1989 год. Поход по Волге. Балаково-Чардым часть 1

Конец июня 1989 года.
 
 Мы - двадцатилетние студенты, отдохнув на островах и спустившись несколько километров по Волге на резиновых лодках, решили, что это достаточно хорошее средство передвижения – конечно, не идеал и не байдарка, но сходить на таких лодках в поход можно, причем в поход достаточно протяженный. Да и ничего другого для похода мы найти не могли, а резиновые лодки в прокатах не были редкостью.

 Конечно, на лицо было полное отсутствие опыта в этой области, но оно компенсировалось несколькими ночевками на природе и  огромным желанием.

 Двое наших ребят работали в лаборатории университета, у которой был собственный двор, там мы и приложили наши инженерные таланты: решили соединить четыре резиновые лодки в плот. Причем, вся конструкция делалась без лодок: их прокат был достаточно дорог.  Мы придумали соединить отверстия для весел двумя кусками распиленного черенка от лопаты. К этим кускам дерева особым образом крепилась мачта самой элементарной конструкции, состоящая из алюминиевых трубок, на которой мы собирались поставить паруса. Вполне подходящий грот из парашюта у меня остался от деда, а стаксель мы сшили по чертежам из сложенной вдвое бязи, решив, что она должна подойти для этой цели. Продольно, лодки между собой соединялись шнуром и алюминиевыми трубками, а ближе к корме между ними был даже небольшой шверт.

 Пришел день, когда заранее купив билеты на автобус, а лодки и необходимое снаряжение взяв в прокат, мы вшестером выехали в Балаково. Именно оттуда мы решили спуститься до Саратова. Два часа дороги прошли быстро, настроение было приподнятым. Города мы не знали, но понимали, что он на левом берегу Волги и нам надо двигаться в западном направлении. Проехав на городском  автобусе несколько остановок, мы вышили на берегу у дороги, идущей через плотину ГЭС. Я никогда не видел ни плотин, ни шлюзов. Грандиозное зрелище! 
 
 Мы шли вдоль берега, разглядывали огромные ворота, открывающиеся перед теплоходами, смотрели, как работают шлюзовые камеры, как уходит и набирается вода. Экскурсия с мешками и рюкзаками за плечами не радовала: было жарко. Спины и лица были мокрыми от пота, лодки и сумки оттягивали плечи, хотелось пить, умыться и поскорее встать на воду. Пришлось пройти достаточно много, прежде чем мы оказались в месте, где можно было накачать лодки, спустить их на воду и двинуться к месту первой ночевки.

 Резиновая лодка - штука устойчивая и инерционная. Её довольно трудно разогнать, но разогнавшись, она из-за своей плоскодонной природы становится достаточно подвижной.
 
 Проверив лодки, мы отошли от берега. Сидя на веслах, я смотрел на удаляющиеся город и ворота шлюзов, поворачивался, через плечо смотрел вперед, выбирая направление. Ловя в голове опьяняющий ветер свободы, думал о днях пути и романтике похода, о которых давно мечтал.
 
 Через некоторое время город почти перестал быть виден, на левом берегу начались дачи, справа чуть впереди был остров, и так как уже вечерело, мы решили на нем заночевать.

 Поставив палатки, разведя костер и сварив рисовую кашу из концентратов, мы поужинали, немножко выпили и легли спать. Всю ночь в палатке гудели комары, раздавались шлепки, и пахло несвежими носками. Один из ребят не выдержал этого, закутался в одеяло и уснул прямо у костра.

 Утром проснувшись, мы обнаружили, что вода ушла почти на 10 метров. Наверное,  около плотин это обычное дело: ночью нагрузка падает, и ГЭС начинает накапливать воду.
 
 Разожгли костер, поставили кипятить воду, умылись. Разогрели и доели вчерашнюю кашу, налили чай и за чаем обдумали, как будем жить дальше. 
В итоге, решили установить очередность дежурства: назначать три раза в день по очереди одного дежурного, который будет готовить пищу и мыть посуду, а остальные, свободные от дежурства, будут ставить палатки и собирать дрова.
 
 Закончив завтракать, мы подкачали лодки и начали собирать конструкцию. Дорабатывать её пришлось прямо в процессе сборки. Через 2 часа плот был собран, мачта поставлена,  вещи уложены. В общем, всё выглядело неплохо, но достаточно хрупко - мы не знали, как поведут себя крепления и лодки во время волны.

 Отошли от берега. Вставили в уключины весла, попробовали грести: итоговая скорость была очень не большой, связанные мягкими сцепками лодки гуляли относительно друг друга, не давая разогнаться.

 Поставили паруса. Они лишь слегка наполнились, но нам помогало течение и небольшой ветер, дующий вдоль этой стороны острова. Мы измерили скорость, она оказалась меньше 1 км в час относительно течения, что, в общем, было для нас вполне приличным.

 Один из нас сидел на руле, двое других управляли натяжением грота и стакселя. Трое оставшихся были относительно свободны, но один из них отвечал за настройку приемника, другой за «лот»: засекал за сколько секунд бутылка, опущенная в воду, проходит длину веревки, исходя из чего мы получали скорость плота относительно течения, а третий отвечал за отсутствие коряг и прочих плавучих препятствий на пути следования плота, т.е. был «впередсмотрящим», и сидел на самом носу. Мы хохмили, кричали боцманскими голосами «Так держать» и «Свистать всех наверх», настроение было замечательным.
 
 Вот так мы и вышли из-за острова на хорошо продуваемую с легкой волной коренную часть реки. Давление ветра на паруса явно увеличилось, мы почувствовали, что плот начал двигаться более интенсивно,  паруса хорошо наполнились, и мы их поставили «бабочкой»: грот с одной стороны, а стаксель с другой - как крылья.

 Скорость достигла 2,5 км в час относительно течения. Конструкция плота хорошо выдерживала небольшую волну: достаточно жестко собранная передняя часть с мачтой, тянула за собой мягко собранную кормовую часть. Шедшая параллельным курсом яхта не сильно отрывалась от нас вперед, что нас очень радовало.

 Внезапно ветер стал порывистым и при одном из сильных порывов согнул верхнюю часть мачты. Берег был не далеко, а так как материалы и инструменты у нас были, решено было подойти к берегу и произвести необходимый ремонт. Часть трубок скрепляющих задние лодки были сняты из-за ненадобности и пущены на усиление слишком тонкой мачты, которая стала в два-три раза толще.
Слегка перекусив, мы продолжили движение.

 Плот двигался хорошо, но река постепенно с направления на запад стала поворачивать на северо-запад, и северо-восточный ветер становился почти боковым: шверт, как мог, удерживал направление, но боковой снос был слишком большим.

 Река начала сужаться, справа приближался остров с абсолютно белоснежными песчаными берегами. Мы решили остановиться на нем и искупаться. Остров Пустынный, как я потом прочитал на карте, был в этой части покрыт большими количествами белого кварцевого песка, высота которого над водой доходит до 3 метров. Песок был раскаленным, и без обуви по нему передвигаться было не возможно. Зато внутри острова и его песчаных пляжей был залив, с очень теплой и чистой водой, в котором мы с удовольствием искупались. Песок был таким белым, а вода такой чистой, что дно у острова было видно на глубине 3-4 метров. Это особенное ощущение - плыть вдоль берега и видеть дно, до которого ты можешь достать только нырнув.
   
 Закончив купаться, из-за отсутствия нормального движения, мы решили, переправиться на противоположную сторону и провести плот вдоль берега. Берег был песчаный и удобный для того, чтобы идти вдоль него, на нем было множество купающихся и загорающих людей: рядом было несколько турбаз.

 Мы шли вдоль берега по колено в воде и по очереди тащили за собой качающиеся на волне лодки. Люди смотрели нам вслед, иногда задавали вопросы, улыбались, иногда крутили пальцем у виска. Через час вышли к Ревяке, одному из рукавов соединяющих реку Иргиз с Волгой. Расселись по местам, очень медленно, мешая заходящим в протоку моторным лодкам, переправились на другую сторону и продолжили движение пешком.
 
 Боковой, довольно свежий ветер гнал на берег волну, плот сильно раскачивало  и бросало на берег. Один из наших ребят умудрился заснуть в передней лодке, и волна сильно раскачивала его голову. Нас очень удивляло, как так можно спать, но мы ему не мешали.

 Постепенно берег начал поворачивать на запад, а потом и на юго-запад. Ветер стал почти попутным, и мы опять отошли от берега и подняли паруса. Скорость движения была не плохой, и мы через три часа подошли к Вольску, находящемуся на правом берегу Волги.  Пора было вставать на ночлег: вечерело, небо затягивало тучами, похоже приближался дождь.

 Выйдя на берег прямо напротив Вольска, мы стали вытаскивать вещи и плот на берег, но начавшийся ливень поменял все наши планы.  Сумки и рюкзаки пришлось накрыть палаткой, а вторую ставить прямо под дождем. Потом перетаскивать отсыревшие вещи в поставленную палатку и ставить другую. Мы, даже одев куртки и накрывшись мешками от лодок, очень сильно вымокли, вещи тоже были мокрыми. Ужин состоял из печенья и воды из канистры.

 Дождь продолжался до середины ночи.

 Настроение с утра у всех было очень тяжелым: спальных мешков у нас не было - и мы мокрые и замерзшие почти не спали. Практически все вещи, включая спички и сигареты намокли. Слышались голоса раздраженно высказывающие желание плюнуть на всё и уехать домой. 1 июля 1989 года для нас начиналось сложно.

 Я почти час собирал дрова, которые можно было назвать внутри сухими, строгал тонкую щепу,  а один из ребят сходил к стоящим недалеко от нас рыбакам и попросил спички. Рыбаки спички дали и пришли посмотреть на нас и на плот.
Костер разгорелся, дрова около костра парили, супчик варился, чаек закипал, одежда нагревалась, сигареты у огня подсыхали, народ начал подтягиваться к костру - настроение улучшалось.

 После завтрака подвели итоги: прошли за день не делая остановки на обед порядка 25 км. Сделали выводы: ветер поменялся на южный и стал встречным, т.е. дальше таким образом двигаться нельзя, плот придется разбирать. Также мы для себя определились с тем, что спички, сигареты и одежду надо хранить в полиэтиленовых мешках, во всяком случае, если пойдем в поход ещё раз, и обязательно надо брать солярку или другую жидкость для разжигания костра после дождя.

 Разобрав плот, мы на лодках перешли на Вольскую сторону и купили в городе спичек, сигарет и хлеба, который промок почти до состояния теста, а также мороженого и по бутылке пива.

 Съев мороженое и выпив пива, мы отошли от берега и двинулись вниз по течению. Вольск с его дымящими трубами и многочисленными цементными заводами ещё виднелся, когда впереди на правом берегу  начался красивый дубовый лес.

 Подойдя к берегу, мы решили остановиться и сделать перерыв: погода была солнечной и жаркой, и нам необходимо было, во избежание ожогов, уйти с воды. Лес подходил очень близко к воде и решено было разжечь костер прямо на дороге, проходящей вдоль берега. Вещи были разложены и развешены для сушки, костер разожжен. Сварили обед, искупались.

 Ближе к вечеру около 5 часов, собрав вещи и погрузившись на лодки, мы отошли от берега. В двух лодках сидело по два человека, в других двух по одному и вещи. Справа на берегу показался поселок. Так как карта у нас была чисто символическая, мы подошли почти к берегу и спросили название - поселок назывался Рыбное.
 
Сразу за поселком начался крутой и высокий с оврагами и лощинами правый берег, который нависал над водой и беспокоил нас отсутствием хороших мест для лагеря и постановки палаток. Через два часа, когда пора было готовиться к ночевке, мы заметили небольшую низину и овраг с деревцами, глубоко врезающийся в берег. Высадившись и осмотрев берег, мы решили, что место вполне подходящее и, что в ближайшее время лучшего мы не найдем.

 Учитывая опыт прошлого дня, мы поделились на две группы: трое занимались сбором дров, остальные должны были поставить палатки. Тут обнаружилось самое неприятное: у нас был всякий инструмент, необходимый для сбора плота, но на прошлой стоянке около Рыбного мы, по не внимательности, забыли топор. Расстроились очень! Палатки нас не очень беспокоили: колья были уже готовы, и молоток, для их забивания у нас был. Нас беспокоило то, что дрова теперь придется ломать и собирать вручную.

 Это была первая удачная стоянка в походе в нашей жизни: теплый вечер, сухие вещи, стоящие палатки, в тамбур которых были сложены сумки, рюкзаки и запас дров, ужин у костра, по 150 граммов водочки на брата, гитара и тихо работающий «Маяк» в приемнике, и не так важно, что все концентраты одного вкуса.

 Сидели до 12 часов ночи у костра, обсуждали день, дремали. За день прошли почти 20 км. В связи с начавшимися проблемами в хозяйстве, решили выбрать боцмана, который будет назначать дежурных, следить хоть за каким-то разнообразием рациона и будет последним уходить с берега, внимательно обходя и осматривая его, на предмет забытых вещей. Выбрали Шуру, самого солидного из нас, быстро зарастающего настоящей шкиперской бородой.

 Встали достаточно рано, солнце начало нагревать палатки и выгнало нас на улицу. На одном из ребят сидел клещ с большим брюшком. Его быстро достали и бросили в костер. Когда обнаружили ещё одного – начали беспокоиться. Разделись до плавок, осмотрели друг друга, вывернули и вытряхнули одежду, перетрясли палатки. Нашли ещё одного клеща, решили, что насобирали их, когда ходили за дровами.

 Отошли от берега. Двигались с настроением, руки и спины начали привыкать к нагрузкам. Чтобы  скорость движения была повыше и нас несло основным течением, шли в метрах 100-200 от берега по правой линии бакенов. Наш строй пугал «Ракеты» и «Метеоры», которые, обходя теплоходы, поздно замечали нас. Они огибали нас по большой дуге, не сбрасывая скорости, иногда проходя совсем близко от берега.

 Помня о клещах, а также зная о том, что в этих местах на правом берегу почти нет населенных пунктов, и они из-за крутых берегов неудобны для стоянок – мы начали принимать влево, пересекли фарватер и ушли в Волжанку - волжскую протоку.

 Начали сгорать, приходилось очень внимательно следить за руками и шеей, которые сгорают в первую очередь.

 Встали на обед, не доходя 500 метров до села. Пока готовился обед, ребята сходили в село и узнали название – Ястребовка, а также названия следующих близлежащих сел, которые идут друг за другом, сплошной чередой домов: Михайловка, Подлесное, Сосновка, Баскатовка, и только чуть дальше в 10 км стоит, как они сказали порт Орловское, причем слово «порт» они произнесли очень многозначительно.
 
 После дневного отдыха отошли от берега без приключений. Подошли к пристани у села Михайловка, поговорили с местными мужиками. Их очень удивило, что мы на резиновых лодках идем от Балаково и прошли уже порядка 60 км.
 
 Отойдя от пристани, прошли около часа, протока очень сузилась, в некоторых местах до 100 метров. Был воскресный день, и нам приходилось уворачиваться от хорошо выпивших парней на шустрых «гулянках» с веселыми компаниями, которые двигались, не разбирая дороги.

 Переговариваясь во время движения, мы пришли к неожиданной идее: сделать ночную ходку. Во-первых мы все начали сгорать, и нам абсолютно необходимо было хотя бы один день поменьше быть на солнце, во-вторых уже через пару часов стемнеет, а череда сел никак не заканчивалась, и их дома были совсем не далеко и мелькали за деревьями, в третьих ночью из-за влияния ГЭС быстрее течение. Так и решили. Выйдя на берег, мы поужинали и немного отдохнули.

 От воды повеяло прохладой, солнце готовилось спрятаться за большой остров, который находился справа: пора было отходить. Разместившись в лодках и проверив берег, мы начали движение. Вышли из протоки на коренную реку, и солнце, прятавшееся за остров, последними лучами вновь осветило воду, по которой в его направления шла багровая дорожка. Темнело, на правом берегу в 2 км от нас светился огнями поселок Воскресенское.  Редкие лодки резко уходили от нашего плотного строя в сторону, их было слышно издалека и при их приближении мы зажигали спички, закуривали, и ненадолго включали маленький фонарик, который у нас был.

 23.30 совсем стемнело. Один из ребят совсем перестал грести, сославшись на то, что у него заболело сердце. По его виду было понятно, что скорее он просто напуган. Мы шли плотным клином, чувствуя и видя в 4-5 метрах от себя лодку своих друзей, понимая, что остальные совсем не далеко.  Мы слышали их голоса, хорошо распространявшиеся над водой в ночи, и это придавало нас уверенности и понимания, что «вместе бояться веселее».

 Мы вошли в протоку Воложку, справа был большой Воскресенский остров, который давил на нас большим темным пятном, закрыв огни посёлка. Слева начались кучи щебня, баржи, небольшие причалы, помосты, уходящие далеко в воду, и страшные острыми краями своих конструкций, а также прочие портово-промышленные сооружения, которые было сложно разглядеть. Редкие фонари подсвечивали эту картину, навевая в душу холод: в тусклом свете фонарей это выглядело ужасно. Изредка лаяли собаки, был слышен звук большегрузной машины, а восточную часть неба начала заполнять туча. Грома ещё не было слышно, но молнии на горизонте нас начали очень беспокоить.
 
 Мы успокаивали себя тем, что через два с половиной часа начнет потихоньку светать, и нам надо продержаться до этого времени. Была надежда, что гроза обойдет нас. 

 Наконец  прошли Орловское. Небо затянуло тучами, гром уже был слышен. Впереди на берегу был виден хороший выход к воде, водокачка, два фонаря и забор. Решили переждать грозу и дождь там. Мы подходили к берегу, когда молнии стали бить уже достаточно близко. Затащили лодки вместе с вещами на берег, разгрузились и накрыли вещи лодками, а лодки привязали к колышкам. В 20 метрах от берега был фонарь и большая беседка, перед воротами, на которых было написано, что за воротами находится пионерский лагерь.

 Как только мы расположились в беседке и закурили, пошел небольшой дождь, сопровождаемый редкими молниями, что говорило, что гроза нас задела только краем.

 На звук нашего наших голосов и приемника к воротам подошла женщина лет сорока, и спросила: «Что вам нужно?». Мы ответили, что мы туристы, и хотим переждать в беседке грозу. Она, наверное, была напугана и не поверила в туристов, ходящих по воде ночами, поэтому через 10 минут из ворот вышел молодой недовольный милиционер, которого она, наверное, оторвала от сна или симпатичной вожатой.

 Он сначала поздоровался и оценивающе оглядел нас с некоторого расстояния. Узнав, что мы туристы он спустился к воде с одним из нас, чтобы убедиться в наличии лодок.  Потом, когда мы сказали, что студенты университета и политеха, почти два часа развлекал нас вопросами о нашей студенческой жизни и разговорами, о том, что он начинает сдавать экзамены в институт. Ближе к 3 часам ночи, когда ветер разогнал дождь, и небо на северо-востоке начало слегка светлеть, он даже выпил с нами по 50 грамм для согрева и проводил к воде.

 Я взял к себе на борт нашего «сердечника», и мы отошли от берега. Начинало светать. К утру сильно посвежело, северо-западный ветер гнал по воде барашки, волна была почти боковой и очень неприятной.

 Когда совсем стало светло, «сердечник» повеселел, стал смеяться, и даже сказал, что сердце у него не болело, а он это всё придумал. Мы были уставшими и сильно не злились, лишь сказали, что бог всё видит. Скоро мы вышли на  коренную Волгу, а через полтора часа после отхода из пионерского лагеря пристали к левому берегу в 2 км от города Маркс. Быстро перекусили, поставили палатки, легли спать и спали почти до 3 часов дня.

 Встали слегка разбитые, приготовили обед, пообедали и искупались. Во время купания наш «сердечник» распорол куском железа ногу. Рана была достаточно серьезная. Йода, да и других медикаментов, которыми можно было обработать рану, не было, а от предложения обработать её водкой или хотя бы собственной мочой он отказался: промыл рану водой и забинтовал.

 Около пяти часов мы начали движение, и пошли к противоположному берегу в сторону Березняков. Течение было значительным, ветер поднял волну, которая догоняла нас сзади и тащила вперёд.

 Пройдя Березняки, мы стали двигаться вдоль южной стороны большого острова с высоким, удобным для ночёвки берегом и хорошим песчаным пляжем , вдоль которого стояли моторные лодки рыбаков, готовившихся к ночевке. Остров назывался Березняковским.

 Около восьми часов вечера нам удалось найти свободное и подходящее для ночёвки место. Разгрузили и вытащили лодки на берег, собрали дрова, поставили палатки и приготовили ужин. Ребята ворчали, настроения не было: у нашего хромого «сердечника» начала опухать нога, еда была до ужаса однообразна, ужинали в темноте. От скуки немного спасали яркие звезды и огни судов регулярно проходящих совсем рядом с нами. Спать легли достаточно быстро, засыпали плохо, лица и руки горели, мучили одиноко гудящие комары.

 Утро было ещё веселее. С рассветом оказалось, что палатки стоят рядом с многочисленными муравейниками, и муравьи занялись нами и нашими продуктами. Сон закончился быстро.


Рецензии