49. Затонувший город

НА СНИМКЕ: На месте затонувшего города Тору-Айгыр недалеко от Батыкчи вода размывает могильники, и на берег выносит кости и черепа.


– Нам ещё километров 80 до Долинки, – сказал один из моих попутчиков, когда мы выехали из Рыбачьего.

Слева от нас тянулся хребет Кунгей Алатау. Его склоны покрывала весьма бедная растительность, практически это была полупустыня. Она протянулась на многие километры от Рыбачьего. Но там, где по склонам хребта текут реки, видны яркие зелёные полосы.

Только там земли и используются для посева культур, но и там их выращивают только благодаря орошению. Реки не достигают здесь озера, теряясь в песках и гальке.

Пока мы ехали, мои попутчики рассказывали мне об озере Иссык-Куль, и успели рассказать не только о его географических особенностях, но и об истории этого края, а также о легендах и поверьях, которые связаны с этими места.

Я приведу впоследствии не только поверья, – они очень поэтичны, – но и расскажу о реальных археологических открытиях, сделанных во второй половине ХХ века, т.е. позже времени, о котором я рассказываю. На мой взгляд, они фантастичны и говорят о том, что легенды были обоснованными.

Впереди появился первый после Рыбачьего крупный населённый пункт - Тору-Айгыр. Мне тут же рассказали легенду о том, почему он так назван.

Жил в Кеминской долине богатырь. Пришлось идти ему в поход против врага. Оседлал он своего гнедого и отправился в далекий и трудный путь.

Прошло время. Однажды жители одного из урочищ на побережье Иссык-Куля заметили далеко-далеко, чуть не на горизонте, едва различимую точку. С каждым мгновением она приближалась и вскоре заметна стала голова плывущего коня. С другого берега плыл он. И доплыл. Вышел из воды, отряхнулся и умчался через перевал горного кряжа Кунгей-Алатоо. Прискакал конь в родную Кеминскую долину. Отыскал свой аил и в нем родную юрту богатыря. Подошёл конь к юрте, опустил голову, тихо заржал. Так люди узнали печальную новость о батыре, павшем в бою.

 Вот каким верным и выносливым был Тору-Айгыр — киргизский конь.

С тех пор урочище на берегу озера, где он выплыл, называется Тору-Айгыр. И горный перевал в Кеминскую долину люди тоже стали называть Тору-Айгыр.

В бассейне одноименной реки Тору-Айгыр очень много памятников истории.

В верховьях и среднем течении реки – петроглифы на камнях и скалах, а рядом курганные захоронения сакско-усуньского времени (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.), когда здесь жили усуни, о которых я уже писал, а ещё раньше их саки (скифы). Здесь же встречаются захоронения и последующего, тюркского периода (VI в. н.э. – XIV в. н.э.).

В нижнем течении реки находится городище, которое, как некоторые считают, и было средневековым городом Сикуль, о котором есть упоминания в хрониках.

С запада границей города служила р. Тору-Айгыр, с севера и востока он был защищён длинной стеной. Южная часть города и сейчас под водой. Если внимательно всмотреться в воду можно увидеть подводные строения. А иногда воды Иссык-Куля выносят на берег обломки керамики и отбеленные водой и временем кости жителей древнего города. Со дна озера были подняты обожженные кирпичи, глиняная посуда.

В северной части города проводились раскопки. Были вскрыты остатки жилищ из сырцового кирпича и монументальные постройки. Наиболее хорошо сохранившейся оказалась... большая баня. Она была построена из обожжённого кирпича и делилась на несколько помещений. Главная часть – топка с двумя печами. Там в кирпичных резервуарах, покрытых изнутри толстым слоем алебастра, грели воду. Площадь помещения для мытья 100 кв. м, такого же размера и комната для отдыха (или раздевалка). На самом деле, большая была баня.

На восточной окраине села Тору-Айгыр мы увидели гробницу XVIII в. - купольное сооружение с небольшим порталом.

– Это гумбез – гробница XIX века, пояснили мне.

На входе в гробницу с двух сторон стояли круглые башенки.

На самом портале по сторонам были сделаны прямоугольные ниши, а верхнюю часть украсили решетчатой фигурной кладкой из кирпича.

– Здесь совсем близко, всего в 9 км от Тору-Айгыра находится ущелье с наскальными изображениями. На гладких поверхностях скал высечены петроглифы. Там сцены охоты и ритуальные обряды. Им около 4500 лет.

Мы пересекли реку Тору-Айгыр и поехали по такой же полупустынной местности.

Только вблизи села Чоктал пустынный пейзаж сменился орошаемыми полями. Село названо по имени наивысшей точки хребта Кунгей Алатау - пика Чоктал. Он как раз и находится напротив села. Здесь горы уже покрылись снежными шапками, а их склоны были изрезаны ущельями рек.

За разговорами мы незаметно въехали в довольно крупный поселок «Долинка». Теперь он тоже переименован и называется Кара-Ой.

– Мы ненадолго заедем на биостанцию.

Оказалось, что Биостанция АН, сотрудники которой следят за породным составом рыбы в озере, находится в Долинке.

Нас встретил один из научных сотрудников биостанции, молодой и общительный парень по имени Азат, с которым меня познакомили. Из разговора с ним я впервые узнал, что в Иссык-Куль завозится из озера Севан в Армении и выпускается для акклиматизации один из видов севанской форели. Он пригласил меня заехать на биостанцию хотя бы на несколько часов и обещал показать, как они работают с рыбой.

– Тебе будет интересно, – сказал он.

Мне на самом деле было интересно. Мне вообще всё было интересно.
Последний рывок, – несколько километров в сторону озера, и мы достигли дома отдыха.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/16/726


Рецензии