Южно-Китайское море
Наверное, вовсю бушуют вьюги.
(песня «Знакомая полярная звезда» Б.Терентьев - Е.Карасев.)
После прохождения Филлипинских островов, вышли мы в Южно-Китайское море. Верхне-палубным матросам сразу выдали тропическую форму, а нам, трюмным матросам БЧ-5 стало так нестерпимо жарко, что вахту стояли мы почти что голые, лишь в брюках и тельниках. Пот течёт ручьём, поэтому сразу после вахты мы бежали на верхнюю палубу проветриться, уловить хоть малейшее дуновение ветерка.
Тут уж нам начали давать апельсиновый, ананасовый и другие соки. Ели сухую картошку, распаренную, похожую на манную кашу. Классно кормили, почти вкусно. Камбуз работал круглосуточно. Можно было в любое время суток туда пойти со своей чашкой и тебе большой чумичкой (половник) положат огромную порцию варева. От такой пищи и от жары все быстро похудели и загорели.
От жары ночью стало совсем тяжело спать. Корабль нагревался за день очень сильно, поэтому на ночь мы стали брать свои матрацы с подушками и шли ночевать на бак (баком называют всю носовую часть палубы крейсера) под башню главного калибра.
Теперь там всегда лежало около пятисот матросов. Только дневальному я должен был сообщить где, у какого борта, под какой пушкой я сплю, чтобы он мог вовремя разбудить на вахту. В нужное время, в 00 или 4 часа ночи он подходил, будил меня и я шёл на вахту. Так поступали все.
С нами служил матрос, который неплохо знал астрономию, знал наизусть карты звёздного неба, знал созвездия. Созвездия южного полушария всем нам были незнакомы, вот он нас с ними и познакомил. В экваториальном небе звёзды казались огромными, не такими что у нас дома, они походили на висячие лампы, разбросанные по небу. Показал он нам и светящийся крест на небе. Это был Южный Крест – яркий, большой, ни с каким созвездием его не перепутать.
В Южно-Китайском море, у вьетнамских берегов мы долго, почти месяц, крейсеровАли. Были наготове в каждую минуту двинуться туда, куда прикажут. Для этого два котла на крейсере были в резерве, и готовы к работе дать полный ход.
Котёл это на самом деле котельное помещение размерами десять на десять метров и высотой около девяти метров. В нём находилась печь, постоянно топившаяся мазутом – обычная система отопления. В котле миллион водяных трубок, клапанов. В трубки подаётся вода, вода испаряется, пар под давлением подаётся в турбины. Турбины крутятся и корабль движется. Всего на крейсере 6 котлов. Из них два резервных. В каждом котле по турбопожарному насосу, которые всегда в работе. Моя же вахта состоит при этом турбопожарном насосе. Здесь, пока мы крейсеровАли в Южно-китайском море, я узнал что такое котёл в резерве, и почему там никто вахту не хочет стоять
Спускаюсь по шахте котла я в назначенное время на вахту. Смотрю, сидят три кочегара в перегрузочном отделении подалее от котла.
- Почему здесь сидите? – спрашиваю их.
Они показывают на термометр. А на нём температура 60 градусов жары. Заглянул в котельную, а там уже за 100 градусов. Помолчал я с ними, делать нечего, надо идти, проверить оборудование, свой турбопожарный насос. Пошёл, путь до него всего-то около десяти метров, а зашёл я туда, жара такая, что баня отдыхает. Иду медленно-медленно, обливаюсь потом. Я в варежках,кочегары всучили, а руки горят как на горячем чайнике. Проверил исправность, пошёл назад. Вышел. Вся роба мокрая присоединился к кочегарам в перегрузке.Так и отстояли четырёхчасовую вахту у котла в резерве.
Каждые 10-15 минут мы в котёл заходить должны и контролировать работающие механизмы и приборы.
Вот за эту вахту у резервного котла я потерял, потом взвесился, около четырёх килограммов.
Свидетельство о публикации №217021600552
Владимир Прозоров 15.08.2017 09:48 Заявить о нарушении
Рабочий котёл нагревает воду до парообразного состояния, и выдает пар по потребителям.
А резервный никуда не выдает тот же пар температура которого несколько сотен градусов. Маленький расход топлива + всегда готов как пионер. Ну как то так.
Владимир Журбин 2 15.08.2017 14:09 Заявить о нарушении