3. Профсоюз и летний отдых детей

Профсоюзные организации в СССР всегда занимались летним отдыхом детей. Это непростое, но очень важное и чрезвычайно ответственное дело. Каждое крупное и средних размеров предприятие или учреждение имело свой загородный лагерь. Более мелкие объединялись своим обкомом профсоюза и тоже имели возможность получить путевки в лагерь.

Путевки, как правило, на 70% оплачивались профсоюзом, родители платили только 30% от стоимости, а некоторым категориям семей путевки вообще выдавались бесплатно. Средства на это планировались профсоюзами.

Обычно крупные профсоюзные организации круглый год держали на полную ставку начальника пионерлагеря. Остальные штаты пионерлагеря с соответствующим фондом зарплаты выделялись на три летних месяца (некоторые – на четыре). Они готовили лагерь к открытию загодя, а после отъезда детей тщательно консервировали имущество и здания до следующего года.

А.И. Щербакову удалось найти на должность начальника пионерлагеря весьма хорошего организатора Нину Анисимовну Умнякову. Она в первый же год пригласила Владимира Павловича Жлудова старшим пионервожатым, и, сколько я помню, он работал у нас несколько лет в весны до осени – все три сезона. И заведующая столовой у неё была своя, проверенная. И к столовой у нас никогда не было нареканий. А врача мы находили в Медсанотделе СОАН. С этим тоже никогда проблем не было.

В СОАН профсоюзный комитет, как и повсюду, полностью отвечал за воспитателей и пионервожатых, а также за персонал: столовой (поваров, посудомоек, кладовщиков, экспедиторов). В штате профсоюза на летнее время был и врач (было и отдельное помещение – кабинет врача и изолятор) и художник (все оформление лагеря делалось своими силами – в клубе лагеря).

Готовиться к сезону начинали сразу после Нового года. Обычно, помимо начальника лагеря, этим занимались председатель детской комиссии профсоюзного комитета и один из заместителей председателя ОКП. В первую очередь, подбирали кандидатуры, а затем и принимали на работу зав. столовой, ст. пионервожатого и врача.
Врач комплектовал свой штат, проверял оборудование и приборы, закупал лекарства и медицинские средства.

Зав. столовой подбирал персонал столовой, проверял, как работает оборудование после профилактического ремонта, докупал необходимый инвентарь, готовил помещения столовой к приему детей.

Начальник лагеря и старший пионервожатый совместно с комиссиями месткомов институтов СО АН подбирали воспитателей и пионервожатых и обучали их азам воспитательной и пионерской работы.

Хозяйственное обслуживание осуществляли службы СО АН. Электрические сети (наружные и внутренние), водопровод и канализация, их ремонты и профилактика (зимой они не работали), дороги и пешеходные тропинки, ремонт всех зданий, ремонт купальни и многое другое – за все отвечали службы Л.Г. Лаврова и Б.В. Белянина, двух заместителей председателя СО АН.

Начальник лагеря, а затем и районная санэпидстанция принимали у них работу. А потом санэпидстанция проверяла нас: стерильность в столовой, наличие санитарных книжек у персонала столовой и у тех, кто непосредственно работал с детьми, – у воспитателей и пионервожатых.

Первый раз пионерлагерь СО АН (он был тогда на 120 мест) открылся, если мне память не изменяет, в 1961 году. Но сначала он был где-то в пригороде Новосибирска в палатках. В 1963 году ОКП открывал палаточный пионерлагерь, который назывался «Пионерская коммуна». Он был рассчитан на 150 детей, а место ему нашли на берегу Обского моря (рядом с пляжем). От ОКП всю подготовку курировал (и помогал) Владимир Ильич Караваев, который был освобождённым заместителем председателя ОКП (он работал только в ОКП). Я к делам пионерлагеря «Пионерская коммуна» в 1963 году прямого отношения не имел.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/16/625 


Рецензии