Найти свой путь

Интервью с профессором, доктором биологических наук Ивантером Эрнестом Викторовичем, деканом эколого-биологического факультета, зав.кафедрой зоологии и экологии, председателем совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по биологическим наукам ПетрГУ, членом-корреспондентом РАН, академиком РАЕН, заслуженным деятелем науки РФ, заслуженным деятелем науки РК, почетным работником высшего профессионального образования России.

Эрнест Викторович, расскажите, с чего началась ваша научная карьера, вы с детства увлекались биологией?

Однажды в воскресный день 1948 года мама повела нас с братом близнецом в Московский зоопарк. Было лето, стояла жара. Я до сих пор хорошо помню старый расположенный по кругу павильон крупных хищников, где в клетках сидели тигры, львы, леопарды, рыси. Посетителей было много и все они, толкаясь и вытянув шеи, смотрели на хищников. А я почему-то обратил внимание на мальчиков и девочек в красных галстуках, которые подметали территорию между клетками и смотровой площадкой. Они показались мне особенными. Мне захотелось быть таким же, как они.Я спросил маму: «Кто это?» Мама объяснила, что это юннаты. И я сказал: «Я тоже хочу быть юннатом». На следующий день я отправился записываться в КЮБЗ – Кружок юных биологов при Московском зоопарке. Сначала меня приняли кандидатом младшего кружка, для чего требовалось представить вступительную работу и пройти устный «экзамен» на заседании кружка. Моя работа со множеством фотографий называлась «О дружбе кошки с собакой», о том, как наша кошка Тинка дружила с собакой Томиком и как он полюбил ее котят. Вот с чего все началось.

Эрнест Викторович, расскажите пожалуйста о КЮБЗе.

КЮБЗ был организован весной 1924 года, а 13 декабря 2014-го этому юннатскому кружку исполнилось 90 лет, он самый старый не только в России, но и в мире. Непосредственным создателем и вдохновителем кружка был замечательный ученый натуралист Петр Александрович Мантейфель – тогда заместитель директора по научной части Московского зоопарка. Традиционными формами работы юннатов было прослушивание лекций и участие в семинарах, а также самостоятельные наблюдения за животными зоопарка, подготовка письменных работ, участие в заготовке кормов, работа на природе, в экспедициях в Подмосковье и заповедниках России, обсуждение и оценка выполненных работ. Мы очень гордились тем, что занимаемся настоящей научной работой. В «Трудах московского зоопарка» за 1949 год есть и моя научная работа о львах, изданная еще на стеклографе. Я не ставлю ее в общий список своих публикаций, стесняюсь почему-то. (Смеется). Именно тогда я начал учиться работать с литературой. У нас дома было много книг, но я брал книги еще и в библиотеке, сидел в читальном зале, делал выписки. Этот кружок потрясал и делал счастливыми всех, кто туда попадал, это было уникальное явление. Со дня основания и до сих пор в кружке поддерживаются традиции демократического управления, товарищества, глубокого уважения и любви к живой природе. Неизменно сохраняется тесная связь современных юннатов с кюбзовцами старших поколений. В КЮБЗе занимались не только образованием юннатов, но и воспитанием духа. Происходило нечто особое, некое братство единомышленников, не повторившееся практически больше нигде. И еще стоит отметить, что до КЮБЗа мы с девочками, что называется, вообще «не водились», мы о них ничего не знали и взаимно друг другом не интересовались. Обучение в школах было раздельным. А в кружке мы занимались все вместе, очень дружили, и это тоже добавляло жизни. КЮБЗ давал нам практически все для становления характера, личности, выбора жизненного пути. После окончания школы я поступил на биолого-охотоведческий факультет Пушно-мехового института, о котором мечтал всегда. Идейным главой и истинным руководителем там был профессор Петр Александрович Мантейфель, уже упомянутый мною как основатель КЮБЗа. А через два года моей учебы в МГПИ Н.С. Хрущев этот институт ликвидировал. Кстати, именно там я познакомился и подружился с Аликом Менем, впоследствии известным всем, как священник Александр Мень. Он был очень одаренным студентом, прекрасно учился, великолепно играл на гитаре, в то время это была большая редкость, сочинял тексты ко многим студенческим песням, благодаря его творчеству появился и знаменитый «Гимн охотоведов». После закрытия института я перешел учиться в Тимирязевскую академию. Мне всегда везло на встречи с интересными, выдающимися людьми. Повезло и на этот раз. В Академию из ликвидированного Пушно-мехового института перешел работать один из самых крупных в Советском Союзе зоологов, экологов, зоогеографов Борис Александрович Кузнецов, который после моего окончания Тимирязевки и четырех лет работы зоологом в заповеднике «Кивач», уговорил поступить к нему в аспирантуру и стал на долгие годы моим главным учителем.

Кем были ваши родители?

Филологами, окончившими Ленинградский университет по специальности «литературоведение». Мать была из Ростова, а отец из Киева. Отец многие годы работал в Москве редактором журнала «Лес» и «Лесная промышленность». Он рано потерял своих отца и мать и в 12 лет остался круглым сиротой. Поэтому бабушку и дедушку с отцовской стороны я не знал. Знаю только, что дед был одним из первых в России инженеров-электриков, а бабушка – специалистом по дошкольному воспитанию. С маминой стороны дед и бабушка были известными для своего времени актерами.

А как вы попали в Карелию?

Я уже учился на 4 курсе в Тимирязевской академии, когда во время преддипломной практики вдруг узнал, что кюбзовцы уехали в экспедицию в неизвестную мне тогда Карелию в какой-то заповедник со странным названием «Кивач». Директором заповедника тогда был замечательный ученый геоботаник, морфолог растений Федор Степанович Яковлев. Мне пришла идея поехать на каникулы в заповедник «Кивач» и поработать вместе с кюбзовцами, а практику отработать позже. Мой руководитель Б.А. Кузнецов разрешение на это дал, и я отправился в Петрозаводск, а затем в заповедник. Кюбзовцы там изучали кто птиц, кто рептилий, кто млекопитающих. А я был студентом постарше, поэтому возглавил работу всей этой экспедиции, а затем вернулся в Москву и завершил практику. А тут очень кстати мне сообщили работавшие с Яковлевым девочки-кюбзовки о его им письме, в котором говорилось о лестном для меня желании взять меня на работу зоологом. И я поехал, как тогда говорилось, «по вызову» в Карелию. Все складывалось как нельзя лучше. Я обладатель красного диплома, в моей путевке на работу написано: «Приглашается в заповедник "Кивач" для работы зоологом». Что может быть лучше! Меня, правда, не без труда, распределили в заповедник, и в августе 1958 года я прибыл в «Кивач», куда меня привезли на телеге, запряженной лошадью. Дорогу развезло от дождей. Там не было ни электричества, ни радио, ни телефона, ни дорог, зато мне дали отдельное жилье в деревенской избе. Впервые в жизни я стал обладателем собственной комнаты. Это было счастье. Оставшись один, я начал распаковывать багаж, в котором в основном преобладали книги, мама снабдила меня керогазом и кастрюльками. И тут вдруг навалилась страшная тоска. Зачем и куда я приехал из Москвы? Никогда ни раньше, ни позже ничего подобного я не испытывал. Но я был молод и сразу нашел противоядие –  лег спать. Проснувшись, я навсегда забыл о тоске и приступил к работе. Но, как известно, все, что происходит с нами – к лучшему. Когда в 1991 году меня выбирали в Российскую Академию наук, тот факт, что я, практически единственный из москвичей, после окончания вуза добровольно и навсегда уехал из Москвы на периферию и создал там, как говорили поддерживавшие меня на выборах академики, «известную своими высокими достижениями научную школу», послужил одним из главных аргументов для моего избрания в члены-корреспонденты РАН, причем именно по экологии. 
Кстати, одним из наших главных достижений в этой области, которым я особенно горжусь, могу назвать организацию в университете специальности «экология». Она существует в университете более 30 лет, и за это время мы выпустили несколько сотен высококлассных специалистов-экологов, успешно работающих на этом поприще не только в Карелии и Мурманской области, но и по всей России и даже за рубежом. К сожалению, по независящим от нас причинам, прием на эту специальность был временно прекращен, но теперь вновь открыт – было выделено 25 бюджетных мест! Но есть одна проблема: чтобы поступить на это направление, нужно сдать ЕГЭ по географии, а сдавать его абитуриенты не любят. Так вот, чтобы помочь им успешно сдать этот экзамен, мы решили организовать в университете совершенно бесплатные курсы для подготовки к ЕГЭ по географии. Так что приглашаем всех, кто хотел бы поступить к нам на экологию, воспользоваться этой возможностью.

Эрнест Викторович, расскажите о своей семье, в чем заключается семейное счастье?

С будущей женой я познакомился тоже благодаря Карелии и заповеднику «Кивач». Туда на практику приехала моя будущая супруга, с которой мы женаты вот уже 53 года.
Мы любили друг друга и всегда были заняты общей работой (она ведь тоже зоолог, кандидат биологических наук). Нам очень повезло, что мы вместе. У нас надежный семейный тыл. Должен сказать, что моя супруга – замечательный человек. Она тоже коренная москвичка, но без колебаний осталась со мной в заповеднике, где, кстати, я очень гордился тем, что был тогда не просто лаборантом, а старшим лаборантом. (Смеется). И позже, когда мне предлагали работу в других городах, включая и Москву, она без сомнений говорила: «Я поеду туда, куда поедешь ты». А я, как и она, и не собирался покидать Карелию. А семейное счастье, по-моему, заключается в том, чтобы иметь любимую супругу, которая понимает тебя даже лучше, чем ты сам себя, и вам вместе всегда хорошо, а порознь всегда плохо. А гарантом такого счастья служат любовь и здравый ум обоих супругов.

Какой вы начальник, строгий, но справедливый?

Об этом, наверное, стоит спросить моих подчиненных. Я же, как мне кажется, давно понял, что такое хороший начальник. (Смеется). Это тот, кто устраивает своих подчиненных. Когда начальник искренне мечтает только о том, чтобы нравиться своим подчиненным, и действительно их устраивает как начальник, заботится, чтобы им было комфортно на работе, чтобы они чувствовали себя защищенными, тогда и взаимопонимание найти легко. Я не могу сказать, что я, что называется, всеобщий любимец, но то, что меня в качестве декана единогласно выбирают вот уже почти 30 лет, говорит само за себя. По крайней мере, мне очень хочется на это надеяться.

Чем бы вы стали заниматься, если бы судьба сложилась по-другому?

Наверное, преподавал бы биологию в школе. Мне всегда очень нравилось преподавать. Работа преподавателя, тем более профессора уникальна. Вузовское преподавание – это ведь работа не со школьниками. Студенты – люди отобранные судьбой и самими собой. Это те, кому нравится заниматься именно биологией. В школе, если ученику не нравится биология, химия, математика, он все равно вынужден ими заниматься. Студенты же другие люди, более самостоятельные, зрелые и интересные, бывают в чем-то даже трудные. А теперешние студенты еще и ничего не боятся. И это замечательно. Это значит, что они по-настоящему свободные люди.

Чем вы занимаетесь в свободное время, есть ли у вас хобби?

Во-первых, это футбол. С удовольствием смотрю его по телевизору, это моя наибольшая страсть. А раньше с еще большим удовольствием сам играл в футбол. (Смеется). Расскажу такую историю. Брат ходил в кружок танцев, а я тогда фанатично увлекался футболом. И когда я узнал, что в конце занятий танцами дают бублик и три конфеты-подушечки, а главное, что после танцев они играют в футбол, матерчатым, конечно, мячом, кожаных тогда не было, то я попросил брата взять меня с собой. После танцев меня постигло огромное разочарование, танцы были, бублик и конфеты мне действительно дали, а вот в футбол они в этот день почему-то не играли. И я больше туда не ходил. А звание кандидата в мастера спорта по футболу я все-таки получил, но уже на последнем курсе Тимирязевки. А дальше заниматься футболом уже не пришлось. Все время ушло на научные экспедиции.
Во-вторых, я люблю книги, люблю читать, но не с компьютерного монитора, а бумажные книги. Для меня наслаждение даже просто подержать хорошую книгу в руках. Книги собираю с детства, и даже в маленькой полуподвальной родительской квартире в Москве умудрился собрать приличную по тем временам библиотеку из книг по биологии и зоологии.
В-третьих, очень люблю путешествовать, особенно ездить в разные страны. Правда, сначала считаю дни до предстоящей поездки, а там с не меньшим нетерпением опять начинаю считать дни, но уже до приезда домой. Я человек домашний, люблю свой дом и свой университет. Никогда не уехал бы из своей страны навсегда, только в гости или в командировку.

А что не любите?

Не люблю неискренности, подлости, отсутствия внимания и доброты к другим людям. Не люблю, когда обо мне говорят и пишут: «известный карельский ученый». Разумеется, я не возражаю, когда меня именуют просто «известным ученым», в крайнем случае «отечественным ученым», но не с прибавлением «карельский», а то получается, что я настоящий ученый, но только для Карелии. (Смеется).
Однажды дома я наугад взял один из томов из собрания сочинений А.П. Чехова, это оказались «Записные книжки», и увидел цитату, запомнившуюся мне своей глубиной и мудростью: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения. Что же национальное, то уже не наука». Гениально, на мой взгляд.

Что вы пожелаете студентам, чтобы достичь высот в профессии?

Надо самому найти свой собственный путь. Дело, которым ты собираешься заниматься, обязательно должно нравиться. Когда абитуриенты начинают выбирать профессию с родителями, при этом родители часто говорят во множественном числе: «мы решили поступать именно туда и именно потому, что эта специальность востребованная, престижная, денежная» – это не правильно. Заниматься всю жизнь можно только тем, что нравится именно тебе. Кстати, и в университет надо приходить за знаниями, за счастливыми годами учебы, а не за дипломом.

Что пожелаете университету, коллегам к 75-ти летнему юбилею ПетрГУ?

Сейчас, когда все наши вузы стоят на рубеже серьезных структурных преобразований, я желаю нашему любимому ПетрГУ сохранить и умножить свои замечательные традиции и достойно выдержать все испытания. Я желаю коллективу университета сохранить теплую, дружественную атмосферу, делающую всех нас по-настоящему счастливыми не только дома, но и на работе. Хочу пожелать всем нам, преподавателям, хороших студентов, а студентам – хороших преподавателей. Чтобы и те и другие понимали друг друга, нравились друг другу и навсегда полюбили наш университет. Я хочу пожелать нам всем здоровья, счастья и удачи и, конечно же, прочного мира и благополучия. Поздравляю всех с наступающим Новым годом, и особо – с предстоящим 75-летним юбилеем нашего университета!

Беседовала ТАТЬЯНА ФАДЕЕВА

2015 год.


Рецензии