Деление текста на абзацы...

Никогда не оформляй текст в виде сплошного месива. Информацию приятнее поглощать небольшими порциями. Помни о ритме: текст лучше воспринимается, если чередовать длинное с коротким. Некоторые авторы начинают с абзацного отступа каждые два-три предложения, а то и каждую фразу. Другие, наоборот, пишут целые страницы, ни разу не сделав паузы с помощью абзацного отступа. И в том и в другом случае восприятие текста затрудняется. Правильное деление текста на абзацы облегчает усвоение. Абзацами следует выделять примерно равные и обособленные по смыслу части текста. Редакторы предпочитают абзацы длиной 50-70 слов. Тогда читатель не потеряет основную мысль, которая в абзаце должна быть одна. В каждом абзаце должны содержаться положения, мысли, очень тесно связанные между собой, объединённые чем-то общим. Из справочников. // Соблюдай абзацы, это своего рода авторский знак препинания. Абзац, а точнее абзацный отступ (абзацем называют также часть текста между двумя абзацными отступами), красная строка есть сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. Не расчленённый на абзацы текст труден для чтения и восприятия, для установления логических и смысловых внутритекстовых связей. Аркадий Крундышев. // Пауза в поэзии, в музыке – строительный материал формы, двигательный нерв ритма. Мариэтта Шагинян. // В абзацы заключаются законченные и обособленные по смыслу части текста – микротемы, но между ними необходима и определенная смысловая связь. Первые предложения абзацев обычно в известной мере отражают сюжетную канву рассказа. Отсюда практический вывод: если прочтение предложений, начинающих каждый абзац сочинения, даёт краткий пересказ основного его содержания, значит, абзацы выделены правильно. Если абзацы часто начинаются одинаково, это создаёт впечатление бедности изложения и свидетельствует о лени и нежелании (или неумении) разнообразить свою речь. Принципы членения текста на абзацы являются более или менее общими для всех языков. Объём абзаца зависит от замысла и стиля изложения, индивидуальности пишущего. Излишнее дробление текста делает изложение мозаичным, а смысловая перегруженность абзацев, переплетение в них нескольких тем приводит к неоправданно усложнённому изложению. Абзацы, состоящие из одного предложения, экспрессивны, особым образом подчёркивают выраженную мысль. Обычно на тетрадной странице бывает два-три абзаца. Аркадий Крундышев. // Когда делишь повествование на короткие главы – общая ёмкость определяется ритмом каждого короткого кусочка и в сумме вырастает на порядок по сравнению с беспрерывным потоком. Михаил Веллер.


Рецензии
Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.

Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина...

- Вот что, - сказал Благов. - Это талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала... Дайте мне рукопись... Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова.

- А что же вы сделаете?

- А вот увидите.

Благов кончил работу над рукописью только к утру...

Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени... При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! - воскликнул я. - Как вы это сделали?

- Да я просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

Михаил Предзимний   30.06.2020 19:32     Заявить о нарушении