства ответственности. Зрелого человека отличает именно чувство ответственности, причём не только за себя, а в целом за тех, кого ты приручил (нет, не посадил рядом с собой на коротком поводке как животное, чтобы не убежалО, а почувствовал что-то родственное себе, обнаружил в другом свободное Божественное начало). То есть мир взрослых всегда сложен. И сложность эта проистекает из тех усилий, которые мы направляем на создание своего внешнего и внутреннего мира, на чувствование и их выражение. Конечно, проще взять в Интернете готовую формулу типа "Ты моя няша, я твой Наташа", но прибавит ли это что-то в содержании чувств, сделает ли сами чувства чувствами, чем-то подлинным и живым.. Ведь эти слова не идут ни в какое сравнение даже с молчаливым языком языком любви: "Нет благороднее растений и милее, чем чёрный кипарис и белая лилея, он, сто имя рук, не тычет их вперёд, она всегда молчит, сто языков имея", - где чувство начинает говорить поступками, делом. Однако истинная детскость так же полна искренних чувств и форм их выражения.

Получается, что инфантильность представляет собой некий обрезанный вариант детского желания близости к Богу (мирозданию), поскольку исключает из любви компонент усилия, сложности и подразумевает требование взаимности. Инфантильный человек требует к себе безапелляционного принятия, чувства без ограничений и безусловного выполнения своих требований, но главное, что отвечать за результаты его действий должна "мама/папа", "супруг/супруга", "любимый человек", "паркетная доска", "погода с моря". Я не случайно беру эти слова в кавычки, поскольку инфантильный человек всех этих людей и явлений не видит как самодостаточные объекты или субъекты бытия, так как в принципе задумываться над своими действиями и результатами своего поведения ему не свойственно. Он хочет всё той же "невыносимой лёгкости" жизни, где всё безмерно просто, ясно, понятно и существует только в сегодняшнем дне, как будто завтрашнего и не будет - после нас хоть потоп. И застывая в этой стабильной неизменности, человек попадает в бесконечность нескончаемости, в безвременье, точнее, на часах всегда будет минута безмерной радости своего рождения и час беззаботного детства, а всё остальное устраним - накачаем душу ботоксом, гилауронкой, оденем в латекс, ах, бюджета не хватает, ну тогда просто будем мучить домашних своими капризами, нежеланием думать, слышать и меняться. И при этом станет как-то совершенно не важно, что мир, который ты видишь глазами, не сияет своими подлинными красками, своей реалистичной красотой без мишуры фотографической ретуши, когда красивая старость отражается в проявлении нежности к существующему рядом отдельному, но такому близкому по своей Божественной сути и со всеми своими отличными от тебя особенностями человеку, с которым ты шагал по безмерно трудному пути, выбранном тобой самим, тобой взрослым.
 

 
 
* Где-то, дни и годы спустя,
  Вздохну я и вспомню свой долгий путь:
  В лесу раздвоилась дорога, и я —
  Я выбрал менее хоженую тогда,
  А оказалось, в этом вся суть.

https://vk.com/id17532052


Рецензии