С точки зрения нашего брата
Для Василия Макаровича, или – Василея, как называл его другой деревенский писатель В.И. Белов, природа – родная стихия, дом, колыбель его литературного творчества. Истоки его индивидуального киноискусства, в котором навсегда осталась его деревенская тропа. Так, как снимал художественные фильмы В.М. Шукшин, уже никто больше не снимет. И не снимет фильм о Степане Разине, который так и остался неосуществлённой мечтой всей жизни талантливого писателя, режиссёра, артиста, художника, гражданина.
Шукшин и жил биоритмами природы и так же ломал привычное, устоявшееся, как всё ломает на своём пути природная стихия, нисколько не заботясь о причинах и последствиях. О причинно-следственной связи и общественных отношениях. А кому не по душе, не нравятся подобные действия и разгул стихии, то это их субъективные проблемы, и к природе они не имеют никакого отношения.
Но возвращаемся к первому предложению самого главного рассказа В.М. Шукшина «Срезал», который недвусмысленно определяет идейное направление всего литературного творчества деревенского писателя - самородка. Лишним здесь является один из глаголов: «отдохнуть», «проведать». Вместе они не стыкуются, не управляются привычной русской грамматикой и синтаксисом да и самой реальной жизнью. По литературному грамотно писать:К старухе Агафье Журавлёвой приехал отдохнуть от работы по государственному найму,на отдых /отдышаться-В.Н./ сын Константин Иванович, с женой и дочерью.Какой может быть "отдых" у сына в деревне,когда мать-старуха живёт здесь одна без "мужской руки". Старуху Агафью Журавлёву приехал проведать/навестить-В.Н./сын Константин Иванович, с женой и дочерью. Даже в городском цивилизованном благоустроенном жилье и то надо "руку приложить",а здесь речь идёт о деревенской избе.Да и сын - не разведчик. Одновременно два глагола «отдохнуть» и «проведать» не управляются сказуемым «приехал», поскольку не являются однородными как по своей исторической форме, так и по своему значению, внутреннему содержанию,наполнению,толкованию... Кроме того, они разнонаправленные по цели прилагания и причинам приезда главного героя. Тем не менее они мирно соседствуют друг с другом, ибо одновременно выражают единство в противоречии: полезное с приятным. Судя по многозначительному названию рассказа, автор делает это намеренно, умышленно, с тонким знанием профессионального дела. Не случайно литература – искусство слова. Художественная литература – искусство художественного слова.
Сюжет рассказа «Срезал» и его композиция явно позаимствованы автором из романа русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», но при этом наполнены новым историческим содержанием, богатством образа особенностей деревенского быта, психологического характера героев, острыми взаимоотношениями города и деревни, философскими размышлениями. За основу сюжета рассказа взята X глава романа, где и происходит схватка либерала П.П. Кирсанова с демократом Е.В. Базаровым, который тоже «срезал» своего оппонента, поскольку тоже обладал природным и народным складом ума.
Кстати, «схватка» есть не что иное, как сдвинутая с художественного центра тяжести и располовиненная кульминация романа. Первая её часть – словесная баталия. Вторая, заключительная часть, когда соперники от слов переходят уже к огнестрельному оружию во время дуэли, поединка. Таким образом, интрига сохранялась на протяжении развития действий романа, которая пришла к своему логическому завершению, исходя из внутренней логики поведения антиподов, двух противоположностей, которые не могли да и не хотели мирно сосуществовать друг с другом. Трагический финал был неизбежным и закономерным в подобной противоречивой ситуации. Кто-то из них двоих должен был покинуть этот материальный мир искушений не по своей доброй воле. К счастью обеих враждующих и противоборствующих сторон, всё обошлось вполне благополучно, ибо благоразумие и здравый смысл всё-таки взяли верх и победило антагонизм, зоологическую ненависть, животную ненависть представителей двух поколений:«отцов и детей». Либералов и демократов. Взаимная вражда и ненависть сменились исторической преемственностью поколений, а не полным и окончательным отторжением друг от друга.
В рассказе «Срезал», естественно, до дуэли дело не дошло и не могло дойти. И это вполне понятно. Закономерно.Не то времечко. Другие времена, другие нравы. Другие социально-политические условия бесклассового общества.
Развитие истории царской России пошло по пути идеологии нигилизма, что и доказали революции в феврале и октябре 1917 года.
Идею рассказа «Срезал» автор так же позаимствовал из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Она выражается ёмкой формулой:понять друг друга. И в эту языковую формулу можно подставлять любые значения:конкретных людей, например, П.П. Кирсанова и Е.В. Базарова; Константина Ивановича Журавлёва и Глеба Капустина…Поколение «отцов» и поколение «детей»;город/Журавлёв/ и деревня/Капустин/; знатных людей/Журавлёв/ и простых людей/Капустин/;умственный труд/Журавлёв/ и физический труд/Капустин/;наука/Журавлёв/ и вера/Капустин/…
Шукшин в рассказе «Срезал», и в литературном творчестве в целом, смело ломает не только литературный язык, но и общественные стереотипы мышления, научные стереотипы, ломает общественное мнение, общественное сознание, общественную веру.Общественный вкус и цвет. Он, как громадный и могучий ледокол, непоколебимо и дерзко идёт к намеченной цели напролом, деловито по крестьянски преодолевая все немыслимые препятствия. Даже вероломно. В этом и заключается истинное призвание настоящего писателя:идти впереди общества против течения. Идти не проторёнными путями, а своими неизведанными тропами. Быть первым. Не бояться ломать веру. Не бояться сказать «новое слово».Не бояться оказаться под градом острой и яростной критики обывателей и консерваторов. Не бояться быть по нахальному циничным и вероломным. Это удел только редких людей, единиц, имя которым – нигилисты. Но за ними победа. За ними будущее. Правда, они уже не насладятся в полной мере успехом и признанием их заслуг, не услышат дифирамбы в свой адрес, которые выпадают им часто только после смерти.
Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
С точки зрения нашего брата, колесо фортуны всемирной истории крутят нигилисты и романтики.
Первые призваны внутренней логикой истории беспощадно и безжалостно разрушать и ломать старое, готовить место под строительство нового.
Вторые призваны историей перенимать от них эстафетную палочку, по наитию и творческой интуиции строить и созидать новое мироздание на подготовленной строительной площадке.
Им бы только побрататься. Понять друг друга и свою историческую миссию на этой грешневской и греховной земле.
Свидетельство о публикации №217021601868