Сосновка без сосен

     Оля, вчерашняя студентка, всего два дня работала в селе Сосновка учителем русского языка и литературы. Школа произвела на неё приятное впечатление: маленькая, ухоженная, она сразу показалась ей родным домом. Коллектив встретил её приветливо. Ученики в её пятом и шестом классах оказались любознательными и открытыми. Обаятельная, улыбчивая учительница, похожая на старшеклассницу, тоже понравилась ребятам с первого урока.
     По душе пришлось Оле и маленькое село, затерявшееся в сибирских лесах и оказавшееся последним на коротком шоссе, ведущем сюда из большого города, в котором она выросла. Ей, горожанке, наслаждением было ступать по мягкой травке, видеть за деревней горы, поросшие высокими стройными соснами. Нравилось смотреть, как шествуют по дорогам важные белоснежные гуси, слушать заливистые крики петухов; любоваться берёзками, начинающими впитывать желтизну осени; смотреть, как эти красавицы сверху, из сини неба, заглядывают, как в зеркальце, в незыблемую гладь реки.
- Здесь так хорошо! – думала она. В такой красоте можно прожить всю жизнь. И всегда есть возможность повидать родителей: до города на автобусе ехать меньше часа.
     Оля с раннего детства любила растения. Это была какая-то особенная любовь. Девушка сердцем чувствовала каждый цветок и травинку, которые сумели пробиться сквозь асфальт, и ценила их умение жить. Они родились, чтобы украсить собой мир холодного камня и бетона, затянутого смогом, обвитого дорогами-змеями, кишащими машинами. Радовали Олю цветочные клумбы и газоны, хотя городские цветы и травы она жалела: на волюшке бы им расти!  Жалела и деревья, стоящие в пыли по обочинам дорог. Нелёгкая выпала им судьба!
     В родительском доме было много цветов, за которыми Оля с удовольствием ухаживала. И все цветы в доме были зелены и здоровы.       Девочка очень обрадовалась, когда родители купили дачу. Она с удовольствием работала на грядках. Появилась возможность летом бродить в лесу, пробовать ягоды, вкуснее которых ничего нет на свете. Прогулки в лесной стороне были для неё большим наслаждением. Гуляя по тропинкам, она сочинила первое стихотворение о лесе. А теперь ей выпало счастье жить и работать в селе, и каждый день она сможет видеть своих зелёных друзей. Она и не предполагала, что рядом с городом живёт, дышит такая красота.
     После уроков Оля пришла в свою крохотную квартирку, которую арендовала для неё школа. Квартира была уютной, и окна её выходили на берёзовую рощицу, что было особенно приятно. Лёжа на диване, Оля глядела в окно на жёлтые пряди в зелени берёз, на белое ватное облачко, застывшее над рощей, пока не уснула. Проснулась она от телефонного звонка. Звонила директор школы.
- Ольга Николаевна, выручите, пожалуйста, вашу коллегу Галину Олеговну! Ей с утра ребёнка надо сводить в медпункт. Напишите первым уроком с 8 классом изложение. Текст можете дать на выбор.
- Хорошо, Тамара Алексеевна. Я подготовлюсь.
      Оля стала листать пособие с текстами изложений для 8 класса. На глаза попался любимый текст Татьяны Тэсс «Голубая ель».  Оля перечитала рассказ, в который раз переживая за гибель голубой ёлочки. Каждый раз, когда она читала эти строки, ей вспоминалась росшая возле их дома берёзка, неведомо кем посаженная. Когда Оля увидела берёзку в первый раз, деревце было совсем маленькое, ростом с неё, тогда семилетнюю. Берёзка быстро подрастала, и тонкий ствол её становился всё белее. На солнце он ослепительно сиял. Многие люди любовались прекрасным деревцем. И вот однажды Оля, подходя к дому, не увидела берёзку. Оказалось, её срубил сосед, которому она закрывала солнце… Солнце к соседу вернулось, а для Оли оно погасло на долгое время. Никак она не могла понять, как можно было поднять руку на юную беззащитную берёзку… 
     Конечно, Оля будет читать текст о ёлочке, в этом она не сомневалась. Надо, чтобы ребята выросли добрыми, чтобы берегли их. А если они будут любить растения, значит и вырастут хорошими людьми.
     В восьмой класс Оля шла с волнением. Хотя в нём училось всего десять человек, но ребята взрослые, незнакомые. А надо их заинтересовать рассказом, донести до учеников его большой смысл.
- Ничего. Всё  будет нормально, - успокоила она себя…
     Рассказ восьмиклассникам Оля начала читать выразительно, с душевным трепетом:
     «Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки…»  Оля заметила, что двое мальчиков, Никита и Дима, выглядевшие совсем взрослыми, почти не слушают её. Но понимала, что останавливать чтение нельзя. Надо сохранить целостность рассказа. Она вдохновенно читала о том, с какой любовью жильцы посадили ёлку, как ёлочка прижилась, как пошли первые пушистые побеги, как ель стала гордостью и украшением всего дома, как радовала проходящих людей тонком запахом детства и чистоты. А потом стала читать тихо, напряжённо, с волнением, о подлеце, который срубил юную верхушку перед Новым годом и тем самым обрёк любимицу многих людей на гибель. Увлечённая чтением, Оля переживала замечала, что Никита и Дима, слушают всё так же невнимательно, переговариваются и потихоньку смеются.
    После чтения восьмиклассники активно обсуждали рассказ. Никита и Дима молчали. Когда все приступили к работе, мальчики продолжали переговариваться, а затем без желания стали работать.
    Закончился урок, и когда мальчики проходили мимо учительского стола, Оля спросила:
- Ребята, почему вы не слушали,  рассказ показался вам неинтересным?
- Рассказ как рассказ, - сказал Никита. – Всё в нём обычно. Нет никакой трагедии. Подумаешь, елочку срубили!
- Да как же нет трагедии! Кто-то сгубил такую красоту! Дерево из сказки, любимицу двора!
- Ну и что? – продолжал Никита. – У нас вон все леса вокруг посёлка вырубили. И ничего! А деревья тоже были красивыми. Сосны-великаны! Тоже будто из сказки. Особенно зимой в куржаке!
- Где вырубили? Здесь же столько зелени! Весь посёлок зелёный.
- А вы поднимитесь чуть повыше и увидите, что за первыми деревьями и нет ничего. Рубят уже далеко. И везут наш лес в город и дальше.
- А зачем вырубают лес? Кто рубит? Почему их не остановят?
-Деревья рубят на продажу. Рубят незаконно. Жители нашего села куда только не обращались. А лес как рубили, так и рубят. А вы нам про ёлочку…
- Ребята, и одна жизнь многого стоит. А зло малым не бывает…
     После уроков Оля пошла за посёлок, поднялась в небольшую горку с сосновым лесом. Сразу за посёлком открылась ужасная картина. Лес был вырублен почти весь. На большом пространстве, которое ещё недавно было зелёным, кое-где виднелись одинокие деревья, оставленные создавать иллюзию леса. А вокруг желтело множество свежих пеньков. Сердце Оли сжалось. Она шла и шла по лесному пустырю и думала: «Да как же можно так донага ободрать живую природу?! Как же можно творить такое зло на детских глазах?!» Слёзы бессилия бежали по щекам, которые сушил ветер, вольно гуляющий на этих сквозных уже не лесных, но ещё и не совсем лысых горах. И ей вдруг захотелось уехать отсюда. Уехать как можно скорее. Нельзя жить там, где на твоих глазах воры крадут святые дары природы?
    Уже в посёлке на большой скорости обогнали её две машины, на которых ехала прочь лесная краса. Нет, не сможет она видеть, как везут в железных тисках в сторону города тысячи и тысячи ровных безжизненных брёвен, ещё недавно бывших могучими деревьями. И в силах ли она остановить это безумие? Ведь люди так же, как и деревья, скованы тисками, тисками власти. Ей уже было известно, что закон подвижен, как смазанный маслом шарнир.
- А как же дети? – вдруг подумалось ей. - Ведь она уже успела их полюбить. И они её. Как она объяснит им свой отъезд? Как посмотрит в глаза?
     В полном смятении, в тяжёлых раздумьях подходила она к дому.


Рецензии