Масленица - память о весеннем Новолетье
Масленица является отголоском древнего Новолетия, которое у славян и древних русичей праздновалось в марте вплоть до XIV века. Определялось оно днем весеннего равноденствия и считалось по лунному календарю. День весеннего равноденствия называли Солнцеворотом, Коловратом или Великднем. Ритуальные действия, приуроченные к весеннему Новогодью-Новолетию, были связаны с вполне внятным астрономическим событием – увеличением светового дня, который становится длиннее ночи, а вместе с этим наступает переломный момент года к лету. Ритуальные и обрядовые действия праздника были предназначены для стимуляции сил плодородия в природе. В связи с этим празднование сопровождалось чествованием бога Велеса или Волоса, покровителя скотоводства и земледелия. Празднование Великдня, которое позднее преобразовалось в празднование Масленицы, продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения природы. Новолетие встречали широко и раздольно с обильным столованием. По давним поверьям считалось: как человек встретит год, так он у него и заладится. Потому и не скупились русичи в эти дни на щедрое застолье и безудержное веселье.
С приходом на Русь христианства и введением Великого поста празднование весеннего Новолетия было смещено и перестало соответствовать тому времени года, которому посвящалось. Так, символическая встреча весны, которую обрядовые действия должны были приближать, приходилась на время, когда зима еще не утратила своей силы окончательно и до действительного прихода весны было сравнительно далеко. В связи с этим по прошествии некоторого времени Новолетие преобразовалось в Масленицу и стало восприниматься как праздник проводов зимы и закликания-встречи весны.
Великдень или весенний Солнцеворот издавна был общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Соответственно это правило сохранилось и для празднования Масленицы, неучастие в котором могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречало как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России. Порядок проведения Масленицы имел свои особенности в зависимости от местности.
В течение всей Масленичной недели большое внимание уделялось поминанию предков. Этот обычай в России был распространен повсеместно. Было принято всю неделю посещать кладбища и “прощаться” с умершими родственниками. Наиболее важным днем Масленичной Недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. Этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные обиды и неприятности.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
ДНЕВНИК МАСЛЕНИЦЫ
Масленица или сырная неделя – это неделя перед Великим постом. Начинается она с понедельника и заканчивается Прощеным воскресеньем. В более древние времена Масленицу встречали с Власьева или Велесова дня, т.е. с 24 февраля. Время празднования отсчитывали по лунному календарю и начинали праздновать на молодой луне с понедельника, идущего после 24 февраля.
Велес – скотий бог, у него борода в масле и он шлет на русскую землю Масленицу, чтобы отогнать от дворов Коровью Смерть и Скуду. По древнему поверью в феврале «ходит по дворам Коровья Смерть, портит коров и коз, болеть их заставляет, душу из них вынимает. А Волос шлет Масленицу на Русскую землю, чтобы принесла она благополучие и благоденствие, которое напрямую связывалось с коровой – кормилицей». В знак чествования Велеса на Масленицу пекли пышки и блины.
Каждый день Масленичной недели имел свое название и отмечался по-особому, за каждым днем были закреплены определенные действия и правила поведения. Вся же Масленичная неделя именовалась «барыня-масленица», «госпожа масленица», «честная», «широкая», «веселая», «обжорная», а то и «разорительница». Предшествовала Масленице Пестрая неделя. К этому времени заканчивались свадьбы и начиналась активная подготовка к празднику. По сути, Пестрая неделя являлась началом празднования Масленицы.
-------------------Пестрая неделя, неделя накануне Масленицы
---Суббота Пестрой недели – «Малая Масленка». В некоторых местах о встрече Масленицы заботились еще с субботы Пестрой недели и начинали заранее печь блины. На Владимирщине начинали праздновать "малую Масленку" и азартно катались с гор.
---Воскресенье Пестрой недели – "мясное воскресенье". В некоторых местах Вологодщины наносили визиты родственникам, друзьям, знакомым и приглашали в гости на Масленицу. Тесть ездил звать зятя "доедать барана".
-------------------Масленичная неделя
---Понедельник – "встреча". Это день, когда деревня к деревне ходила в гости. В этот день нельзя было оставаться дома в избе: остался дома – к несчастью, к скуде. В Подмосковье в этот день молодежь делала из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В ее руки вкладывали помазок и блин – главные символы Масленицы. Во многих семьях в этот день начинали печь блины.
Начинали кататься с гор дети и молодожёны, которые поженились в этом году. Ребятишки катались с горок все дни Масленицы, а молодожены до четверга. С гор съезжали на санях, салазках, на обледенелых рогожках. Катанью с гор в старину придавался особый смысл. Считалось, например, что которая пряха дальше других проедет, у нее самый лучший лен уродится. Кроме катания с горок ребятишки сооружали снежные горы, лепили снеговиков. В более южных районах, где снег был в это время уже влажным, катали снежные шары на гору и спускали их с горы.
---Вторник – "заигрыш". Ряженые собирались ходить по дворам, делали чучело Масленицы. Иногда это был соломенный сноп или голик. С готовым чучелом ряженые ходили по дворам, чтобы хозяйки могли откупиться от скуды и несчастья.
---Среда – "лакомка". Баловались блинами со сметаной, маслом, творогом, земляничным вареньем. Ходили в гости со своими блинами и угощали блином всех встречных. На Лакомку тещи принимали зятьев и угощали их блинами. В этот день теща пекла блины и вдосталь кормила ими своего зятя, если, конечно, он был ей по душе.
Со среды к катанию с гор и на лошадях подключается неженатая молодежь. "Вообще катание на тройках наперегонки под песни, под гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому."… "Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару."
---Четверг – "широкий", "разгуляй". Четверг недаром назывался широким. С него-то праздник и разворачивалась во всю свою ширь. Центральной фигурой праздника была Масленица, с которой были связаны основные масленичные обряды. В этот день пекли и ели блины, пировали и славили возрождение солнца, солнечных дней, устраивались всеобщие катанья с гор и на тройках. Мужики выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега. Много было обычаев, прославляющих молодоженов.
---Пятница – "тещины вечера", "тещины вечерки". Это самое главное событие, связанное с молодоженами и справляемое по всей Руси. В этот день зятья угощали тещ блинами в ответ на тещино угощенье в среду. Кроме угощения блинами зятья дарили тещам подарки. В этот день продолжалось всеобщее катанье, горки поливали водой и спускались с них. Более всего катались с горок ребятишки и холостая молодежь.
---Суббота – "золовкины посиделки", "проводы". Молодые невестки принимали родных со стороны мужа. "Что говорить - мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами, сговориться в житье-бытье."
Всю масленичную неделю малые ребята, подростки, парни и девушки ходили по дворам и собирали старье для масленичного костра. Суббота была завершающим днем этой подготовки. Они выпрашивали у поселян старье приговором:
Ельник, березник —
На чистый понедельник
Уж то ли не дрова:
Осиновы дрова,
Березовы дрова,
Подавайте нам сюда,
На масленицу, на горельщицу...
---Воскресенье - "прощеный день", "прощеное воскресенье" или проводы Масленицы. "В этот день прощали друг друга, горькое и досадное с душ снимали, обиды избывали." В прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. Во многих местах снаряжали масленичный поезд и молодежь до позднего вечера ездила на санях с чучелом Масленицы. На закате дня за деревней на горе устраивали костер, на котором это чучело сжигали.
Статья написана в 2006 году,
редакция 2017 года
В качестве иллюстрации и дополнения к статье можно посмотреть видео, сделанное по моему сценарию: https://www.youtube.com/watch?v=84NfBc54i34
Свидетельство о публикации №217021502161