Ах, блины, сорок саженей длины

Ах, блины, сорок саженей длины

        Масленица на Руси с древних времен – самый веселый и раздольный общенародный праздник. Не случайны и эпитеты, применяемые к ней – широкая, касаточка, неточка, переберуха, сахарные уста и так далее.
В этом году начало Масленицы с предстоящего понедельника – 20 февраля. И завершится масляная неделя 26 числа Прощеным воскресеньем.
Как еще с детства запомнилось, звонко и зазывно выбивали на Масленицу церковные колокола – «бли - ны мас – ля – ные – е… бли - ны масс – ля - ные…». А народ словно того и ждал, погостивши и захмелевши в гостях, дружно вываливались на улицу, взявшись за руки, с припевками и частушками начинали свой хоровод. Глядь, тут же бойкий паренек растягивал тальянку: пошло закружилось веселье. Никто тут уже не устоит, всех затянет в свой омут этот водоворот веселья  в Масленицу. Это был настоящий праздник для всех, праздник встречи весны.
Еще издревле перед Масленицей хозяева и хозяйки хлопочут о предварительной закупке рыбы, масла, яиц, муки пшеничной и особенно гречневой. Без гречневых блинов Масленица была не в Масленицу. После блинов обычно ездили кататься. Делали всем народом катальные горы, устраивают балаганы.
«Ах, ты, чтобы Масленица-размасленица не семь дней, а семь недель была…»,  «Ах, блины, мои блины, блины масляные, сорок саженов длины…», - неслось на катальной горе или же  по кругу в хороводе.
А вообще-то Масленица начиналась с легкой руки молодоженов. Прямо с первого дня, понедельника масляной недели, они заводили веселье. К столу с масляными блинами, ароматным домашним пивом приглашали родню и близких. Вслед за ними по всей улице начинали ходить друг к другу в гости.
Помнится, в детстве, еще в семидесятые годы теперь уже прошлого столетия у нас, в Республике Марий Эл, на второй день праздника  по соседним селам и деревням, где проживали родственники, уже катили лошади. Все разукрашенные в ленты, на санях ковры настелены. С песнями, гармошками. Вот веселье, так веселье было даже нам, малышам. Из окрестных сел и деревень и к нам, в нашу Мари-Олму съезжались на лошадях. Приезжали аж из соседней Республики Татарстан и Кировской области, благо, мы жили почти на стыке Татарии и Кировской области (по здешним, Чукотским меркам, 50 – 60 километров – это и на оленях не расстояние).
А в последний день масляной недели, в воскресенье, всю ночь продолжались гулянья. На окраинах улиц под ночным небом вспыхивали кострища – сжигали соломенные чучела. Опять вокруг них те же хороводы, игры до самого утра.
«Прощайте, блины-оладьи, да здравствуют хрен да редька», «Сегодня чистый понедельник, ничего не делают, из чулана в чулан бегают, поедят-пообедают». Наступал Великий пост, который тянулся целых семь недель.
Жаль, что в последние 25 – 30 лет много таких ярких светлых народных праздников и гуляний кануло в Лету. И то верно, кризис…


Рецензии
Замечательные воспоминания , Эрик !
Столько в них жизненной силы, доброты и радости, что хочется поскорее окунуться в этот сказочный мир .
Спасибо огромное, получила истинное удовольствие !
Удачи и творческого вдохновения !
С уважением и теплом. Жанна.

Жанна Светлова   15.02.2017 23:56     Заявить о нарушении