13. Шахматный клуб. Борис Андреевич Швецов

НА СНИМКЕ: Борис Андреевич Швецов, один из основателей шахматного клуба СО АН.


Я не знаю, начали ли играть в шахматы первые поселенцы Золотой Долины сразу после приезда, и кто привёз с собой туда шахматы, но абсолютно убеждён в том, что у Льва Васильевича Овсянникова, будущего академика, приехавшего в июле 1959 года, они были. Страстный любитель шахмат, он не мог не играть в них в свободное время.

Не знаю только, были ли у него в Золотой долине достойные партнеры. Сам он играл, в чем я вскоре убедился, в силу 2-го, а, может быть, и 1-го спортивного разряда.

Разумеется, я тоже приехал с шахматами и даже с шахматными книгами. В минуту отдыха я раскрывал либо книгу с лучшими партиями Чигорина, либо другую – чемпиона мира Алёхина «Мои лучшие партии» и разбирал партии, радуясь их красоте.

Я уже писал, что мы провели в Институте гидродинамики турнир на первенство Института, где Овсянников завоевал первое место и стал первым чемпионом Института.

Сразу вслед за этим турниром, мы провели чемпионат Академгородка, пригласив в турнир шахматистов других институтов, благо они тогда работали в здании Института гидродинамики. Здесь мне посчастливилось выиграть все решающие партии – и у Овсянникова, и у Пашкова, и у Седыха.

Так что первым чемпионом Академгородка был я. Правда, лаврами меня не увенчивали никакими. Грамоту всё же выдали. Все это было ещё в 1960 году.

Потом меня начали приглашать в команду СО АН, но уже не в шахматы, а в шашки, так как узнали, что я перворазрядник и по международным (стоклеточным) шашкам.

Соревнования проводились в городе между вузами и СОАН, потому что они шли по линии ДСО профсоюзов «Буревестник». Организовывало соревнования, вероятно само ДСО «Буревестник», но, по-видимому, организаторы тогда работали в институтах, находившихся не в Академгородке, а в самом Новосибирске.

Потом я играть перестал. Но в институтах в шахматы играли. Помню, что уже через несколько дней после того, как наш институт начал работать, мне был задан вопрос о необходимости создания шахматного клуба и выделении помещения.
В нашей концепции было и создание шахматно-шашечного клуба.

Я попросил Игоря Закожурникова, который любил в свободное время поиграть в шахматы, хотя и был слабоват в них, подготовить решение о создании Шахматно-шашечного клуба. Теперь я думаю, что к такому решению он меня ловко подвел.

Очень трудно было пристроить клуб в какое-либо помещение, и в первое время шахматисты (шашистов тогда не было) играли в Институте геологии и геофизики (после работы, разумеется). С трудом, но квартира для шахматистов нашлась. Мы нашли им место в одной из полнометражных квартир, где они могли собираться по вечерам. Ответственность за них Игорь, по моей просьбе, взял на себя. Тогда была такая практика: когда Объединённому комитету профсоюза предоставлялась квартира для какого-нибудь кружка, - нужно было назначить ответственного.

Были закуплены шахматы и шахматные часы. Здесь наибольшую активность проявил Боря Швецов, которого я знал и раньше, как страстного музыканта, создавшего оркестр народных инструментов в Академгородке. Оказалось, что шахматы – его второе хобби. Он вскоре встал во главе клуба. Сначала неофициально, а потом официально - директором.

С таким человеком во главе, как Боря, я теперь за клуб был спокоен.

Я только недавно узнал, что, оказывается, Боря Швецов и Игорь Закожурников учились вместе в одной школе. Они мне этого никогда не говорили.

 Когда всё было готово, Закожурников и Швецов пришли ко мне как-то вечером в ОКП и повели показывать результаты своего труда. Мы задержались в клубе на несколько часов.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/27/253 


Рецензии