Время собирать камни

По паспортным данным день рождения Николая Русаковича, директора Любанского лесхоза – 2 января. В действительности же он родился в декабре за несколько дней до церковного праздника святого Николая. Собственно по этой причине и нарекли родители новорожденного именем святого угодника. Эти несоответствия в будущем также прослужат причиной одного курьезного случая, произошедшего в начале 90 х, когда кабинет министра лесной отрасли занял новый хозяин.
Произошло все в первый рабочий день нового года. Министр звонил, чтобы поздравить своего подчиненного с днем рождения. Выслушав пожелания начальника и поблагодарив за теплые слова, Русакович добавил в конце: «Только Валентин Павлович, вы опоздали ровно на две недели». «Как? – послышалось на другом конце провода недоуменное восклицание. Словом, перезвонил министр через какое-то время вновь в Любанский лесхоз и укорил именинника: дескать, ты, что это насмехаешься над начальством? Собственноручно пролистал твое личное дело, ошибиться не мог.
Когда директор лесхоза объяснил обстоятельства чехарды с датами его дня рождения, оба посмеялись над родительской проницательностью Русаковичей, пожелавших. Чтобы их первенец начинал отсчет своей земной жизни не с конца, а с начала года. 
С любанским    директором знаком второй год. В основном приходилось встречаться на различных совещаниях, семинарах, коллегиях Минского ПЛХО. В неофициальных беседах он веселый человек, любитель острой шутки. Taкие  люди всегда в центре внимания. Слушаешь их и ожидаешь какой-нибудь занимательной истории. Такова натура директора из Любани — заядлый охотник и рассказчик, самая, что ни на есть кладезь житейских баек. Когда же Русакович решает производственные проблемы, это уже иной человек. Предельно серьезный, расчетливый. Не просчитав все варианты «за» и «против», выгодно это предприятию или убыточно, не будет принимать никаких реальных шагов, ко всему еще предварительно взвесит все с  философской точки зрения. 
   До развала Союза в каждом лесхозе отрасли имелись цеха по изготовлению хвойно-витаминной муки. В одночасье буквально все предприятия демонтировали оказавшееся в то время ненужным оборудование цехов,
приспособив освободившиеся площади под деревообработку. Директорский корпус исходил из того, что производство витаминной муки стало не выгодно: колхозы и совхозы не могли за нее дать ту цену, которую просили лесоводы. Николай Русакович рассуждал иначе: рано или поздно установка все же будет востребована временем, поэтому законсервировал цех, а обслуживающий персонал обеспечил работой на участке деревообработки. Второй год, как установка АВМ вновь дает продукцию, так необходимую сельским труженикам. И хотя прибыль от производства муки в основном значится в
бухгалтерской отчетности, а реальных денег, получаемых за ее реализацию на банковском счету кот наплакал, тем не менее, Николай Андреевич понимает, что без помощи сельскому хозяйству страна может ввергнуться в продовольственный кризис. Таковы реалии сегодняшнего дня. Да, не нравится любанскому директору диктат местной вертикали, не по душе содержание различных циркуляров, постановлений так называемых декретов, но он государственный служащий, а не политик, и этим все сказано.
Не только один Русакович вспоминает 90—94-е года, как время экономической самостоятельности предприятий. Конечно, контроль со стороны государства нужен, но не диктат. Что производить, по какой цене продавать и кому — должен решать руководитель. Главное, чтобы предприятие работало рентабельно и исправно платило налоги в госказну. Простые истины рыночной экономики. Увы, понятия эти  если не забыты, то вспоминаются  в прошедшем времени. Разве стояла бы перед любанцами  проблема, где взять деньги для строительства новой конторы для лесхоза, если бы валютный счет предприятия не пустовал или не было должников за отгруженную продукцию. Вроде увеличил лесхоз по сравнению с 1990 годом объем
производства в 12 раз, а финансов не хватает. Тем не менее, Русакович эту идею решил воплотить уже в первые годы нового тысячелетия. Сколько можно ютиться в стареньком здании, построенном в 1936 году?
— Выступлю перед   коллективом, выскажу все за и против, на заработках людей строительство не отразится, но поработать придется более интенсивно. Думаю, народ поймет, — сказал тогда Николай Андреевич.
Авторитет директора в коллективе велик. Подчиненные уважают его за спокойный нрав, за умение убедить, не прибегая к власти. Разговаривает со всеми на равных, без нотки в голосе: я директор — ты подчиненный. За 14 лет своего директорства воспитал 6 лесничих, так что есть на кого опереться, потому, как те видят в нем в первую очередь не начальника, а учителя. Таковым считает его и младший брат Владимир — лесничий Кациновского лесничества. Разница в возрасте 8 лет. Когда старший сдавал экзамен в Белорусский технологический институт, младший учился в начальных классах.
Впервые Николай Русакович оказался в большом городе, вдали от родной любанской деревушки Осовец, где остались мать, отец-лесничий и братья. Николай уже знал по чем фунт лесникового хлеба. В старших классах во время летних каникул постоянно подрабатывал в местном лесничестве — ходил в помощниках у отца. Увлекся и охотой. Еще, будучи школяром, в 16 лет в порядке исключения его приняли в общество охотников и рыболовов. Тогда-то, бродяжничая с ружьишком по окрестным лесам, стал примечать юный охотник огромные валуны, восхищаться их мощью и в то же время причудливыми легкими формами. Каждый камень не походил на другой, ветра веков отшлифовали, и, казалось, забыли изготовить для их оправы. Может, тогда у Николая и родилась мечта: создать музей этих произведений природы под открытым небом.
 Минск встречал молодого лесника дневной суетой и шумом городских улиц. Николай любил тишину. Разве может человек услышать природу, когда тонет в таком гаме и реве людей и машин. Не потому ли для него желанней тихий спокойный провинциальный городок, а еще лучше деревня с ее медленным размеренным ритмом жизни. Столица разочаровала Русаковича. Сдав три экзамена на отлично, на последнем по химии получил два балла. Не шутка ли, экзаменатор на решение задачи дал ему ровно столько времени, сколько сам курил папироску.
-- Я тогда только и смог сосредоточить все свое внимание на процессе курения преподавателя, -- рассказывал директор, вспоминая тот трагикомический эпизод. В приемной комиссии были удивлены такому фиаско абитуриента и хотели разобраться в причине его неудачи. Но Русакович решил вернуться домой. Мог ли тогда предположить, что спустя несколько лет, после окончания Полоцкого лесного техникума, который закончил с красным дипломом, судьба вновь сведет его с тем же преподавателем по химии. Вторая попытка поступления в институт предоставляла возможность сдать только один экзамен по химии с условием, что получит высший балл. Однако его знания химик оценил на 4. Спустя год Николай все-таки поступил в БТИ на заочное отделение лесохозяйственного факультета. Пошел и на повышение. Двенадцать лет проработал лесничим в Яминском.
Годы сгладили юношеские разочарования и обиды, как бы ни был термист путь, но достиг своей цели. Еще когда получил на руки красную корочку диплома об окончании техникума, сказал землячке-однокурснице, что до директорства дорастет обязательно. Не упрям Русакович по натуре, а упорен. И это качество закалило время. Другая черта его характера -- верность. Верность своему делу, себе, людям, которые окружают. Как-то в беседе на вполне прозаичные житейские темы произнес: «Я доволен тем, что у меня есть. Люди порой долго ищут свою вторую половинку. Находят, вроде она, а затем, спустя какое-то время, разочаровываются и вновь ищут.  Мне повезло в жизни». И это замечательно, что человек суетлив, что дома его ожидает та, которой верен все эти годы и без которой не мыслит будущего. В 2001-м чета Русаковичей Николай Андреевич и Зоя Михайловна отметили свою серебряную свадьбу.
Семейное фото, на котором изображены супруга и три дочери -- неизменный атрибут его рабочего стола. Ольга старшая, трудится в Минске инженером-экологом в областной инспекции по экологии, средняя, Вера, — студентка инженерно-экономического факультета БГТУ и младшенькая Татьяна -- ученица восьмого класса. Зоя Михайловна -- педагог-математик на ней, собственно, и лежит воспитание детей. Только вот в выборе профессии дочери ориентируются на отца. Слишком сильна в нем любовь к природе и это чувство передается окружающим.
— Чудной твой Николай, — как-то сказал Русаковичу-старшему сосед, встретив лесника на улице. — Все камни какие-то возит.
А новоиспеченный директор, едва возглавив лесхоз, считай, с первых дней стал претворять мечту юности в реальность. Нынче вдоль любой дорога, ведущей в райцентр, можно увидеть огромные каменные глыбы, разрисованные художником-оформителем. Нынешней осенью директор объявил во всех школах конкурс на лучший рисунок на тему охраны лесов от пожаров и охраны животного мира. Утвердил по каждой номинации премии: велосипед, фотоаппарат, роликовые коньки. В конкурсе «Лучший сборщик шишек» среди школьных лесничеств победителей ожидает туристическая поездка по республике. Чем не воспитательная работа? Кстати, лучшие сюжеты рисунков художник лесхоза перенесет на камни-великаны, на которых будут указаны фамилии авторов. А назвать их камнями-аншлагами, предназначение которых воспитывать в людях бережное отношение к природе — язык не поворачивается, потому, как они сами есть неотъемлемая часть этой же природы и несут в себе более глубинный смысл.
Один из таких исполинов лежит у обочины дороги на повороте в Осовец. К отчему дому Николай Андреевич приезжает очень редко — тот уже опустел. После смерти матери двадцать лет отец жил один. Как-то посоветовал сын старому леснику, мол, женись, одиночество — не сладкий хлеб, на что тот ответил: «Лучше твоей матери уже не найду». Так и ушел, верный памяти своей супруги. Еще полгода после кончины отца Н.Русакович приезжал в Осовец пока, как сам выразился, грусть не ушла. Хотя и осталась она там, у отцовского порога. Верность долгу и терпение -- слова, ставшие девизом Николая Андреевича. Этому его учили родители, этому учился у жизни.
Да вознаградит судьба того, кто имеет терпение. Говорят, Русакович консервативен, не раз упрекали за это, находили и другие недостатки. У высокого начальства обязанность такая, только любанский директор продолжает считать, что первостепенной и основной задачей лесовода является охрана, приумножение лесной нивы и животного мира. В конце года добился, что лесхозу выдали все-таки лицензию на организацию лесоохотничьего хозяйства — территория немалая, 41 тысяча гектаров. И сразу же директор запретил всякую охоту в этих угодьях. «В наших лесах скоро и зайца днем с огнем не сыщешь», — сетует он в адрес БООРовских охотолюбов.
         Кто-то может, скажет, что Любанский лесхоз — середнячок в объединении, ничем таким не отличается от других лесных предприятий. Выпуск товарной продукции, хотя этим ли только показателем можно соизмерять дела руководителя? Да, можно упрекнуть директора в том, что у лесника среднемесячная зарплата не более 55 тысяч рублей. Только эти люди занимаются охраной леса и не привлекаются ни на какие заготовительные работы. Директор убежден: обязанность лесника следить за порядком в лесу, а ни проводить различные рубки. А заработки: так кто на сдельной трудится, тот и получает. Водители лесовозов, трактористы в месяц зарабатывают более ста тысяч. Этих денег лесничий, как руководитель,  не имеет.
А разве не славится лесхоз в объединении своей пчелопосекой? В хорошие медосборы урожай составлял по 6 тонн меда. С одного улья накачивали более 20 килограммов. За тот сезон, несмотря на плохие погодные условия, пасека дала 3, 6 тонны — чем не показатель произведенной товарной продукция?  И команда пчеловодов у директора то, что надо. Инесса Манчиц начинала с памятного 1986 года, когда зимой вымерзла почти вся пасека. Вместе с Русаковичем занималась ее возрождением. А ведь в объединении на ковре у генерального директора за это получил накрутку, несмотря на то, что только в должность руководящую вступил. Сейчас вместе с пенсионерами-пчеловодами К.Борисевичем и Б.Сойко трудится молодежь -- мастер-пчеловод В.Новиков и выпускница Смиловичского сельхозтехникума, зоотехник-пчеловод И.Борисович, дочь рядового пасечника.
Смена поколений, считает Николай Русакович, должна проходить плавно, а не в форме бездумной ротации кадров. К слову будет сказано, лесоводам известны кадровые перестановки в директорском корпусе в Городокском лесхозе, Мозырском РСУ, Полоцкой ПЭДМС. И что дало это? Лучше ли стали предприятия в своих производственных показателях? В первом случае, как говорят, молодой и неопытный, без году неделя, после окончания учебного заведения возглавив лесхоз, завалил всю работу. В двух других смена руководства опять же ни к чему хорошему не привела. Они, как и их предшественники, оказались заложниками реальных экономических обстоятельств, сложившихся в республике.
В Любань приезжал в середине декабря, как раз накануне дня рождения Н.Русаковича. Чем не предлог написать о человеке?   Накрапывал дождь, улицы, дома утопали в тумане, казались серыми и унылыми. Декабрь был продолжением осени. На прощание еще раз поздравил директора с юбилеем и пожелал снежного Нового года. 16 декабря, в день рождения Русаковича, выпал снег, и природа приятно преобразилась.
2000 г., декабрь.


Рецензии