2. Дети - наш приоритет

Я уже рассказывал, что «детские» проблемы «свалились» на меня практически с самого начала заселения верхней зоны Академгородка, т.е. как только появились первые жители и первые дети.

Но сначала это были вопросы, связанные с устройством детей в ясли и садики, чтобы оба родителя могли работать, поскольку бабушек тогда в Академгородке практически не было.

Потом появились вопросы, которые я тогда стал, выступая, называть вопросами всестороннего развития наших детей (я не претендую на авторство этого термина, но я, действительно, думал и говорил об этом при любом удобном случае).

Ещё в 1961 году состоялась встреча общественности Академгородка с Алексеем Андреевичем Ляпуновым и председателем профсоюзной детской комиссии Академгородка (то бишь, мной), организованная газетой «Вечерний Новосибирск».

В качестве общественности мы пригласили членов детской комиссии Академгородка и детских комиссий институтов СО АН. На этой встрече я и выдвинул свою, уже продуманную концепцию создания системы всестороннего развития детей:

(1) физического развития (физкультура и спорт),

(2) эстетического развития (музыка, живопись, литература, поэзия, театр, прикладные художественные ремесла),

(3) научно-технического или научно-естественного развития:

а) научно-технического (совершенствование знаний и навыков или техническое творчество (изготовление моделей, автомобилей, самолетов, ракет, машин, стендов, приборов)

или

б) научно-естественного развития – изучение природы (животных, растений и т.п.)
 
или

в) физико-математического или химико-биологического развития – углубленное изучение наук (математики, физики, химии, биологии).

Мне не пришлось заниматься самым последним – (п.3в). Это успешно продвигалось в Академгородке без меня. Правда, несколько под другим углом. Я думал в основном о развитии детей, проживающих в Академгородке. Академик Лаврентьев, член-корр.  Ляпунов и другие ученые были ориентированы на поиск талантливой молодежи в Сибири и развитии их способностей.

Они искали талантливых ребят, обучали и воспитывали их, чтобы получить молодые кадры для институтов, способные сделать открытия в науке. Во многом у них это получилось. Но из Академгородка в эту отобранную группу попадали немногие.

Начали с Олимпиад, в которых участвовали дети сибирских школ. Потом создали в Академгородке школу с физико-математическим уклоном при университете (ФМШ), куда приглашали победителей олимпиад. Да и в университете к этим ребятам относились по-особому, – выдавали им специальные задания. А с третьего курса эти ребята уже дневали и ночевали в лабораториях институтов.

Разумеется, в олимпиадах участвовали и дети из Академгородка, и какое-то их количество попадало в ФМШ и университет. Но, повторяю, я всем этим не занимался.

Что-то шло по линии комсомольской организации. Но главное, этим занимались Президиум сО АН и лично академики-директора институтов.

А вот всеми остальными сторонами моей программы довелось заниматься непосредственно мне. Но если раньше, в 1961 году, я ее только провозгласил, то теперь, спустя два года, мне самому надо было претворять ее в жизнь.

В ОКП была детская комиссия, но она считала своей главной задачей распределение мест в детские учреждения и контроль за их деятельностью. Они работали с детскими комиссиями месткомов и Медико-санитарным отделом СО АН, которому подчинялись детские учреждения в Академгородке. Кроме того, потом она стала заниматься пионерлагерем. В частности, подбором воспитателей из числа сотрудников институтов СО АН.

И действительно, это была большая работа. Они делали свою работу увлеченно, внимательно следили за качеством кадров воспитателей и нянечек в детских учреждениях, питанием детей и еще огромным количеством вопросов, которые язык не повернется назвать мелкими.

Все, что связано с детьми, – имеет приоритет, здесь не может быть главных и второстепенных вопросов. Все главные.

А вот претворять в жизнь мою концепцию в детской комиссии было некому, хотя бы потому, что туда подбирались люди по другому принципу, на другой род деятельности.

Развивать первое направление можно было, поручив его детскому сектору Дома Культуры, но заведующего этим сектором пока в ДК не было. И в Доме культуры ограничивались пока тем, что ввели детские киносеансы.

Всё же нам удалось создать детские комнаты в каждом микрорайоне (в квартирах), где организовывались кружки. Там энтузиасты из институтов работали с детьми. Некоторые руководители кружков были на ставках Дома культуры.
Разумеется, были кружки и при общеобразовательных школах, но детская комиссия к этому тогда не имела отношения.

Кроме детских сеансов в кинотеатре да участия детей в концертах художественной самодеятельности и редких кружках, я не припомню ничего другого, чем бы дети могли заняться после школы. Зимой, правда, работали спортивные секции фигурного катания и лыжников.

Обычно в крупных городах эти обязанности возлагались на Дворцы и Дома пионеров Министерства просвещения (я сам ходил в шахматный кружок Дзержинского Дома пионеров в Ленинграде, а потом во Дворец пионеров), но в Академгородке строительство Дома пионеров не было предусмотрено.

Руководители Районо и Гороно (районный и городской отделы народного образования при исполкомах), с которыми я разговаривал, помочь ничем не могли. Они говорили, примерно так:

«Дайте нам помещения, и мы выделим штаты и организуем кружки».

Но я знал, что Домам культуры вести работу с детьми тоже не возбранялось профсоюзами страны, наоборот, даже поощрялось.

И теперь, после выделения нам штатов, у нас была штатная единица руководителя детского сектора в ДК «Академия». К сожалению, она пустовала, – не могли подобрать человека. Были также вакансии руководителей кружков.

Естественно, я с самого начала понимал, что должны быть ещё центры детского творчества в каждом из трех микрорайонов.

Неважно, как они будут называться – детскими комнатами или центрами, – но там должны быть люди, умеющие приветить слоняющихся по дворам детей и занять их интересным делом. Этого в нашей структуре и структуре ДК «Академия» предусмотрено не было.

Спортивные залы тогда были только при школах. И в нашей структуре заниматься физической закалкой детей, совершенствованием их способностей в спорте было некому. Хотя школу фигурного катания мы открыли еще в 1960 или 1961 году. Была и детская парусная секция - они ходили на «кадетах».

Внешкольную работу с детьми надо было начинать практически с нуля. Уровень работы в открытых нами микрорайонных детских комнатах нас не устраивал.

Специализированных детских кружков – технического и юннатского профиля – не было. Нам следовало всё, что мы хотели сделать, создавать самым непонятным образом – без помещений, которые нужно было найти, и при нулевой материальной базе. А главное, при отсутствии людей, которые были бы в силах всю эту работу потянуть.

Вот так. Было желание, было понимание, даже были кое-какие ресурсы, но забота о детях пока была почти на нуле. Вот вам и приоритет!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/16/620


Рецензии