Не допускать неритмичных мест...

Письменная речь имеет не только смысл, но и ритм, и гармонию. Аристотель. // Непрерывность течения речи – это большое достоинство писателя, непрерывность и в то же время сжатость её. Максим Горький. // …остерегаться ритмов прозы Конрада: притягивает! Скотт Фитцджеральд – Хемингуэю. // У каждой настоящей (талантливой) подлинной прозы всегда есть свой ритм. Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов, соответствующее характеру того или иного куска прозы. Вообще писатель должен держать читателя в постоянном напряжении, вести его за собой и не допускать в своём тексте неясных или неритмичных мест, чтобы читатель не рисковал споткнуться на этих местах и не вышел тем самым из-под власти писателя. В этом напряжении, в овладении читателем, в том, чтобы заставить его думать и чувствовать одинаково с автором, и заключается задача писателя и действенность прозы. Константин Паустовский. // Беда многих книг и фильмов в потере темпа в середине повествования. Знакомо каждому. Долго читаешь книгу, и неожиданно теряешь к ней интерес. Смотришь, сколько страниц осталось. Юрген Вольф. // Ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, вся сразу. Об этом Чехов говорил Горькому: в сознании читателя «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду». Ритм прозы зависит от таланта, чувства языка, от хорошего «писательского слуха», схожего со слухом музыкальным. Константин Паустовский. // …до какого предела можно ритмизировать фразу, не теряя разговорной интонации. Сомерсет Моэм. // Если в прозе в результате сочетания слов получится стих, то это считается промахом, и тем не менее мы хотим, чтобы это сочетание наподобие стиха обладало ритмическим заключением, закруглённостью и совершенством отделки. Цицерон. // …специфическая форма ритмической прозы, образующей своего рода переход от поэзии к прозе в собственном смысле. Вадим Кожинов. // Ритм, ритм для меня важнее. Это одна из причин, по которой у поэтов редко получается проза. Они ритма прозы не чувствуют. Вот ни Бродский, ни Мандельштам не чувствуют ритма прозы. Ритм прозы чувствовали только Пушкин и Лермонтов. Если не поймаешь ритм прозы, какие бы ни были у тебя мироощущения, как бы ты ни был умён, ты прозу не напишешь, ты напишешь эссе. Фридрих Горенштейн. // Обычно считается, что прозаик далёк от музыки: это неверно. Что останется от него без музыки? Жюль Ренар. // В прозе ритмы не менее важны, чем в стихах. Виктор Ардов. // Периоды, диктуемые им, были подчинены музыкальному ритму, который нёс его на себе, как волна. Без этого ритма, почти стихотворного, Леонид Андреев не писал даже писем. Корней Чуковский.


Рецензии