Ч. 1Война на Средиземном море. Беженцев ещё не был

Прежде чем перейти к повествованию о войне на Средиземном море, завершу рассказ о битве за Атлантику краткой справкой о судьбах самых больших германских кораблей в Атлантике и на Севере. Линкор «Scharnhorst» английская эскадра потопила в бою у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года. Бой был жестоким.

В 19.45 линкор носом погрузился в воду и пошёл ко дну с работающими машинами. Британские эсминцы стали спасать из воды выживших немецких моряков, но получили приказ прекратить спасение и следовать в базу. Когда уходили, слышали в темноте крики моряков с линкора о помощи.

Успели подобрать из ледяной воды 36 человек. Остальной экипаж, 1 932 человека, погибли. На фотографии: переодетых пленников с завязанными глазами высаживают в Скапа-Флоу.

Второй линкор такого же класса, «Gneisenau», 11–го февраля 1942 года получил серьёзные повреждения во время сражения в Канале. Его отремонтировали в Киле. Когда ремонт был завершён, ночью английская авиация атаковала линкор прямо в доке.

Удачное попадание бомбы привело к взрыву зарядного погреба. Погибли 112 человек и 21 один были ранены. Немцам после этого так и не удалось ввести корабль в строй.

О потоплении линкора «Bismarck» 27 мая 1941 уже говорилось. Из 2 200 человек экипажа спасли только 114.

Линкор  «Tirpitz» пытались топить много раз, том числе и один раз авиация Северного флота, но безрезультатно. История об атаке линкора Николаем Александровичем Луниным на подводной лодке К-21 представляется недостоверной, впрочем, как и многие другие его «потопления» немецких кораблей.

12 ноября 1944 года эскадрилья тяжёлых английских бомбардировщиков пятитонными бомбами потопила линкор, стоявший в фиорде в Тромсё. Число погибших по разным источникам колеблется от 1 000 до 1 900 человек.

10 июня 1940 года Италия объявила войну Англии и Франции. Итальянские самолёты бомбили Мальту, где базировался английский флот, а французские корабли обстреливали побережье Италии. Помощь французов была непродолжительной, уже через две недели Франция капитулировала.

Новому режиму Виши немцы разрешили сохранить флот. Англичане остались одни со своими союзниками австралийцами. 6-го июля 1940 года итальянцы отправили конвой из четырёх транспортов в Ливию, где находились их войска. Конвой направлялся из Неаполя в Бенгази.

Англичанам, чтобы их одурачить, подбросили информацию, что суда идут в Триполи. Но, судя по дальнейшим событиям, тех не так просто было ввести в заблуждение. На итальянских транспортах находились 72 танка, 232 автомашины, 5 270 тонн топлива, 10 445 тонн боеприпасов и продовольствия, а также 2 190 солдат и офицеров.

Прикрывало конвой мощное соединение боевых кораблей. Среди них находился и линкор «Giulio Cesare», которому предстояло погибнуть в 1955 году в Севастопольской бухте под названием «Новороссийск».

Надо же такому случиться, что в это же самое время, из Александрии, занятой английскими войсками, отправили два конвоя на Мальту, тихоходный и быстрый. Их охраняло не менее сильное соединение английских кораблей.

8 июля во второй половине дня итальянский самолёт-разведчик обнаружил конвои и охранение. Итальянская авиация берегового базирования в количестве 72 самолётов атаковала волнами  английские корабли.

Разница между немецкими и итальянскими лётчиками заключалась в том, что немцы предпочитали более рискованные атаки пикирующих бомбардировщиков, их торпедоносцы летали на высоте 2-3 метров над морем, а итальянцы предпочитали бомбить с высоты три с половиной километра.

Кстати, немецкие подводники стреляли торпедами с самой близкой дистанции по сравнению с подводниками других стран.

Тем не менее, одна из бомб попала в мостик крейсера «Gloucester». Для восемнадцати человек, включая командира корабля, война сразу окончилась, они погибли.

9 июля произошло сражение между английской и итальянской эскадрами в районе Калабрии, «носка итальянского сапога».

Не вдаваясь в подробности, кто в кого сколько раз попал, и с какого расстояния, которые вряд ли интересны большинству читателей, скажу лишь, что потопили на мелком месте только один итальянский эсминец «Leone Pancaldo», который потом подняли. Это отличилась английская подводная лодка «Swordfish».

Отличившуюся подводную лодку «Swordfish» в ноябре 1940 года потопил вместе с командой из сорока человек немецкий эсминец. Её останки покоятся на глубине 46 метров в 12 милях от острова Уайт. Их обнаружил подводный ныряльщик. Место считается военной могилой и охраняется в соответствии с законом 1986 года «О защите военных останков». 

Получили повреждения корабли обеих сторон. Англичанам, в основном, нанесла повреждения итальянская авиация в количестве 126 самолётов. Помогло английским морякам то, что 50 итальянских самолётов добросовестно отбомбили собственные корабли, но никого не утопили.

Английские артиллеристы стреляли более метко, однако у англичан не было такой мощной воздушной поддержки.

11-го июля противник поквитались: итальянская подводная лодка «Guglielmo Marconi»  потопила английский эсминец «Escort». Итальянская отличившаяся подводная лодка пропала без вести вместе с экипажем в Атлантическом океане в октябре 1941 года.

Противники разошлись по своим базам, а забытые всеми транспорты благополучно добрались до портов назначения.

 Когда Франция столь неожиданно капитулировала у англичан остались только два пути доставки самолётов для усиления Мальты: через пустыню Сахара и северную Африку, либо по Суэцкому каналу в Египет, а оттуда на авианосце на Мальту.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/16/1662


Рецензии
Крайности были.

Григорий Аванесов   20.06.2019 21:52     Заявить о нарушении
Были, никуда не деться.

Владимир Врубель   21.06.2019 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.