С точки зрения нашего брата

          Уже первым своим предложением в рассказе  «Срезал» В.М. Шукшин сразу громогласно заявил, что в русскую литературу  ворвался бунтарь. Он смело ломает привычную, устоявшуюся литературную форму языка своим индивидуальным народным языком. При этом его мало волнует и, тем более заботит, как это будет воспринято читателями, особенно эстетами, которые привыкли к «изящному искусству» «диких помещиков». Шукшин – русский мужик в литературе и шагнувший не с литературных страниц Л.Н. Толстого, а из реальных будней  деревенской жизни со всеми её многочисленными проблемами и сложностями. И особенность этой жизни – казачество. Именно Шукшин продолжает славное наследие М.А.Шолохова и так же по-казацки до самозабвения сражается за родину.
            Для Василия Макаровича, или – Василея, как называл его другой деревенский писатель В.И. Белов, природа – родная стихия, дом, колыбель его литературного творчества. Истоки его индивидуального киноискусства, в котором навсегда осталась его деревенская тропа. Так, как снимал художественные фильмы В.М. Шукшин, уже никто больше не снимет. И не снимет фильм о Степане Разине, который так и остался неосуществлённой мечтой всей жизни талантливого писателя, режиссёра, артиста, художника, гражданина.
              Шукшин и жил биоритмами природы и так же ломал привычное, устоявшееся, как всё ломает на своём пути природная стихия, нисколько не заботясь о причинах и последствиях. О причинно-следственной связи и общественных отношениях. А кому не по душе, не нравятся подобные действия и разгул стихии, то это их субъективные проблемы, и к природе они не имеют никакого отношения.
               Но возвращаемся к первому предложению самого главного рассказа В.М. Шукшина «Срезал», который недвусмысленно определяет идейное направление всего литературного творчества деревенского писателя - самородка. Лишним здесь является один из глаголов: «отдохнуть», «проведать». Вместе они не стыкуются, не управляются привычной русской грамматикой и синтаксисом да и самой реальной жизнью. По литературному грамотно писать:К старухе Агафье Журавлёвой приехал отдохнуть от работы по государственному найму,на отдых /отдышаться-В.Н./ сын Константин Иванович, с женой и дочерью.Какой может быть "отдых" у сына в деревне,когда мать-старуха живёт здесь одна без "мужской руки". Старуху Агафью Журавлёву приехал проведать/навестить-В.Н./сын Константин Иванович, с женой и дочерью. Даже в городском цивилизованном благоустроенном жилье и то надо "руку приложить",а здесь речь идёт о деревенской избе.Да и сын - не разведчик. Одновременно два глагола «отдохнуть» и «проведать» не управляются сказуемым «приехал», поскольку не являются однородными как по своей исторической форме, так и по своему значению, внутреннему содержанию,наполнению,толкованию... Кроме того, они разнонаправленные по цели прилагания и причинам приезда главного героя. Тем не менее они мирно соседствуют друг с другом, ибо одновременно выражают единство в противоречии: полезное с приятным. Судя по многозначительному названию рассказа, автор делает это намеренно, умышленно, с тонким знанием профессионального дела. Не случайно литература – искусство слова. Художественная литература – искусство художественного слова.
                Сюжет рассказа «Срезал» и его композиция явно позаимствованы автором из романа русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», но при этом наполнены новым историческим содержанием, богатством образа особенностей деревенского быта, психологического характера героев, острыми взаимоотношениями города и деревни, философскими размышлениями.  За основу сюжета рассказа взята X глава романа, где и происходит схватка либерала П.П. Кирсанова с демократом Е.В. Базаровым, который тоже «срезал» своего оппонента, поскольку тоже обладал природным и народным складом ума.
                Кстати, «схватка» есть не что иное, как сдвинутая с художественного центра тяжести и располовиненная кульминация романа. Первая её часть – словесная баталия. Вторая, заключительная часть, когда соперники от слов переходят уже к огнестрельному оружию во время дуэли, поединка. Таким образом, интрига сохранялась на протяжении развития действий романа, которая пришла к своему логическому завершению, исходя из внутренней логики поведения антиподов, двух противоположностей, которые не могли да и не хотели мирно сосуществовать друг с другом. Трагический финал был неизбежным и закономерным в подобной противоречивой ситуации. Кто-то из них двоих должен был покинуть этот материальный мир искушений не по своей доброй воле. К счастью обеих враждующих и противоборствующих сторон, всё обошлось вполне благополучно, ибо благоразумие и здравый смысл всё-таки взяли  верх и победило антагонизм, зоологическую ненависть, животную ненависть представителей двух поколений:«отцов и детей». Либералов и демократов. Взаимная вражда и ненависть сменились исторической преемственностью поколений, а не полным и окончательным отторжением друг от друга.
                В рассказе «Срезал», естественно, до дуэли дело не дошло и не могло дойти. И это вполне понятно. Закономерно.Не то времечко. Другие времена, другие нравы. Другие социально-политические условия бесклассового общества.
                Развитие истории царской России пошло по пути идеологии нигилизма, что и доказали революции в феврале и октябре 1917 года.
                Идею рассказа «Срезал» автор так же позаимствовал из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Она выражается ёмкой формулой:понять друг друга. И в эту языковую формулу можно подставлять любые значения:конкретных людей, например, П.П. Кирсанова и Е.В. Базарова; Константина Ивановича Журавлёва и Глеба Капустина…Поколение «отцов» и поколение «детей»;город/Журавлёв/ и деревня/Капустин/; знатных людей/Журавлёв/ и простых людей/Капустин/;умственный труд/Журавлёв/ и физический труд/Капустин/;наука/Журавлёв/ и вера/Капустин/…
                Шукшин в рассказе «Срезал», и в  литературном творчестве в целом, смело ломает не только литературный язык, но и общественные стереотипы мышления, научные стереотипы, ломает общественное мнение, общественное сознание, общественную веру.Общественный вкус и цвет. Он, как громадный и могучий ледокол, непоколебимо и дерзко идёт к намеченной цели напролом, деловито по крестьянски преодолевая все немыслимые препятствия. Даже вероломно. В этом и заключается истинное призвание настоящего писателя:идти впереди общества против течения. Идти не проторёнными путями, а своими неизведанными тропами. Быть первым. Не бояться ломать веру. Не бояться сказать «новое слово».Не бояться оказаться под градом острой и яростной критики обывателей и консерваторов. Не бояться быть по нахальному циничным и вероломным. Это удел только редких людей, единиц, имя которым – нигилисты. Но за ними победа. За ними будущее. Правда, они уже не насладятся в полной мере успехом и признанием их заслуг, не услышат дифирамбы в свой адрес, которые выпадают им часто только после смерти.
               
                Безумству храбрых поём мы песню!
                Безумство храбрых - вот мудрость жизни!   

                С точки зрения нашего брата, колесо фортуны всемирной истории крутят нигилисты и романтики.
                Первые призваны внутренней логикой истории беспощадно и безжалостно разрушать и ломать старое, готовить место под строительство нового.
                Вторые призваны историей перенимать от них эстафетную палочку, по наитию и творческой интуиции строить и созидать новое мироздание на подготовленной строительной площадке.
                Им бы только побрататься. Понять друг друга и свою историческую миссию на этой грешневской и греховной земле.      


Рецензии