Воспоминания. Часть9. Научная работа

        С 2 февраля 1980 года я приступил к работе в небольшом филиале (точнее, группе) Всесоюзного научно-исследовательского института золота и редких металлов (ВНИИ-1), только что созданном в поселке Омсукчан.

        Руководил филиалом Илья Михайлович Чешев, с которым у меня были дружеские отношения. Ранее он работал директором Омсукчанского горно-обогатительного комбината.

        Основной задачей нашего филиала являлось совершенствование технологии добычи золота и серебра из уникального по запасам месторождения под названием «Дукатское». В филиале я первое время занимал должность старшего инженера, а с середины 1984 года, после ухода Чешева на пенсию, – младшего научного сотрудника и, одновременно, – руководителя филиала.

        Между прочим, уже в 1982 году за успехи в работе я был удостоен почетного звания «Лучший специалист объединения Северовостокзолото» с вручением соответствующего удостоверения и достаточно высокой премии.

        Здесь, будет к месту сказать, что, проводя почти половину времени в командировках в самом институте, я наблюдал лень и безделье очень многих из его сотрудников.

        Так, сотрудники невысокого ранга, возвратившись с рыбалки в воскресенье, уже в понедельник (непосредственно на работе) начинали готовиться к рыбной ловле в следующие выходные дни. А сотрудники более высокого уровня и, соответственно, более состоятельные, часами бездельничали, толкуя о проблемах своих личных автомобилей и способах их решения.

        Любителей побездельничать я неоднократно наблюдал и на производстве, выезжая на предприятия с целью испытания или внедрения своих разработок.

        Приведу такой пример. На руднике им. Матросова, перед спуском в шахту, рабочим дают выпить по пол-литра молока в связи с вредными условиями труда. Затем, рабочие спускаются в шахту, заходят в просторную слесарную, рассаживаются, кипятят чай, пьют его и еще минут двадцать с хохотом травят анекдоты.

        Поработав пару часов, они возвращаются в это помещение и все повторяется снова в течение 30-40 минут. К анекдотам добавляется обмен политической информацией. Минут за 30-40 до окончания шестичасовой смены рабочие снова собираются в слесарной.

        Такое разгильдяйство мне было весьма неприятно, буквально выводило меня из себя. Ведь оно, в значительной мере, тормозило мою исследовательскую и внедренческую работу. А только этим и были заняты все мои помыслы.

        В нашем филиале я обычно работал с девяти утра до семи часов вечера; вернувшись домой, до десяти часов помогал жене в делах по дому и в воспитании детей, а затем снова шел на работу, где занимался делом до двух часов ночи. Кстати, в первый же день моей работы в филиале (2 февраля 1980 года) жена родила мне вторую дочь, которую я назвал Инессой.

        Отработав три года в филиале института, я поступил в заочную аспирантуру, а еще через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Эксплуатационное опробование месторождений золотосеребряной формации на примере Дукатского месторождения». Зашита состоялась в Свердловском горном институте.

        Большую помощь в работе над диссертацией мне оказал мой научный руководитель – доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой этого института Владимир Фаддеевич Мягков. До сих пор я с благодарностью вспоминаю этого умнейшего и честнейшего человека.

        К примеру, после моей успешной защиты (голосование членов Ученого совета было единогласным) Владимир Фаддеевич не позволил мне организовать в ресторане вечеринку, чтобы, по давно установившейся в ученом мире традиции, отпраздновать это важное событие.

        И, если признаться честно, я был этим очень доволен, так как сэкономил существенную денежную сумму для своей семьи. И второй пример: если я, по его просьбе, привозил из Магадана красную рыбу, приобретая ее в магазине, то он всегда требовал чек и отдавал мне деньги за покупку.

        Благодарен я и Антону Степановичу Власову – заведующему лабораторией ВНИИ-1, в которой я работал, за то, что он свел меня с Мягковым. По собственной инициативе он организовал приезд Мягкова в Магадан и туда же вызвал меня из Омсукчана.

        Видя мою увлеченность научной работой, он оказывал мне содействие в опубликования научных статей и обеспечении благоприятных условий при обучении в заочной аспирантуре.

        Немалую помощь в исследовательской работе мне оказали наши друзья: И. М. Чешев, руководивший филиалом и создававший все условия для плодотворной работы и В. И. Чешева, лучший картограф Омсукчанской экспедиции. С. Д. Гитин, помогал мне в организации экспериментов и обработке их результатов.

        Тема моей диссертационной работы полностью совпала с направлением моих исследований по институтской тематике, что помогло мне добиться существенных результатов.

        В ходе проведенных исследований, с применением методов математической статистики, мне удалось установить закономерности распределения полезных компонентов в рудных телах месторождения. А это, в свою очередь, позволило рассчитать сеть опережающей и сопровождающей эксплуатационной разведки месторождения по методике, разработанной ранее В. Ф. Мягковым.

        Значительный экономический эффект был получен в результате чрезвычайно удачно выполненного мною математического описания высокой корреляционной связи между содержаниями серебра и золота в полусотне рудных тел месторождения.

        Поначалу эту работу выполнял сектор математических исследований ВНИИ-1, в распоряжении которого был десяток ЭВМ. Однако, его сотрудники подошли к решению этой задачи чисто формально, израсходовали на нее полгода и, в результате, выдали мне несколько десятков очень громоздких уравнений самого разного вида и порядка.

        Будучи не удовлетворен результатами работы этого сектора, я взял отпуск и, в течение месяца увлекательнейшей работы на дому, решил эту проблему. Жена с детьми находилась в то время в отпуске в Киргизии и меня ничто не отвлекало от любимого дела.

        В итоге, эта корреляционная связь была описана мною для всех рудных тел очень компактным уравнением одного вида, представляющим собою единую конструкцию из двух простых уравнений: прямой линии и экспоненты.

        Персональных компьютеров на производстве тогда еще не было, и полученная мною формула вводилась в программируемый микрокалькулятор, что позволяло менее чем за минуту рассчитать содержание золота в пробе по уровню содержания в ней серебра.

        Последний параметр устанавливался с помощью рентгенорадиометрического экспресс-анализа, тогда как для золота такого экспресс-анализа не существовало.

        И, наконец, в результате моей научно-исследовательской работы были рекомендованы, разработаны, изготовлены и внедрены в работу технические средства эксплуатационной разведки, как для открытого, так и для подземного способов эксплуатации месторождений золотосеребряной формации.

        Сразу же после защиты диссертации, в 1986 году, я перебрался в Магадан, где находился ВНИИ-1, и там был аттестован в должности старшего научного сотрудника. Первого февраля 1990 года на Ученом совете ВНИИ-1 меня избрали заведующим лабораторией геолого-маркшейдерских работ.

        В этот период я получил два авторских свидетельства на изобретения: «Расширитель», 1989 год, № 4661627 и (в соавторстве) «Долото для ударного бурения», 1991 год, № 4735603.

        Позднее, занимаясь преподавательской работой, я продолжил свои научные изыскания и запатентовал два новых изобретения.

        За время работы во ВНИИ-1, проводя испытания и внедряя свои разработки, я неоднократно побывал в командировках на рудниках им. Матросова, Карамкен, Кубака, на Чукотке (рудник Валькумей и прииск Полярный), на Урале (Березовский рудник) и даже в Закарпатье (Мужиевское месторождение золота).
 
        Самыми напряженными, плодотворными, и, пожалуй, самыми счастливыми периодами в своей жизни и работе я считаю прежде всего 12 лет работы (1980-91) во ВНИИ-1, а также по одному году (1967 и 1968) до и после открытия месторождения «Кварцевое» в Восточном Казахстане и четыре года работы (1973-76) в составе Северо-Эвенской экспедиции.

        Иллюстрация: И. М. Чешев (слева) и я, 1983 год


Рецензии
Познакомился, Олег,с Вашими воспоминаниями о работе и получил ответ на интересовавший меня вопрос, занимались ли Вы Дукатом.Дело в том,что Дукат некоторое время был конкурентом свинцово-серебряного м-ния Канимансур, который разведывала наша ГРЭ.
Мой отец настоятельно советовал мне поступить в аспирантуру, считая, что научная работа наиболее интересна. Меня работа главным геофизиком экспедиции увлекала, административных должностей удалось избежать, и я после 10 лет работы защитил кандидатскую соискателем. без поступления в аспирантуру.С уважением

Анатолий Белаш   30.10.2018 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий, за прочтение моих воспоминаний! Благодарю и за то, что поделились со мною сведениями о своей деятельности, о месторождении Канимансур.
С уважением,

Олег Ярошенко   30.10.2018 16:55   Заявить о нарушении