1. Официальное открытие ФМШ

НА ЛЕВОМ СНИМКЕ, сделанном в 1964 г. (слева направо) школьники первого набора в ФМШ: С. Тресков, Ю. Карев и Г. Фридман. НА ПРАВОМ СНИМКЕ они же в 2012 г. Снимки позаимствованы из «Воспоминаний» Ильи Гинзбурга.


23 января 1963 года в новосибирском Академгородке состоялось официальное открытие первой в стране специализированной физико-математической школы-интерната (ФМШ), организованной при Новосибирском государственном университете.
Об олимпиадах среди школьников, которые начали проводить с 1962 г., и об идее Будкера, реализованной академиком Лаврентьевым, – создать специализированную физ.-мат. школу, написано много воспоминаний.

В 1961-1962 г. молодежь Сибирского отделения по инициативе академика Лаврентьева организовала и провела Первую Всесибирскую олимпиаду школьников. Это было грандиозное по размеру мероприятие.

На первом её этапе молодые научные сотрудники добирались до самых глухих мест Сибири в поисках талантливых детей. Потом проводился заключительный тур, куда съезжались ребята, отобранные на местах. Проведение олимпиад стало традиционным.

А в июле 1962 г. В Академгородке была проведена Первая Летняя школа. Проведение Летних школ тоже стало традиционным.

Об идее возникновения физматшколы вспоминает Илья Файвильевич Гинзбург, с.н.с. института математики, доктор ф.-м. наук, который в 60-х и 70-х годах читал в ФМШ курс физики:

– Продолжая обсуждения летней школы, однажды на наших глазах Г.И. Будкер «изобрел» физматшколу»:

«А почему только летняя? – спросил он и сходу стал развивать довольно фантастическую картину, которую мы слушали с некоторым недоверием.

Но идея возникла, ее горячим адептом стал А.А. Ляпунов, а вскоре ее поддержал и М.А. Лаврентьев. Без его поддержки никакой ФМШ получиться не могло». По результатам олимпиады и личных собеседований со школьниками летом 1962 года провели набор, посчитав, что постановление правительства о создании школы будет получено к 1 сентября. Тем более, что письмо в правительство о создании ФМШ, кроме академика Лаврентьева, было подписано Министров высшего и среднего специального образования В.Н. Столетовым.

И вот тут всё застряло. Несмотря на огромную пробивную силу академика Лаврентьева, несмотря на поддержку оборонных предприятий, которые академик Лаврентьев подключил к своей просьбе о создании ФМШ, постановление правительства не выходило. Дети сидели по домам, их попросили подождать, пока ситуация не прояснится.

Лишь в январе 1963 г. академик Лаврентьев сумел лично подписать это злополучное постановление. Помог случай. Во время отпусков «на хозяйстве» остался член Политбюро Устинов. С ним-то и договорился академик Лаврентьев.

Немедленно выпускается решение Президиума СО АН, формируется Учёный совет ФМШ, назначается завучем Л.Г. Литерат, разрабатываются учебные программы, выделяется только что сданный в эксплуатацию жилой дом на Детском проезде, куда и заселяются зачисленные в ФМШ дети – 119 школьников: 108 мальчиков и 11 девочек.

А учиться они начинают как в школе №25, где учились студенты НГУ, и в самом здании НГУ. Два девятых и два десятых класса (обучение было 11-летним тогда).

Но решены были далеко не все проблемы. Ведь надо платить зарплату преподавателям, надо кормить школьников. Из чьего бюджета оплачивать эти расходы?

На первых порах часть средств выделило Сибирское отделение АН, но точку в этих вопросах поставило новое Постановление правительства, принятое в августе 1963 года об организации физматшкол в Новосибирске, Москве, Ленинграде и Киеве как разновидности школ-интернатов (до этого в стране работали школы-интернаты для учеников 1-7 классов из малонаселённых деревень).

Теперь академик Лаврентьев договаривается с Обкомом КПСС о передаче ФМШ только что построенной школы в микрорайоне «Щ» и о получении этой школой статуса ФМШ-интерната. Там ФМШ и будет находиться следующие несколько лет.

Директора в ФМШ в первые годы менялись весьма часто. Вот перечень всех директоров ФМШ: П.Г. Семеряко (с 1963 г.), А.С. Карабасова (с 1963 г.), Н.Н. Бондарев (с 1964 г.), Н.Ф. Луканёв (с 1965 г.), Е.И. Биченков (с 1965 г.), Н.М. Ногин (с 1967 г.), Л.Н. Паршенков (с 1967 г.) и М.А. Могилевский (с 1970 г.).

Потом уже директора стали работать подолгу: А.Ф. Богачев (с 1972 г.), А.А. Никитин (с 1987 г.), и Н.И. Яворский (с 2006 г.). Как правило, они не устраивали попечителей ФМШ из Учёного совета. Директора хотели быть полновластными руководителями. Учёный совет, разбираясь в конфликтных ситуациях, как правило встала на сторону школьника.

Илья Файвильевич Гинзбург приводит интересный пример:

«Поначалу некоторой проблемой было взаимоотношение Учёного совета ФМШ и дирекции. Нанятые директора – администраторы не понимали различия между составом учеников этой и обычной школы, они пытались стать верховными правителями и уходили, встретив противодействие Учёного совета.

Помню, как директриса подписала приказ об изгнании из ФМШ одного из лучших учеников – Г. Фридмана. Список его прегрешений был ужасающ: Он читал в каком-то чулане после отбоя (научные книги). Он не пошел на субботник (у него был сердечный приступ). Наконец, он возражал директору. Учёный совет разобрался в этом деле (всё, что указано в скобках не рассматривалось директором) и пришел к выводу, что исключать из ФМШ надо … директора».

Неожиданно возникла проблема с питанием. Нормы питания, установленные для школ-интернатов, оказались для школьников 10-11 классов низкими. Дети голодали. Снова цитирую И.Гинзбурга:

«Когда интернат заработал, оказалось, что дети голодают. Для подростков - старшеклассников продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались слишком маленькими. Потребовалось пробивать постановление правительства об увеличении рациона в ФМШ до уровня физкультурных спецшкол. М.А. Лаврентьев вспоминал, как он доказывал начальникам, что мозги для страны не менее важны, чем мускулы».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/16/586 


Рецензии