Ч. 2 Война на Средиземном море. Диверсанты

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/02/15/1831

Средиземное море омывает берега Европы, Азии и Африки. Через него проходят морские и воздушные коммуникации. Когда началась война, самые сильные позиции были у Англии и Италии. Англия занимала Гибралтар, Мальту, Египет, Палестину, Трансиорданию, Ирак и Суэцкий канал.

Италия сама занимала сильную позицию посреди моря, а также острова Сицилию, Сардинию и Пантелерию. Одна итальянская группировка войск находилась в Ливии и была нацелена на захват Египта и Суэцкого канала, а другая - в Абиссинии, чтобы овладеть английскими колониями в Африке.

Боевые действия на суше вначале велись с переменным успехом. А на море война сразу приняла крайне ожесточённый характер.

После капитуляции Франции англичанам требовалось устранить угрозу со стороны французского флота в Средиземном море. Как читатель, наверно помнит, северную часть Франции  оккупировали немцы, а в южной части они установили марионеточный режим маршала Петэна, правительство которого находилось в городе Виши.

Сначала командующего французским флотом в Александрии убеждали, что флот нужно увести вне досягаемости немцев. Не убедили. Тот вместо этого увёл корабли в Мерс-эль-Кебир в Алжире. Тогда английская авиация, поднявшаяся с аэродромов в Гибралтаре, потопила большую часть французского флота.

От потенциального противника избавились. После начала военных действий в Греции, Албании, Северной Африке, появилась необходимость обеспечить безопасность английских конвоев от нападения итальянского флота. Английское Адмиралтейство приняло решение уничтожить итальянские корабли в их главной военно-морской базе Таранто.

Удар предполагалось нанести с моря и с воздуха самолётами, базировавшимися на Мальте, в Греции и с авианосца «Illustrious». Англичане готовились тщательно: провели разведку, отработали взаимодействие всех сил, участвующих в операции. В последний момент решили использовать только авианосец.

11 ноября 1940 года в 21.30 с авианосца «Illustrious» вылетела первая ударная группа торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Их сопровождали два самолёта-осветителя, которые сначала сбрасывали осветительные бомбы, а затем и обычные.

Самолёты заходили на цель с тёмной стороны горизонта. Лётчикам хорошо были видны при свете луны силуэты кораблей.  В 3 часа ночи 12 ноября атаки прекратились.

Три линкора и два тяжёлых крейсера получили большие повреждения. Потери англичан составили два самолёта. Самые мощные корабли итальянского флота как минимум на полгода оказались выведены из строя. Большую часть кораблей пришлось перебазировать в Неаполь.

Эта операция вошла во все военные учебники. Японцы очень тщательно её изучили, а вот, американцы – нет, за что и поплатились.

Следующее серьёзное сражение произошло у мыса Матапан. Итальянцы решили нанести удар по английским конвоям и направили несколько групп кораблей к острову Крит. В полдень 27 марта 1941 года итальянские корабли сначала обнаружила подводная лодка, а затем и самолёт разведчик.

На перехват вышли английские корабли под командой адмирала Эндрю Каннингхема. Английский адмирал получил разведывательную сводку по результатам расшифровки спецслужбами Британии переговоров итальянского командования.

У англичан корабли имели радиолокационные приборы и ночные прицелы, которых не было у итальянцев, что давало английским моряком большое преимущество.

Утром 28 марта начался бой у мыса Матапана и продолжился ночью. Он окончился разгромом итальянского флота. Англичане потоплпили три тяжёлых крейсера, два эсминца, и на многие месяцы вывели из строя линкор. Их собственные потери составил только один бомбардировщик с тремя членами экипажа. И этот бой тоже вошёл во все учебники по военно-морскому искусству ведущих мировых держав.

Кстати, на одном из английских эсминцев в том бою нёс службу член королевского семейства Англии мичман принц Филипп. Адмирал Каннингхем приказал передать на международной радиочастоте, что он не будет препятствовать итальянскому госпитальному судну, спасать из воды выживших моряков.

Подошло итальянское госпитальное судно  «Gradisca», которое спасло 160 человек. Англичане подняли из воды и взяли в плен 1015 итальянских моряков. Погибли 2 303 матроса и офицера с пяти потопленных кораблей.

Обе эти военно-морские операции в пух и прах были раскритикованы нашими отечественными военно-морскими специалистами. Итальянцев ругали за то, что они делали всё не так, как в песне Лаймы Вайкуле о том, как она ходила по улице Пикадили, а англичан за то, что не добили итальянцев, позволили уцелевшим кораблям уйти.

В 1941 году особую значимость приобрёл остров Крит, как для англичан, так и для немцев. Одним он оказался нужен для обороны восточной части Средиземного моря, а другим – для нападения. Гарнизон острова насчитывал 42 000 человек, англичан, австралийцев, новозеландцев и греков.

Для обороны острова с моря подтянули основные силы британского флота. На северо-западном берегу Крита есть бухта Сауда. В этой бухте находилась часть британских кораблей.

25 марта 1941 года два итальянских эсминца, «Crispi» и «Sella», поздно вечером вышли из базы на острове Лерос в Эгейском море. На каждом корабле находились по три взрывающихся катера, которые в носовой части имели заряд взрывчатки весом 300 кг. Ими управляли смельчаки, или, можно сказать, смертники, из диверсионной 10-й флотилии МАС, той самой, что действовала против советских кораблей на Чёрном море.

В 10 милях от Сауды эти катера спустили на воду. Командовал диверсантами лейтенант Луиджи Фаггиони. Итальянцы направили два катера на тяжёлый крейсер «York», два танкера и сухогруз, но попали только в крейсер и большой норвежский танкер «Pericles». Крейсер и танкер получили такие повреждения, что выбросились на берег, чтобы не затонуть.

Командование базы решило, что это воздушный налёт, и зенитчики открыли беспорядочную стрельбу. Вскоре разобрались, что к чему и поймали всех шестерых диверсантов: Луиджи Фаггиони, Алессио де Вито, Эмилио Барбери, Анджело Кабрини Туллио Тедески и Лино Бекатти.

Крейсер потом пришлось подорвать, а танкер затонул во время шторма, когда его буксировали в Александрию 14 апреля 1941 года.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/17/2038

На фотографии: взрывающийся катер. Диверсант направлял катер на цель, стопорил руль и спрыгивал вместе с сиденьем в воду. Сиденье служило плотом, который спасал  диверсанта при подрыве катера.


Рецензии
"смертники, из диверсионной 10-й флотилии"
Многие выжили!
10-я флотилия очень боевая. У них не так много успехов, но они держали англичан в страхе.

Григорий Аванесов   20.06.2019 22:04     Заявить о нарушении
Англичане действовали не хуже.

Владимир Врубель   21.06.2019 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.