Самый правильный поступок

 
Интервью с профессором, доктором медицинских наук 
Виноградовой Ириной Анатольевной, зав. кафедрой фармакологии, организации и экономики фармации Медицинского института ПетрГУ, научным руководителем Лаборатории доклинических исследований, клеточной патологии и биорегуляции Института высоких биомедицинских технологий ПетрГУ.

Ирина Анатольевна, вряд ли кто-нибудь из детей мечтает стать ученым с детства, кем в детстве мечтали стать вы?

Я родилась в Калининграде, окончила школу в Кишиневе в Молдове. Меня всегда интересовала биология. С детства зачитывалась книгами Джеральда Даррела – «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники». Очень любила животных и приносила домой с улицы найденных кошек и собак. Родители, естественно, меня выставляли с ними за дверь. Мои родители по образованию врачи, папа занимался и занимается наукой, он физиолог по специальности. Когда я получала плохую оценку, говорил: «Станешь плохо учиться, будешь работать в виварии, убирать за животными». Однажды даже сводил меня в виварий (с педагогической целью), но на меня это посещение оказало прямо противоположный эффект – мне понравилось! Когда я окончила школу, то захотела стать биологом, но родители посоветовали поступить на медицинский факультет, потому, что у врача больше перспектив, он может лечить и людей, и зверей. После окончания учебы год отработала в больнице врачом-терапевтом. Времена были трудные, не хватало препаратов, персонала. В итоге я поняла, что терапия не мое и ушла в спортивные врачи. Работа очень интересная. Приходилось много ездить по стране, жизнь спортсменов проходит в постоянных разъездах: на соревнованиях, сборах, тренировках. Но у меня уже был маленький сын, и родители сказали: «Хватит разъезжать со спортсменами, ребенку нужна мать». И так в 1989 году я пришла на кафедру фармакологии ассистентом и стала работать в Петрозаводском университете. Это был мой самый правильный поступок в поиске своего места в жизни.

Чем занимается фармакология?

Фармакология – медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм, в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Фармакология динамичная наука, в ней все время происходят перемены, появляются новые болезни, а значит, и новые лекарства, все время надо учиться, узнавать что-то новое, ориентироваться во множестве лекарств. Ни одна медицинская наука не может обойтись без фармакологии и ни одна медицинская наука не меняется так быстро как фармакология. Вторая область моих научных интересов – фармация. Это комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.  В комплексе фармакология и фармация составляют науку о лекарствах. Я окончила аспирантуру по специальности «Фармакология, клиническая фармакология» и защитила по этой специальности кандидатскую диссертацию. Но самый интересный и увлекательный раздел фармакологии – это экспериментальная фармакология. Сначала я занималась исследованием препаратов, применяемых для лечения синдрома бронхиальной обструкции. Не каждое животное может болеть бронхиальной астмой. Например, кошки и хомячки могут болеть бронхиальной астмой, а кролики – нет. В итоге, посвятив этому исследованию практически 8 лет, я в 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние некоторых лекарственных веществ на утомление дыхательной мускулатуры в условиях экспериментального бронхоспазма». Лечением бронхиальной астмы или пульмонологией я уже не занимаюсь. Научное направление исследований изменилось и стало более объемным. И здесь опять определенную роль сыграл «Его Величество» случай. Однажды на научном мероприятии меня заинтересовал один доклад, и я познакомилась с докладчиком – он и стал моим будущим научным руководителем. Докладчиком был В.Н. Анисимов – председатель Геронтологического общества РАН, чл.-корр. РАН, профессор, доктор медицинских наук. Так меня увлекла геронтология.

Геронтология - наука о старении?

Не только, еще и о методах борьбы с ним. Всем хочется жить долго, но одно дело жить полным сил, а другое – жить с букетом старческих заболеваний. Можно жить  до 150 лет. Но первые 50 – это активная жизнь, а следующие 100 – борьба с болезнями. Надо жить не просто долго, а активно долго. Все теперь знают, что существует два направления в медицине: гериатрия – это лечение пожилых людей от старческих болезней и геронтология – наука о предотвращении старости, профилактике старения, изучении механизмов старения и препаратов, которые препятствуют и предотвращают старение. Следует не только увеличивать продолжительность жизни, а улучшать качество жизни в пожилом возрасте. В экспериментальной геронтологии опыты чаще проводятся на мушках, червях или мышах. Они живут недолго и поэтому легко проследить их жизнь на всем протяжении, быстро получить результат. Но мыши существа глупые, а вот крысы животные умные, они ближе к человеку по своей физиологии. У крыс даже скелет похож по строению на человеческий. Все психотропные средства, средства для улучшения памяти или мышления испытывают именно на крысах.Крысы страдают многими человеческими заболеваниями, как у людей у них бывают инфаркты, катаракты, пневмонии, артрозы. Но крысы живут дольше, чем мыши. Геронтологический эксперимент длится долго. Целый год я думала над дизайном эксперимента, мысленно прокручивая все за и против. Составляла план исследований, готовилась, читала литературу. Было над чем подумать. Виварий практически не работал, крыс не было, денег тоже не было. Мы купили два мешка собачьего корма и поехали в Санкт-Петербург, там под Питером в питомнике обменяли корм на 100 крыс. Привезли в Петрозаводск, и началась разводка. Одному Богу было известно, как нам удалось это сделать. Чем-то помог университет, чем-то помогали разные люди и организации, которым мы рассказывали, что собираемся делать и буквально заражали их своим энтузиазмом и оптимизмом. 
Например, бутылочки для того, чтобы поить крыс, нам презентовали в аптеке, черную бумагу, чтобы обертывать бутылочки, – в фотомастерской. Это была эпопея, заслуживающая отдельного внимания. У крыс беременность продолжается 21 день, они могут рожать быстро и много.По дороге в Петрозаводск я думала, какие они страшные, противные, «сами белые, глаза красные, хвосты голые». Потом, когда начала с ними работать, повозилась с ними, стала думать уже совершенно иначе: «сами беленькие, глазки красненькие, хвостики голенькие – просто красавицы!». Что интересно, все крысы разные по характеру. Одна родит крысят, кормит их, согревает, заботится и защищает, другая родит и бросит, они плачут, а ей все равно. Есть и такие, которые мало того, что заботятся о своих детенышах, так и чужих брошенных подберут и воспитывают как своих. В итоге родилась 1001 крыса, такая вот цифра получилась, как тысяча и одна ночь в сказках Шехерезады. Надо заметить, что и самцы с самками очень различаются по поведению. Когда мы получили нужное количество животных, то расселили их по разным клеткам, мальчики жили отдельно от девочек. И вот тут стоит защитить мужчин от женских придирок. Все заложено в генах. В клетках крыс-самок всегда порядок, опилки, кормушка, поилка, туалет – у всего свое место в клетке. У крыс-самцов все вперемешку: еда, вода, опилки, туалет. Девочки всегда шустрее мальчиков. Когда открывают клетки, чтобы почистить, пока мальчики осматриваются, решают, куда пойти, девочки уже выбежали: «Мальчишки, привет!».(Смеется)

Ирина Анатольевна, а в чем суть вашего открытия?

Суть самой работы заключается в том, что у нас есть железа, называемая эпифизом, она находится в самом центре головного мозга. Эта железа вместе с ядрами, которые находятся в гипоталамусе, отвечает за сезонные и суточные ритмы, ритмы сна и бодрствования, за старение. Эта железа – генерал, дирижер нашего организма. Она называется еще шишковидной или пинеальной железой. У молодых людей она гладкая. У пожилых людей она становится похожей на еловую шишку и накапливает мозговой песок.

То есть «песок сыплется» это не метафора, а вполне реальный факт?

Да, именно так. Еще эту железу называют третьим глазом - вместилищем души. Так вот, эта железа выделяет гормон мелатонин. Мелатонин — основной гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов. Вырабатывается основными секреторными клетками эпифиза — пинеалоцитами. Но только ночью. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света понижает его образование, а снижение освещённости увеличивает синтез и секрецию гормона. В ряде исследований на лабораторных животных и в системах культур опухолевых тканей было обнаружено, что мелатонин обладает антиопухолевым, онкостатическим действием. Важным последствием длительных стрессов является стрессовый иммунодефицит, а мелатонин способствует нормализации иммунологических показателей. Выделение мелатонина регулируется светом. Мелатонин открыт сравнительно недавно – в 1958 году. Мы занимаемся мелатонином с 2003 года – на кафедре ведется комплексное экспериментальное исследование механизмов старения для изучения путей увеличения продолжительности жизни, фармакологическая коррекция возрастной и онкопатологии в различных модельных условиях нарушений циркадианных ритмов. Разрабатываемое научное направление получило грантовскую поддержку из различных Российских фондов.
Пик выделения мелатонина приходится примерно на 2 часа ночи. Надо заснуть в 11-12 часов ночи, чтобы началась выработка мелатонина. Свет мешает его выделению. Если свет падает нам на глаза во время сна, мелатонин прекращает вырабатываться. С возрастом выделение мелатонина уменьшается. Вывод – спать нужно в темноте. Мы проводили опыты на крысах. Один и тот же виварий, но с разными световыми режимами. Четыре группы крыс, самцов и самок, жили от рождения до смерти в разных световых режимах при прочих равных условиях — температура воздуха, еда и вода у всех были одинаковыми. Каждая крыса была «на контроле»: еженедельно, ежемесячно, ежеквартально мы снимали разнообразные показатели: от самых простых, таких как масса тела, потребление корма и воды, до биохимического исследования всевозможных органов и тканей и рентгенографии скелета. Крысы у нас бегали, плавали, ходили по лабиринту. Крысы сдавали кровь и мочу на анализы. Мы брали у них различные органы и ткани на гистологическое исследование, на исследование ферментов, гормонов, витаминов, клеток крови. Результаты проверяли много раз. Эксперимент длился четыре года. А результатам мы удивляемся до сих пор.

А разве крысы не сумеречные животные?

Да, говорят, что крысы сумеречные животные, но это относится к диким крысам. Лабораторные многими поколениями адаптированы к режиму жизни человека. Днем бодрствуют, ночью спят. У них такой же тип выработки мелатонина, как у человека.

Кто-нибудь помогал в ваших исследованиях?

В наших исследованиях принимали участие лаборатория экологической физиологии животных института биологии КарНЦ РАН, кафедра анатомии и физиологии Карельской педагогической академии (до преобразования), кафедры патанатомии и гистологии ПетрГУ, диагностическая лаборатория Республиканской больницы им. В.А. Баранова. Исследования проходили в тесном контакте с НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург). В экспериментах на крысах было показано, что мелатонин способен менять отрицательное эмоциональное состояние, снижать тревожность, которая провоцируется различными стрессорами, увеличивать продолжительность жизни, снижать заболеваемость.

Получается, что белые ночи в Карелии вредны? Зимой в Карелии короткий световой день, а летом белые ночи, что вреднее?

Почему вреден короткий световой день, понятно всем. Темнота — это депрессия, снижение работоспособности и потеря жизненного тонуса. Не зря в северных районах платят «северные надбавки», а психологи и физиологи говорят о «депрессии Севера». Зимой темнота и холод, все время хочется спать, мечтаешь о тепле и свете. И вот наконец-то — солнце круглые сутки. И уже не спится, хочется гулять, петь, танцевать. Лето пришло! На самом деле все гораздо хуже: вредны не только полярные ночи, но и белые, что убедительно доказывают и экспериментальные, и эпидемиологические исследования. Продолжительность жизни в Карелии низкая, уровень заболеваемости среди северян превышает средние показатели для России в три–пять раз (по болезням органов дыхания, кровообращения и онкопатологиям). В других исследованиях было показано, что частота рака молочной железы, тела матки, ободочной кишки у населения растет с увеличением расстояния от экватора. Если посмотреть на другие страны нашего северного региона — Финляндию, Норвегию, Швецию, то оказывается, что и у них ситуация хуже, чем в более южных европейских странах. Мы провели простой эксперимент, доказывающий, во-первых, что северные надбавки платят не только за полярные ночи и короткое лето, но и за белые ночи, не менее вредные, а во-вторых, что со световым режимом северян надо что-то делать, потому что так жить, вернее спать, нельзя. История первая: спать надо в темноте, на окнах должны быть плотные шторы или жалюзи или повязка – очки на глаза. Не следует перед сном пить спиртное и напитки, содержащие кофеин, то есть чай, кофе, кока-колу, энергетики, а также курить — все это снижает выработку мелатонина. А повышают его содержание продукты, богатые триптофаном - это аминокислота — предшественник мелатонина: бананы, индейка, курица, сыр, орехи, семечки. Тем же, кому все перечисленные меры не помогли, врачи рекомендуют препараты мелатонина, особенно в сезон белых ночей. Если соблюдать все эти меры предосторожности, то мелатонин, этот маятник наших биологических часов, будет вырабатываться вовремя и в нужном количестве. Он поможет нам справиться и с болезнями, и с ускоренным старением, и с возрастной патологией, а мечта жить 120 лет станет реальностью.

И эти исследования стали материалом для вашей докторской диссертации?

Да, в 2009 году я защитила докторскую диссертацию на тему «Влияние светового режима, мелатонина и эпиталона на биомаркеры старения, возрастную патологию и продолжительность жизни (экспериментальное исследование)».Суть ученого труда заключается в том, что угнетение функции эпифиза при пребывании в условиях постоянного освещения или естественного освещения Карелии способствует преждевременному старению, развитию новообразований и сокращению продолжительности жизни экспериментальных животных, в то время как отсутствие освещения ночью угнетает канцерогенез и увеличивает продолжительность жизни. Применение индольного гормона эпифиза мелатонина и препарата эпифиза эпиталона в неблагоприятных условиях освещения угнетают канцерогенез, увеличивают продолжительность жизни, улучшают показатели биологического возраста животных. Представленные данные позволяют предполагать возможность использования препаратов эпифиза в качестве средств профилактики преждевременного старения и развития злокачественных новообразований у людей, имеющих сменный характер работы или воздействие света в ночное время. Проводимые исследования сопоставимы с мировым уровнем, поскольку впервые в мировой практике проводились такие экспериментальные комплексные геронтологические исследования с учетом экологических особенностей Европейского Севера.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Я заведую кафедрой фармакологии, организации и экономики фармации медицинского института, лабораторией доклинических исследований, клеточной патологии и биорегуляции Института высоких биомедицинских технологий, преподаю дисциплины «Фармакология» и «Основы хронобиологии и хрономедицины» студентам специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Фармация» медицинского института, руковожу интернатурой по специальности «Управление и экономика фармации». 
Неоднократно проходила повышение квалификации, циклы усовершенствования врачей, научные стажировки в Санкт-Петербурге и Москве. Автор более 200 печатных работ, из них более 20 - учебные пособия, изданы три монографии, более 50 моих статей опубликованы в зарубежных и российских изданиях.

Ирина Анатольевна, что бы вы посоветовали студентам?

Всегда заниматься любимым делом. Хорошо, когда работа это и хобби тоже. Мы много времени проводим на работе, поэтому выполнять скучную работу среди неинтересных людей тяжело. Цели ставить надо большие, не зацикливаться на мелочах. Тогда и исполнение «мечтаний» будет происходить по крупному счету.

Ваши пожелания университету, преподавателям, сотрудникам, студентам накануне 75-летнего юбилея ПетрГУ.

Поздравляю свою Alma mater с юбилеем! В стенах любимого вуза я получила классическое высшее образование, которым сильно горжусь. Та атмосфера, те педагоги, которые меня окружали, вложили в меня частичку любознательности и постоянного самосовершенствования. Прекрасную подготовку к дальнейшей жизни дали мне великолепные преподаватели медицинского факультета, ныне медицинского института. Хочется пожелать Университету дальнейших успехов в науке, в подготовке достойных кадров для нашей России. Петрозаводский университет всегда и во всём первый по-настоящему. Здесь рождаются изобретения и новые научные школы. Сегодня университет – первый символ города, республики. Он первый не только в мечтах каждого абитуриента, но и в планах любого работодателя. Будьте первыми всегда! Желаю, чтобы университет не снижал высокую планку своих достижений! Пусть в нашей большой вузовской семье, в нашем доме царят мир и гармония, согласие и достаток. Пусть все тревоги и печали останутся в прошлом, а впереди ждут новые открытия и свершения. Я радуюсь успехам университета, горжусь его достижениями и желаю всем доброго здоровья, благополучия и процветания, творческих и научных успехов, новых идей, всяческих благ во всех начинаниях, новых партнеров! Главное богатство нашего университета – это люди, которые здесь работают, обучаются, совершают открытия и двигают наш университет вперед! Да, здравствуют преподаватели, да, здравствуют студенты, да, здравствует Петрозаводский государственный университет!

Беседовала ТАТЬЯНА ФАДЕЕВА

2015 год.


Рецензии