Трагедия первого директора
Ей было всего 12 лет, когда в 1933 году Смоленский городской суд приговорил отца, заместителя начальника управления «Заплес» за антисоветскую пропаганду к 12 годам лишения свободы. Мать, Ксения Ипполитовна, вскоре после суда официально расторгла брак с мужем. Сделала это ради будущего детей: 12-летней Ирины и двух старших сыновей, потому как судьба отца могла исковеркать их жизни (в те времена дети таких родителей были лишены возможности получить хорошее образование). О том, что Ксения Ипполитовна была духовна верна своему супругу, свидетельствует факт: до самой его смерти воспитывала детей одна. С супругом связывали письма, которые тот пересылал ей через свою мать. По рассказам Ирины Макаровны, в семье почему-то не было принято вспоминать, тем более говорить об отце. Никто из детей не знал содержания писем. Видимо, таким образом женщина пыталась оградить сыновей и дочь от переживаний, которые терзали ее.
Макар Сильницкий родился в Лепеле в 1886 году в семье фельдшера. Отец врачевал, мать занималась домашним хозяйством. Вот, пожалуй, и все скудные данные о родителях отца, которые знала Ирина Макаровна. Увы, с ее братьями, ныне здравствующими (старший — в прошлом профессор Ленинградского института железнодорожного транспорта и средний — проработавший всю свою трудовую жизнь начальником цеха на подмосковном Коломенском паровозо-строительном заводе), встретиться мне не довелось.
Вспоминает Ирина Макаровна:
"Отец закончил Белостокский институт, который готовил специалистов лесного хозяйства. Долгое время работал лесничим Грановского лесничества (ныне Горянское) под Полоцком. При каких обстоятельствах отец познакомился с нашей мамой, не знаю".
Ксения Ипполитовна родом из деревни Крезы Ошмянского района. Отец, как и Сильницкий-старший, работал фельдшером.
Может быть, эти обстоятельства и послужили в какой-то степени причиной знакомства с будущим супругом. До замужества она учительствовала. Можно предположить массу вариантов, каким образом и где молодые познакомились. Но как бы там ни было, в 1915 году в одном из православных храмов Городка они обвенчались. После замужества Ксения Ипполитовна полностью посвятила себя семье. В 1917 году родился их первенец. Так что Октябрьская революция ознаменовалась для молодой семьи Сильницких еще большим укреплением брачных уз".
В 1921 году на заседании коллегии Витебского губернского отдела профессионального образования было решено открыть в Полоцке на базе бывшей царской школы лесных кондукторов, в которой готовили специалистов лесного хозяйства для казенных лесов, лесной техникум. Благо, в большинстве своем преподавательский состав школы сохранился. Директором техникума был назначен лесничий Грановского лесничества Сильницкий. В этом же году в семье родилась дочь Ирина.
Вспоминает Г.Чеботарь, в прошлом преподаватель лесной таксации:
"Весь преподавательский состав техникума в то время имел звание ученый-лесовод, учебные помещения размещались в здании бывшего женского епархиального училища".
И вновь стыкую скупые воспоминания Ирины Макаровны с биографическими данными, полученными у тех людей, кто был, к сожалению, заочно знаком с первым директором Полоцкого лесного техникума, чья жизнь трагически оборвалась вдали от родных и близких ему людей: жены, сыновей, дочери, родителей, друзей, просто сослуживцев. В Полоцке судьба свела семью Сильницких с К.В.Итомлинским, который приехал из Брянска и преподавал в техникуме математику. В дальнейшем этот человек сыграет значимую роль в судьбе Ксении Ипполитовны и ее детей. Он дружил с директором техникума, был частым гостем в их доме, может быть, и к ней, Ксении Ипполитовне, не был равнодушен, как мужчина к женщине. Даже когда в 1924 году директора Полоцкого техникума перевели в Горецкую сельхозакадемию, в которой открылась кафедра лесоэксплуатации, Итомлинский и семья Сильницких поддерживали дружеские связи. Почти 7 лет Макар Григорьевич проработал в сельхозакадемии. Детские воспоминания Ирины Макаровны, когда отец ее жил с ними, очень хорошо запечатлели именно этот период жизни. Забегая вперед, замечу, что с 1931 по 1932 годы Сильницкий преподавал в Гомельском институте леса, т.е. стоял у истоков создания института, а затем в 1933 году получил назначение в Смоленск.
Вспоминает Ирина Макаровна:
"Отец очень любил носить косоворотку — белую льняную рубаху с белорусским орнаментом на груди. Это была его любимая повседневная форма одежды. Ему приходилось довольно часто бывать в командировках в Ленинграде, куда он ездил на стажировки. Для нас, детей, такие поездки всегда оборачивались приятным сюрпризом — отец привозил различные сладости. Он очень любил играть в крокет. В Горках, в Академгородке, было специальное поле для игры, где после занятий собирались преподаватели и студенты. Словом, именно на этом поле проявлялся истинный демократизм между людьми: теми, кто учился и кто учил. Отец был очень интеллигентным человеком, спокойным, уравновешенным. В разговоре родителей, да и с нами, всегда сквозила эдакая взаимоуважительная подчеркнутость. Был ли он вольным и смелым в своих высказываниях в отношении существующей власти, не знаю".
В 1933 году Макара Григорьевича арестовали. Заместителя начальника управления "Заплесом" обвинили в антисоветской пропаганде (лишь спустя 23 года он будет посмертно реабилитирован), сослали на Дальний Восток в Биробиджан на лесоразработки. В 1943 году семья получила извещение о смерти. Большего власти не сообщали, потому по сей день неизвестны как причина смерти Макара Григорьевича, так и место, где он похоронен.
После ареста мужа Ксения Ипполитовна вынуждена была искать работу. Именно в это тяжелое для нее и детей время на помощь пришел К.Итомлинский. Константин Владимирович часто приезжал в Смоленск к Сильницким. Помогал
деньгами, поддерживал духовно. Позже, уже после войны, не раз предлагал Ксении Ипполитовне стать его женой, но всегда получал отказ. И, тем не менее, женщина нередко с детьми проводила летние каникулы в Полоцке у Итомлинского.
Воспоминает Г.Чеботарь:
"В Полоцкий лесной техникум я устроился на преподавательскую работу в 1949 году. Как-то сразу стали дружны с Константином Владимировичем. По сути дела, он взял на себя опеку над семьей первого директора. К.Итомлинский был заядлым цветоводом. Все цветники возле техникума были сооружены его руками. На тележке возил землю, обустраивал клумбы. Помогали и учащиеся техникума. Любовь к цветам, если хотите, говорит об уравновешенности человека, чистоте его помыслов.
Когда дети Ксении Ипполитовны выросли и разлетелись по городам и весям, уже имели свои семьи, вдова переехала жить в Полоцк к Итомлинскому.
...В 1961 году старший сын Ирины Макаровны Казюковой, Юрий Александрович, поступил в Полоцкий лесной техникум. Что чувствовал юноша, зная, что его дед, Макар Григорьевич Сильницкий 40 лет назад стоял у истоков техникума, был его первым директором? Конечно, это обязывало ко многому. И главное, быть первым в учебе.
...Многие судьбы людей, попавших в жернова истории тех страшных 30-х годов XX века, схожи в своем трагизме.
Одна из них — трагичная судьба первого директора Полоцкого лесного техникума.
Свидетельство о публикации №217021500535