Остров. Часть 8. Глава 2

ЧАСТЬ VIII. Глава II.


Когда Георг предложил Речел участвовать в плавании, она согласилась, предполагая, что они поплывут к Карфагену, как и планировалось в июле, однако только после выхода в море она неожиданно для себя узнала, что планы грека существенно изменились. Посещение Карфагена и Италии отодвигалось на конец их путешествия. Вначале он устремился на Крит. Речел, в общем, было безразлично, куда они плывут. Хотелось уплыть подальше от острова, где слишком многое напоминало ей о пережитых кошмарах. Однако уже первое знакомство с реликвиями минойской культуры убедили ее, что «призраки подземелий» не оставят ее и здесь.
 
Кносс располагался примерно в семи милях, между берегом Эгейского моря и холмами к югу от него, где протекала река Катсаба, знаменитый Кайратос древних сказаний. На пологом холме находился колоссальный город-дворец с прилегающими к нему резиденциями аристократии и богатых купцов. Все это связывала сеть мощеных дорог.

Георг с первых же шагов взял на себя роль гида, решительно отказавшись от услуг местных греков, попытавшихся заработать несколько драхм за свои байки у заезжих туристов. Он хотел, чтобы молодежь сразу же привыкала пользоваться только проверенной или хотя бы научно обоснованной информацией. С этого дня и практически в течение всех их путешествий Георг доверял роль гида посторонним только тогда, когда был, безусловно уверен, что сообщаемая информация будет иметь действительную ценность.

Теперь же он рассказал, что в городе жило не менее восьмидесяти тысяч человек, а во дворце более десяти тысяч.  Богатый город-резиденция царей был настолько могущественным, настолько уверенным в мощи своего флота, что не имел стен. Враги не могли даже помыслить приблизиться к границам Крита. Дворец властвовал над «народами моря», а они властвовали над всем средиземноморьем. Мощные стены Трои, Микен и других центров средиземноморской цивилизации только говорили о том, кто был властелином этого мира, а кто был вынужден к покорному подчинению.

Дворец был олицетворением этой власти. Все это стало понятно только благодаря англичанину Артуру Эвансу, который совсем недавно, только в начале века раскопал критские дворцы и создал основы для изучения древней критской цивилизации - знаменитого царства царя Миноса из мифов древней Греции. Георг обратил внимание молодежи, насколько запутан план Кносского дворца. Легенда о смертельном лабиринте Минотавра находила в нем явное подтверждение. Без «нити Ариадны» вырваться из него было сложно.

Дух того, к чему они прикоснулись в Храмах недавно покинутого острова, теперь пропитывал все вокруг них. Они прошли через пронизанные солнцем открытые дворики, окаймленные, воздушными портиками со знакомыми, сужающимися к низу колонами.  Осматривали фантастическую живопись фресок украсивших стены двориков, коридоров и залов дворца. Еще раз поразило пристрастие критян к ярким краскам, уже знакомое по находкам на острове. Царская дорога привела от царской стены к массивным западным воротам, откуда начинался коридор процессий, украшенный изумительными фресками, подлинники, которых они позднее увидели в музее Ираклиона. Больше всего запомнился «Принц Лилий», а изображения придворных дам или жриц в платьях с обнаженной грудью и игры с быком были просто аналогом того, что Речел уже видела в своих храмах.

Подобные Кноссу города – дворцы были построены на Крите в Малии и Фесте.  Их они осмотрели в эти же дни. Особенно ей запомнились развалины прекрасной виллы-фермы «Агиа Триады» рядом с Фестом.  Все сооружения объединяли единые архитектурные, и художественные решения. Даже далекой от всего этого Речел было ясно, насколько найденное ими на острове, было подобно тому, что она видела теперь здесь.

Изысканные вестибюли с портиками, ступенчатые площадки, стенные росписи лишь повторяли или продолжали то, что она видела в подземных храмах острова.  Скоро Речел стало ясно, что все, что хранилось в музее Ираклиона или уже было воссозданным в самих дворцах Крита, оставалось лишь жалкими крохами по сравнению с богатством, которое   скрывалось в подземельях их острова. Каждый подлинный фрагмент живописи, каждая статуэтка или изысканный кувшин, увитый изображением морского чудовища, воскрешал в памяти стенные росписи, скульптуру и утварь, найденную ими. 

Теперь она не сомневалась, почему Георг посвятил первое плавание этому острову.  Все сокровища Крита    были лишь малыми фрагментами грандиозного полотна, найденного ими в Храмах, отвоеванных у моря на забытом острове.

Георг понимал, что младшие дети, да и Речел в силу своего образования мало знали о том периоде истории, и поэтому много цитировал   античных авторов, упоминавших Крит. Рассказывал об Артуре Эвансе, раскопавшем Кносс и Федерико Хольбере работавшем в Фесте.

Свои беседы грек продолжил уже на яхте, когда после короткой утренней экскурсии, «Ариадна» покинула Крит и взяла курс к берегам уже знакомого острова. Он понимал, что молодые де Гре со временем должны будут стать самыми близкими помощниками старших сестер, и поэтому хотел возбудить в них искренний интерес к тому, чем те занимались в подземных храмах. Его стремление подвести итог увиденному, создать определенную систему знаний, получаемых молодежью, такие беседы сделало традицией, которой придерживались и во всех последующих плаваниях по историческим местам средиземноморья. 

Он рассказывал уже не только об Эвансе, но и о Генрихе Шлимане задолго до него, раскопавшего Трою и Микены. И в Микенах, и в Трое влияние Крита было на столько очевидно, что Эванс и его последователи с полным правом ввели в научный оборот понятие крито-микенская цивилизация.

Все это дало Речел повод задать вопрос, который возник у нее еще при посещении дворцов. Она довольно хорошо знала Грецию и помнила, что все основные достопримечательности, на которые обращали ее внимание там, чаще всего были развалинами   храмов, посвященных разным божествам. На Крите ни одного храма ей не показали. Упоминали об отдельных культовых местах или помещениях, но храмов не было. Не было понятно, и каким богам они поклонялись. Обстановка университетского семинара явно поощряла к диалогу, и она решилась. 

- Георг это все интересно, он я не понимаю вот чего. Все мифы говорят о богах и героях. Царь Крита Минос, Тесей, Ариадна все они герои этих мифов, но где храмы богам, без которых эти мифы не возможны? В Греции эти храмы везде, а здесь о них даже не упоминают. И кто были эти боги? - Неожиданно для себя Речел задела тему, которая стала основным направлением изысканий, которыми собрался заниматься Георг в этом плавании.

Грек явно не ожидал такого вопроса. Девушка мыслила гораздо глубже, чем он думал.

- Речел, ты умница! Историю Крита нам донесли мифы классических эллинов, и они населили этот мир своими богами, но «народы моря» поклонялись не им, точнее не совсем им. Их боги были старше почти на тысячу лет и эти боги в лучшем случае стали прообразом тех богов, которым поклонялись древние греки. Впрочем, следы этого можно найти в мифах тех же греков.

- Мифы древних греков прекрасны! – присоединилась к беседе Бет.

- Но, похоже, они просто вольный пересказ или даже сочинение более поздних авторов. То, что мы видим в нашем святилище, плохо им соответствует.

- Да по моемому совсем не соответствует, – не сдержалась Речел.

- В мифах много двусмысленностей, но такой явной сексуальной распущенности, как та которой пропитана вся обстановка наших храмов, нет. Я бы не стала показывать их детям. – И увидев, что младшие де Гре обиженно насупились, спохватилась.

-  В конце концов, Маргарет и Вивьен уже взрослые, но Берти?

Георга явно развеселила реакция девушки, и он решил сразу же подчеркнуть свою позицию.

- Милая моя, ханжеская мораль нашего общества пропитала все. И извините тебя тоже. Это не твоя вина – скорее беда. Собственно, с этим я и Бет боремся уже много лет.

А Берти? Он видит только историческую правду. И ему и нам важно в результате понять, что же мы нашли. В одном я уверен, что перед нами историческая правда без купюр. К сожалению, современная европейская культура встретит нас с нашим открытием в штыки.

Освободиться от того, чем пропитано наше общество непросто. Это большой и не благодарный труд. Тем более, что в результате кроме проклятий в свой адрес, ничего хорошего   ты не услышишь. А мифы, о которых мы говорим, несомненно, прошли тщательную цензуру в свое время. В этом наш приятель Макдедли, несомненно, прав. Ни одного подлинного письменного произведения античности мы не имеем, а списки делали монахи и уж тут точно все, что противоречило их взглядам, вымарывалось или искажалось. Слава богу, разные переписчики правили разные места и следы правды можно найти. Собственно, это, по всей видимости, породило несоответствия и противоречия в мифах. Вот от этих противоречий мы начнем отталкиваться.

Именно боги, которым поклонялись народы моря, меня интересуют больше всего. Их цивилизация старше греческой, как минимум на тысячу лет. Она возникла и расцвела тогда же, когда возникли большинство древних государств     Ближнего Востока и Междуречья. У всех у них были часто очень похожие божества.

В первую очередь речь может идти о «Богине-матери», Великой богине плодородия, которой поклонялось все восточное средиземноморье. Иштар, Аштарот, Астарта и другие - это были имена все той же богини, но она имела еще одно имя Ванесса – госпожа. Именно ей поклонялись на Кипре в знаменитом святилище Пафоса. Афродита – Пеннорожденная, всего лишь один из ее псевдонимов. Так что Венера латинян в этом смысле прямо происходит от великой богини Пафоса.

- Но, на Крите, ни храмов, ни изображений Афродиты нет? – Еще раз подтвердила свои сомнения Речел.

- По поводу храмов я должен с тобой согласиться. Храмов нет, но не надо забывать какие ужасные катаклизмы уничтожили цивилизацию «народов моря», они могли не сохраниться.  А вот изображения? Кого изображали жрицы и статуэтки женщин со змеями?

Если посмотреть, то такие же изображения найдены в Микенах и на предметах из Трои.  Вполне законно предположить, что во всех этих местах поклонялись одному божеству и судя по костюмам жриц примерно одинаково. Можно с уверенностью сказать и о том, кто это был.

Троянец Парис отдает золотое яблоко покровительнице города Афродите. Троянец Эней, основатель древнеримского государства считается прямым потомком Венеры-Ванессы, Богини-госпожи, Богини плодородия. Великой богини, которой поклонялись на всем Ближнем востоке. Но Крит здесь играет особую роль.

Традиционно считается, что Афродита родилась на Кипре, но это явная дань тому, что на этом острове сохранился ее древний храм, в котором ей служили даже после пришествия христианства. Однако большинство сказаний говорит о том, что родиной Богини был Крит. С него она перебралась на Киферу, где ее храм греки считали самым древним и почитаемым. А оттуда она уже попала на Пелопоннес, и дальше ее культ распространился по всей Греции и Ближнему Востоку, включая Кипр.

Так, что это похоже критская богиня. Афродита имела много ассоциаций с морем. Пол Кносского дворца был выложен раковинами. На украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи, каракатицы и тритоны считались ее священными животными. В раннеминойских захоронениях раковин тритонов было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте. Так, что могущественные «народы моря» могли довольно быстро распространить свои верования по всему восточному средиземноморью.

О том, что культ Афродиты пришел в Грецию с Крита свидетельствует, например, Павсаний. Тесей ввел поклонение ей в Афинах, вернувшись с Крита, но первым центром поклонения ей на материке была древняя Эфира - Коринф классических греков. Однако самым древним и самым священным у эллинов считался Храм Афродиты Урании на острове Кифера. Статуя самой богини в Храме была деревянной и изображала богиню вооруженной.

Георг на мгновение замолк, обдумывая дальнейший рассказ и, слушавшая с интересом Речел воспользовалась паузой:

- Хорошо богиню мы нашли, но как   объяснить то, чему поклонялись в наших храмах? Венера - Афродита была богиней любви, нежности.

Георг хотел ответить, но эту роль на себя взяла Бет:

- Дорогой ты абсолютно прав. Крит на самом деле связывает все воедино! Точнее наш остров. Кифера, похоже, стала центром после того, как море поглотило наш Храм. А с тем, что тебя Речел смущает все ясно. Все, что казалось непристойным, в описании культа Афродиты вымарали много веков назад, но не учли, что это самая древняя   богиня восточного средиземноморья единая для всех народов пусть и под разными именами. Поэтому вполне справедливо, например, посмотреть описание культа богини Иштар.

Бет подошла к книжному шкафу и вынула томик энциклопедии. Нужное место нашла быстро и начала читать:

- Культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами – «кадишту». Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов.  Наиболее распространенные эпитеты -
«владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница». В иконографии Иштар иногда изображается со стрелами за спиной.

Ну, вот Речел, противоречий, пожалуй, нет. Между Ванессой и Иштар разница только в названии. Упоминания о таких же оргиях в Пафосе встречаются не однократно. Принести на алтарь богини свою девственность перед свадьбой было честью. А ведь все описания этих обрядов отрывочны и явно искажены. Найденный нами Храм, когда ни будь, поможет установить истину.

Утром следующего дня, когда красавица «Ариадна» пришвартовалась у пирса островной гавани, на берегу их встречали близняшки и теперь уже ставший с ними неразлучным Макдедли.

Дети наперебой начали рассказывать об «открытиях», которые им удалось сделать во время их путешествия на Крит. Речел предпочла помолчать, а Георг только многозначительно улыбался. По-настоящему все свои соображения по поводу роли «Богини-матери» в культуре Крита он высказал только после завтрака, когда все успели переговорить между собой, и он смог их настроить на деловой лад. Он подробно изложил все, о чем они говорили долгими вечерами во время плавания. Его сообщение явно заинтересовало сестер, а Макдедли был просто в восторге:

- Георг! Я не рассчитывал, что так быстро найду взаимопонимание с твоей стороны.

- Ну, Дуглас, я скорее отдаю должное твоему анализу ситуации с современной исторической наукой. И все же я пока придерживаюсь традиционных взглядов, хотя не могу не согласиться, что ситуация с хронологией и подлинностью исторических документов действительно удручающая.

Наше посещение Крита и беседы, которые мы вели в свободное время, позволили сделать интересные предположения. В первую очередь о роли «Богини – Матери» в истории всего Восточного средиземноморья.

Речел с интересом слушала говоривших, но все больший интерес у нее вызывали отношения близняшек с Дугом. То, что сестрицы привычно устроились по обе руки от него и, не стесняясь, не споря друг с другом, обнимали его. То, как, явно привычно, он клал свою руку на плечи, или обнимал за талию одну из них. То, как мимолетным поцелуем благодарил соседку, положившую свою голову ему на плечо. То, как его руки, а порой и губы ласкали их обнаженные плечи – говорили, что его роман с сестрами в самом разгаре. Причем с обеими сразу.

Речел не сомневалась, что, и Бет внимательно следит за происходящим. Хотя и должна была отдать ей должное.  Даже мимолетного взгляда в их сторону она заметить не смогла.

Два дня отдыха на острове пролетели быстро, и вечером в воскресенье яхта отдала швартовы и ушла в новое плавание.

***

Второе плавание было посвящено материковой Греции. Точнее народу, который изначально населял ее. Георг   решил, посетит столицу Агамемнона, в общем-то, малоинтересные развалины в глубине Пелопоннеса.

    Руины Микен  в отличие от Крита на Речел впечатления не произвели. Даже знаменитые львиные ворота и тоннель внутри городских стен Тиринфа, были, по сути, грудой грубо обработанного камня.

Путешествие по Пелопоннесу было единственным случаем в эту осень, когда любознательная шестерка не возвращались на корабль ночевать. Четыре дня они провели в нанятых автомобилях, осматривая древнегреческие достопримечательности. Ночевали в гостиницах и поэтому всерьез обменяться мнениями об увиденном смогли только когда оказались на палубе «Ариадны».
 
Речел не понимала, зачем они потратили столько времени на эти никчемные камни и музеи. Даже развалины Олимпии ей мало, что говорили. Микены убедили ее только в том, что они явно старались подражать Криту.

Цель путешествия стала ей ясна только, когда Георг уже на обратном пути на остров рассказал о Пеласгах. К нему присоединилась Бет, которая захотела поговорить по поводу пеласгийской архитектуры в Греции.
 
Бет рассказала, что Львиные ворота в Микенах, которые упоминает еще Павсаний, единственный монумент пеласгического искусства, сохранившийся с доисторических времен в Греции. Она обратила их внимание, что Туринские ворота, похоже, принадлежат той же эпохе, и их возведение приписывается Циклопам.

Что эти ворота имеют очень сильное сходство с тирено-пеласгическими развалинами в Италии, это, например, - стены Косы, Сегны, Фиезолы. Так что это позволяло думать, что пеласги населяли Грецию и Италию.
 
Правда Бет заметила, что похожие развалины находят в Малой Азии, где нет никаких легенд относительно пеласгов. Но Георг с ней не согласился:
- Пеласги были «народом моря». «Народы моря» были союзниками Трои. То дружили, то воевали с хеттами, между прочим народом тоже индоевропейским. Так, что их присутствие в Малой Азии очевидно. В связи с этим, мы возвращаемся к теории, что полуострова Греции и Италии были поочередно заселены ответвлениями одной первоначальной нации, проживающей когда-то давно в центральной части Западной Азии, и говорящих на одном языке, из которого, постепенно изменяясь, возникли Греческий и Итальянский диалекты.

Микены подражали Криту, завидовали ему и, в конце концов, стали его приемниками, когда чудовищные землетрясения подорвали мощь «народов моря». Но до того, как ахейцы утвердили свою власть над ними, не только Пелопоннес, вся Греция, Эгейские острова, да и вся Малая Азия принадлежали Пеласгам – библейским филимистианам. И те же библейские источники говорили об их тесной связи с Критом и прямо называли их «народом моря».

Народом, который по свидетельству Гомера и других античных авторов был союзником троянцев во время великой войны. Народом, который уступил свои позиции в Греции только под напором ахейских племен, но не остановил своей экспансии в другие районы.

Народом, которому практически принадлежала вся Сицилия и значительная часть Италии. Римские авторы прямо указывали, что Помпеи, Геркуланум и многие другие итальянские города были основаны пеласгами.  Троянец Эней просто бежал к своим родственникам или, по крайней мере, союзникам.

Народом, который вместе с другими «народами моря», еще до знаменитой троянской эпопеи, приложил руку к полному уничтожению великой хеттской империи.

Народу, который перенял у хеттов искусство выплавки железа, и на долгие годы ставшему монополистом в этом деле во всем восточном средиземноморье.

Только теперь Речел, наконец, поняла цели, которые преследовал Георг своей поездкой по историческим местам. Он явно решил, что храмы на острове связаны с Критом, где находился естественный центр крито-микенской цивилизации, и искал следы «народов моря», там, где о них упоминалось.

***

Все третье плавание было посвящено Неаполитанскому заливу. Расстояние до Неаполя яхта преодолела за полтора дня, и у путешественников было время заранее обсудить все то, что представляло для них интерес.  Главным было посещение Помпеи, Стабии и Геркуланума. Георг надеялся найти в этих городах следы «народов моря», хотя прекрасно понимал, что они сами сошли с исторической арены почти за тысячу лет до того, как погибли эти города.

Время было ограничено – всего три дня и знакомство с Неаполем было поверхностным. Главное внимание уделили неаполитанскому музею археологии, где были собраны наиболее ценные экспонаты, найденные в погибших городах.

Речел поразило предвидение грека. То, что она увидела, отличалось от того, что она видела на Крите и в храмах их острова. Но отличие это было    чисто внешнее. Другой была техника, которой владели скульпторы и художники, но по содержанию это было повторение того, что она видела в найденных храмах. Культы, которые, царили в погибших городах, были, несомненно, близки к тому, чему поклонялись в их храмах.

Изображения разнузданных вакханалий, Приапа с непомерного размера детородным органом, Фавнов совращавших мальчиков, и самих сходящихся между собой. Слишком многое было отмечено печатью непомерной эротики, и Георг еще раз согласился с Макдедли.

- Да. А Дуг прав. Все это могло сохраниться только под слоем пепла и нашли это уже тогда, когда уничтожать античные непристойности было уже не в моде. По сути, это говорит только о том, что настоящих нравов того времени мы не знаем.

Посещение Помпеи, Стабии и Геркуланума, только убедили их в его правоте. В Помпеях сохранились следы около тридцати публичных домов, часто украшенных изображениями тех услуг, которые там предоставлялись. И дорога в них обозначалась указателем в виде мужского фаллоса. А ведь были еще Термы, где такого рода услуги предоставлялись не только в Риме.

Бани и купальни были во всех крупных особняках. В Помпеях самыми крупными  были Стабиевы Термы и Термы Форума находившиеся прямо в центре города к северо-западу от храма Аполлона.

Вообще, для Речел Помпеи хорошо продемонстрировали нравы того времени. И дело было не только в публичных домах. Она запомнила виллу, где на стене своей спальни хозяева поместили фреску «Пьяный Геркулес соблазняет и лишает невинности нимфу». И картин подобного содержания в Помпеях можно было найти немало. Других комментариев на тему нравственности жителей города можно было и не искать.

На традиционном семинаре во время обратного плавания Георг рассказал, что в Риме была упорная, причем явно шедшая снизу тенденция к тому, чтобы мужчины и женщины мылись в банях одновременно и совместно. Император Адриан специальным указом разделил бани на мужские и женские, но не прошло и полувека, как Марку Аврелию понадобилось снова уничтожать совместные бани, которые быстро возродились после первого запрещения. Последнюю попытку их ликвидировать полувеком позже сделал Александр Север. Отсутствие позднейших свидетельств говорит, скорее всего, не об устранении самого явления, а о том, что с 30-х гг. III в. императорам было уже не до того. Что из этого совместного купания получалось, видно из эпиграмм того же Марциала.

Кстати Бет напомнила, что профессия женщины банщицы в мужской бане была довольно распространена в средние века. Более того, в Праге существовала целая корпорация банщиц. Какого рода услуги они оказывали можно догадаться. Было бы странно, если бы молодые женщины за деньги, только намыливали спину мужчинам.

***

Последнее, четвертое плавание в том году Георг посвятил Карфагену, июльское плавание к которому собственно и начало череду приключений, пережитых Речел и ее подругами.

Про себя Речел отметила, что осмотр развалин Карфагена, по сути, был формальностью. От финикийского города практически мало, что осталось еще во времена Рима. Римляне снесли город до основания, и все, что было построено позже, уже было римским городом.

Однако вернее было сказать, что Карфаген, на месте которого осталось не слишком много интересного, был только поводом, чтобы посетить Лепис-Манга – хорошо сохранившийся древнеримский город в ливийской пустыне. Раскопки в городе итальянцы начали еще в тринадцатом году двадцатого века. Однако, только в пятьдесят первом англичане под чей протекторат перешли эти территории после войны и чувствовавшие себя хозяевами в «суверенном королевстве Ливия», начали восстановление города.

Уже привычные камни разрушенных городов, плиты мостовых, обломки колон и сохранившиеся фрагменты зданий слишком напоминали уже виденное до того, навивали скуку. Впрочем, в этой поездке скучала не только Речел. Карфаген и развалины Лепис-Манга ничего нового не принесли и все, не сговариваясь, решили, что посетить их было надо только потому, что именно плавание в Карфаген стало началом тех событий, которые привели всех на их остров.

«Ариадна» закончила свои круизы по средиземноморью в этом году и возвращалась в уже ставшую родной гавань. Семинары, на которых обсуждали увиденное в плавании, стали традицией и вначале безразличные к разговорам старших, Вив, Марго и даже Берти стали активными их участниками. Присутствуя при разговорах взрослых, вникая в анализ увиденного, слушая их выводы, а временами и споры, они сами осознали себя участниками какого-то большого дела. Более того, некоторые их соображения озадачили даже Георга.

Маргарита, мечтавшая стать модельером, и всерьез интересовавшаяся историей моды подметила одну деталь, которая всерьез заинтересовала взрослых. Ее внимание привлекло одеяние критских богинь или жриц со змеями. Одеяние этих женщин резко отличалось от всего, что носили до них и после них другие народы. Одежда Египта, Шумера, Вавилона, Ассирии, а позднее Греции, Рима и даже Византии была, по сути, довольно примитивна. В основе ее был или прямоугольный кусок ткани, который драпировался в разных вариациях, или примитивная рубаха – вначале просто мешок с прорезанными отверстиями для рук и головы.  Ткань мешка могла быть самой дорогой. Отверстия могли отделываться самым изысканным образом. Более того, египетские изображения, похоже, говорят о том, что египтяне умели делать плиссированные изделия, но у них не было главного – они не умели кроить одежду.

Уже достижением были варианты рукавов. Сначала коротких, которые образовывались за счет ширины того же  «мешка». Потом уже длинных, вшивных. Но все равно все это было еще достаточно примитивно.

По сути, кроить одежду научились только в средние века, а такие сложные платья, какие носили женщины Крита, научились шить не раньше шестнадцатого-семнадцатого веков. И даже если в это время, сложные сборчатые юбки уже были в ходу, то практически открытый до пупка, поддерживающий грудь корсаж, представляет определенную сложность даже теперь.

Девушка сделала интересное наблюдение, объяснить которое, исходя из рамок устоявшихся исторических взглядов, было не возможно. Георг был в восторге.

- Похоже, Макдедли нашел себе еще одного союзника! Анализ, проведенный Марго полностью ложиться в рамки его концепции. Бет, где фотографии наших богинь?

И уже, когда все начали их разглядывать, продолжил:

- Действительно, я не представляю, как это можно сшить! Бет ты явно больше меня понимаешь во всем этом. Как это сделать?

Де Гре задумалась и начала говорить, размышляя вслух:
- Китовый ус и металлическая проволока могут создать достаточно жесткую поддерживающую конструкцию корсета, в том числе и с совершенно открытой грудью. Кстати при нормальной девичьей груди для этого можно обойтись и простой шнуровкой или современными застежками.
 
Шнуроваться начали уже давно, но корсет разомкнут до самого живота. В одном варианте даже виден пупок, и не о какой шнуровке речи не идет, в другом замыкается поясом. Но пояс может удержать только низ корсета. Здесь может помочь то, что корсеты одеты на плечи, но удержать их форму можно только при достаточно сложном каркасе.
 
Марго ты умница! Я думаю мало современных портных, кто бы взялся за такую работу. А ведь этот наряд носили и в Греции, и в Малой Азии, по крайней мере, сокровища Трои об этом говорят.

- Мама права! – Присоединился к де Гре Георг.

- Маргарита тебе принадлежит серьезное наблюдение, и думаю, надо будет написать работу на эту тему. Я, и Бет тебе поможем ее оформить и опубликовать. Это будет хорошей основой для поступления в университет. Если ты, конечно, захочешь всерьез заниматься наукой. Да, история моды — это тоже наука и наука слабо развитая. Ты можешь стать специалистом в этой области. Да и ни что не будет при этом тебе мешать оставаться модельером. Знания, которые ты приобретешь, тебе только помогут.

Речел про себя подумала о том, что и сама заинтересовалась корсетом Критских жриц. Даже представляла себя в похожем одеянии. Но от мысли отказалась решив, что не найдет портного, рискнувшего сшить что-либо подобное. Посмотреть на это так, как сделала это Рита, ей просто не пришло в голову.

- Нет, серьезная наука не для меня, - заключила в результате Речел. – Впрочем, тут же подумала

- Но, помогать то я им могу.

Девушка была уверена, что грек и семейство де Гре уже никогда не смогут отказаться от того, что они нашли на этом острове. А значит, в будущем году, остров снова станет местом их встречи. Речел была уверена, что ее не забудут позвать. В то время она как-то совсем забыла о том ужасе, который испытала, встретившись с ночным призраком.


Рецензии
У Вас книжка, Ол, удивтельно, но это так, Саша

Саша Шнеерсон   09.03.2017 10:17     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. К сожалению, большие по объему книги сегодня мало кто читает.

Благодарю за внимание.

Ол Гот   10.03.2017 13:29   Заявить о нарушении