Дэвид Бартли. Вечная цель

ВЕЧНАЯ ЦЕЛЬ
Дэвид Бартли (1899)
С сокращениями
http://asweetsavor.info/edb/eternal.html

Возлюбленные братья во Христе, Единый Истинный Бог есть Бог цели и замысла, и это настолько полно раскрывается в Священном Писании, что Он убедил меня написать вам по этой возвышенной теме, в смиренной зависимости от Него.
«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14.24). Исполнение этой торжественной клятвы Иеговы зависит от Его атрибутов всеведения, всемогущества и неизменности, и все они полностью возвещены Его святыми пророками, так что отрицать эти атрибуты значит отрицать Его как Бога и открывать путь неверию. Всемогущий не может быть ограничен в любом атрибуте или совершенстве Его Божественной природы или бытия, но Он бесконечен во всех таковых, как это совершенным образом раскрывается в Библии. Его всеведение включает в себя абсолютное знание всех вещей в бесконечной мудрости, его всемогущество включает в себя универсальный авторитет, власть и мощь, и Его неизменность включает Его вечный замысел и венчает ее вечностью. Это самоочевидные истины, и лишь тот, кто не верит в Бога вообще, будет склонен отказаться от них. В Боге «нет ни изменения, ни тени перемены», говорит Писание. Это не соответствует бытию ни одной твари. Поэтому, если бы ангел или человек поклялся таким образом, как в приведенном тексте, он не мог бы совершить то, о чем сказал, как это часто происходит со стремлениями людей. «Я Господь, Я не изменяюсь», говорит Всевышний. Из этого очевидно, что нет ничего нового и ничего старого пред Ним, что все существа, вещи и события всегда присутствуют пред Ним и известны Ему, от века и до века, как полностью подтверждает Писание. Двадцать четыре старца восхваляют Его пред Его святым престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу:  Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Откр.4.11). Владычество Господа является универсальным и неограниченным, как и Его правление и контроль над всеми вещами, ибо Он единственно есть Творец и Верховный Правитель всех миров и вещей, и они все известны Ему и находятся под Его всемогущей властью. "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, или, власти: все вещи были созданы им, и для него, и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1.16-17).
Таким образом, абсолютно ясно, что благословенный Бог наш является не только Богом замысла, но что Его цель вечна, как и Он Сам, и что Его вечная цель в то же время неизменна и не может изменяться, и она охватывает все вещи, которые Он создал. Поскольку Бог не творит ничего напрасно, Он не творит и без мудрой цели. Предположить, что это возможно, значит пытаться привлечь к ответу Его мудрость и отказать Ему в Его власти, исказать, что Его вечная цель не включает в себя все, что существует, или что она может быть отвергнута или сорвана, а Он может быть разочарован, или может быть свергнуто Его правление и контроль над всеми вещами, означает не считать Бога Богом. Сказать, что Бог имеет больше чем одну цель, означает получить те же ужасные выводы, ибо приписывать Ему более одной цели означает сказать, что Он изменяет свою цель, так же как несовершенные люди меняют одни свои замыслы на другие, и, соответственно, никакая вечная цель для твари невозможна. Это бесконечное совершенство принадлежит только Богу, Имя Которого Иегова, Чья мысль одна, и замысел один от века и до века, и они распространяются на все вещи на небесах и на земле, ибо Он говорит, и все совершается, Он заповедует, и все немедленно происходит, и это Бог Библии, Творец всего сущего, Бог вечной цели, и Библия говорит о Нем, что «Всемогущий Господь Бог царствует».
Согласно Стандартному словарю, «цель предполагает средства и твердую решимость достичь ее, и намерение сделать это образует вечную цель Бога».  Таким образом, всякое разумное существо имеет цель во всем, что оно делает, и все, что оно делает, должно находится под его контролем, иначе замышлять, или поручать ему что-либо делать было бы глупостью. Вне цели не может быть ничего, кроме слепой судьбы или неопределенной случайности во вселенной, и это было бы губительно и разрушительно. Как прекрасно поэтому, что Господь Саваоф в Его бесконечном сострадании к Своему народу поклялся, говоря: поистине. Как Я замышляю, так и сбудется, и как Я определил, так и совершится! В этом замысле и цели есть абсолютная уверенность, и в соответствии с ними все, чему надлежит быть, свершается и свершится. Будь это не так, то Его мудрость и власть потерпели бы неудачу, и Он был бы разочарован и побежден. Как это ужасно! Каждый, кто способен мыслить, должен удалиться от этого ужаса. Это то же самое, что «сказал безумец в сердце своем: Бога нет».
Но мы можем спросить теперь: есть ли хоть одно существо, событие или вещь во вселенной за пределами замысла и цели Бога? Сказать, что что-то может выйти за рамки вечного замысла, означает сорвать с Бога венец суверенитета и власти над миром. Это хуже, чем та глупость, которая ограничивает Его цель и замысел, потому что это отрицает Его бесконечность и вечность и полагает пределы Его всеведению, всемогуществу и вездесущности. Это существенные признаки Его сущности, природы и бытия Бога, и отрицать их означает отрицать Бога. Священное Писание изобилует свидетельствами обо всех совершенствах Святого Бога, и оно также показывает, что эти же совершенства вечности, неограниченности и неизменности Всемогущего Отца явлены в спасении, блаженстве и безопасности Его избранных, призванных и оправданных людей.
«Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис.46.9-13). Исполнение этой цели Бога включает ужасные бедствия, войны и свержение могущественных государств языческих народов. Все это верно и применительно к долгому рабству Израиля в Египте, гибели фараона и его слуг, и народов, воевавших с Израилем в пустыне и в земле Ханаанской, ибо Бог определил и предсказал все те ужасные бедствия и праведные суды во избавление Своего народа Израиля.
Теперь, что касается замысла и цели Бога, читатель должен прочесть полностью 13-ю и 14-ю главы Исайи, чтобы увидеть текст в целом и понять, что было определено о разрушении Вавилона и избавлении сынов Израилевых из долгого пленения, великую и ужасающую историю которого дает здесь пророк /…/ «Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, []ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее» (Ис.14.26-27). Кто сможетчитать все эти торжественные заявления Господа Саваофа, а затем сказать, что Его цель не распространяется на всю вселенную, и не распространяется на все страны, народы и вещи! Посему вся история есть исполнение слова Господня через Его вдохновенных пророков, явленного во всей Библии, и совет, замысел и цель Господа Саваофа проходят через все это, образуя цепь событий, идущую от Его вечного престола, так что ничто не может помешать Его совету и замыслу, или же свергнуть Его вечную цель и одолеть ее. Мы должны радоваться ивеселиться, что это так, мои дорогие братья и сестры, ибо это слово Господа есть наше прибежище и сила, и наша вечная безопасность. Именно эта уверенность от Бога позволила Павлу сказать:  "И мы знаем, что любящим Бога, призванным в соответствии с Его целью, все содействует ко благу» (KJV). Для Павла было ясно и очевидно, что Бог, «животворящий мертвых и называющий несуществующее как существующее», в соответствии с вечной целью и замыслом, которые Онисполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, определил Свой народ к вечной жизни через искупление в Нем, и поэтому Павел говорит: «В Нем мы и сделались наследниками, будучи предопределены в соответствии с целью Того, Кто совершает все вещи по изволению воли Своей» (Еф.1.11 KJV). Павел снова говорит о Боге: "Кто спас нас и призвал нас призванием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим.1.9). Все эти и многие другие свидетельства Писания четко устанавливают, что есть предопределенный и предузнанный народ Божий во всякое время и на всяком месте, и то же самое определение относится к народам земли, истории мира и ко всем вещам во времени или непосредственно, или косвенно, и, таким образом, ради избранных и конечного блага призванных по Его воле Он совершает все по изволению воли Своей. Таким образом, в Божием Слове ясно видно, что совет, замысел и цель Господа достигают всех народов и управляют ими, а также полагают им пределы и границы, за которые они не могут пройти. По этой причине врата ада не одолеют Церковь, как и отдельных Его людей, возлюбленных Им во Христе. Зная это, Давид сказал Богу: «Гнев Твой прославит Тебя, остаток гнева Твоего Ты удержишь». Это требует всеведения и всемогущества для достижения вечной цели, но наш Бог достигнет ее, ибо только Он есть Бог. «Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век!» (Втор.32.39-40). «Вечный Бог твое убежище, и ты под мышцами вечными: и он прогонит врагов от лица твоего, и будешь жить в безопасности». «Блажен ты, Израиль!. Кто подобен тебе, народ, хранимый Господом». Эти дивные слова Бог возвестил Своему народу чрез раба Своего Моисея. Но Господь снова говорит: «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела,- и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде,- ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис.54.15-17). Господь Всевышний, радуется дух мой о Тебе за это, ибо Ты сможешь сделать все, и призвать меня к победе в Твоей силе и спасении, и слава Твоему святому Имени. Сам Господь здесь говорит Своим людям, во-первых, что  сотворил кузнеца, огонь, и губителя для истребления, и, во-вторых, что в соответствии со Своей неизменной целью Он положил Свою сдерживающую руку на каждое орудие истребления и возложил узду на всякий обвиняющий язык, так что нечестивые люди, воинственные народы, преследующие враги, ложные друзья и обезумевшие бесы твердо удерживаются и контролируются Его всемогущей рукой. Именно поэтому, братья мои, Иов не надломился под проклятием Бога и не умер в своих бедствиях, народ Израиля не погиб ни в Египте, ни в Красном море, ни в страшной пустыне, ни на огнедышащем Синае, ни в жестоком Вавилоне; ни огненная печь, ни львиный ров не погубили брошенных в них слуг Божиих, но пожрали их врагов. Именно по этой причине Иосиф, прообраз Иисуса, не сгинул ни в яме, ни в тюрьме, а дом отца его, народ Завета по замыслу Божию, не погиб от голода. Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее? Всеведение Бога направляет все вещи к Его цели в вечности, и Его всемогущество исполняет Его неограниченный вечный замысел, который всегда устоит и никогда не потерпит крах. О, братья, будем верить в Господа Саваофа и воздавать славу имени Его! Самое страшное – думать, что Единый Премудрый Бог допускает бесцельно хоть один грех, или задавать Ему вопросы с целью извинить и оправдать Того, о Ком Иисус сказал: «никто не благ, как только один Бог». Для грешного человека будет чудовищной гордыней его тщетного плотского ума, величайшим злом и страшным грехом утверждать, что он умнее и добрее, чем Всесвятой.  Таким образом, каждый человек должен снять свою обувь с ног, идя по святой земле, и говорить о Боге с глубочайшим почтением и великим смирением, которые должны наполнять нас торжественным трепетом, чтобы мы могли сказать вместе с кротким Моисеем: «Я в великом страхе и трепете». Будет крайним и опасным недомыслием, если какой-либо бедный смертный грешник, чье дыхание дал ему Бог, будет легкомысленно судить о Господе Вседержителе, чье Имя Свято, отрицать Его великие совершенства и существенные признаки, ограничивая Его пределами своего малого ума, и говорить, что Бог выходит за какие-то рамки и делает что-то не то! Это более чем несправедливо, когда человек сваливает с себя ответственность и при этом назначает Богу творение зла, хотя сам творит зло и грех во вселенной. Это самое отвратительное и кощунственное безумие, которое произносят грубейшие богохульники вроде Ингерсолла, Бог ему судья! Бог сказал Иову: «Кто ты, что состязаешься со Всевышним?.. Ты хочешь судить Меня, поскольку сам праведен?».
«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34.5-7). Так наш святой и благословенный Бог заявляет, что Он будет поддерживать чистоту и праведность Своего великого белого престола, и что Его святость проникает и Его суд, и Его милость.
Давайте еще немного рассмотрим неизменную цель Бога. «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (Ис.23.9). «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал.4.1). «Трясется земля и трепещет, ибо исполняются над Вавилоном намерения Господа сделать землю Вавилонскую пустынею, без жителей» (Иер.51.29). Это также относится к цели Господа низложить все хвалящиеся собой народы и царства мира, и смирить всякую надменность. «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" (Дан.4.32). «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, []так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего» (Дан.2.44-45)..
Вот лишь самые дивные заявления, произносимые с абсолютной уверенностью, и они ясно показывают неизменную цель Бога не только в отношении Его Царства и народа, но и в отношении всех царств, которые должны быть сокрушены и уничтожены, как разбитый сосуд горшечника, чтобы Его народ был отделен от царств мира сего. В этом явлена бесконечная мощь замысла и всемогущей силы Божией. Все совершается, как и предсказано, по Его установлениям. В замысле Господа есть положительное единство, которое не допускает непредвиденных обстоятельств или условий, ибо Его Царство не будет передано никому. Глупо попытаться привести чуждые народы в Царство. Царств, которые были сокрушены Им, больше нет, но народ Всевышнего, взятый от них, встанет по Его правую руку, и Царство Его, которое стоит сейчас и всегда подобно дому на скале, будет отдано Его святым. И сейчас, если его люди искуплены  "из всякого колена и языка, и народа и племени" под небом, среди которых они были рассеяны, как заблудшие овцы, Его цель исполнится на них, как она несомненно исполнилась на Египте, Вавилоне, Персии и Азии, и на всех древних царствах, которые Господь Саваоф судил, наказал и сверг. В некотором смысле для Его народа происходят все события и существуют все народы и царства земли, и потому наследие святых во Христе дается по замыслу Того, Кто «совершает все по изволению воли Своей». Если бы это было не так, и цель и совет Господа были бы ограничены, то Его установления и контроль над ними были бы также ограничены Его целью и советом, ибо Его управление и власть не могут выйти за пределы Его цели и действовать без цели, и также при этом не может быть безопасности для Его народа, который окружен всякого рода вещами и событиями, и чаще всего наихудшими. Павел подвергался ужасающим бедствиям и опасностям на суше и на море, и тем не менее Господь избавил его от них. Конечно, совет и цель Бога распространялись на все эти вещи, и в равной мере на все остальные, ибо Бог не простирает Свою руку без какого-либо совета и цели. Это мог бы сделать глупец, но не наш всемудрый Бог и Спаситель. Среди множества вещей, которым подвергаются святые по указу и замыслу Бога, совершающего все по изволению воли Своей, Павел называет скорби, бедствия, гонения, голод, наготу, опасности, меч, смерть, ангелов, власти, настоящее, будущее, высоту, глубину, и ни все это, ни другая какая тварь, ни самые страшные вещи во всех мирах, не отлучат от Его любви. Многим, призванным по Его изволению, пришлось и наверняка еще придется столкнуться с некоторыми из этих вещей, так же как и Павлу и тысячам нашедших мученическую смерть его братьев, и все призванные Богом должны также сопротивляться греху и пройти ужас смерти. Но если цель и указы Бога не включают все эти страшные вещи, то таковые должны будут истребить всех святых. Но если Его народ призван к вечной жизни, и все ужасы и бедствия сокрушены и брошены ему под ноги, то как они могут быть не предуставлены Богом? Всемогущество Бога нашего всегда соответствует Его вечной цели и замыслу, и этот замысел полагает абсолютный предел греху, смерти и всему остальному, ибо ничто не может совершаться вне бесконечного предвидения Бога, и Его неизменной и вечной цели, столь же неограниченной, как и Его предвидение. Сказать, что это не так, значит поставить некоторые вещи вне Божией мудрости, совета и цели, и за пределами Его власти и контроля, или же допустить, что Он контролирует некоторые вещи без всякой цели, то есть обвинить Его в слабости и глупости. На самом деле отказаться от неограниченной цели и замысла Бога означает отрицать также Его неограниченное предвидение, и равно отказывать Ему в совершенстве, бесконечной полноте и других неизменных атрибутах. Цель Бога определяется Его бесконечной мудростью, так что и то и другое идут параллельно Его предведению и предвидению всех вещей, и все это освящается Его абсолютной святостью и поддерживается всемогущей и вечной силой Его Божества.
Благоговейный и торжественный трепет овладевает мной, когда я пишу об этих возвышенных вещах, как они есть, и я понимаю, что Дух Господень истинно пребывает на мне, если я вообще могу об этом писать. Он прославляет Бога и, значит, Он будет освящать Своих смиренных детей, что имеют благодать, благодаря которой они могут служить Ему со смирением и страхом. В этом исток уверенности, которая посылается от Бога всем, кто обращается к Нему в молитве, чтобы иметь возможность говорить и писать о Боге всякой благости, святости и власти со священным благоговением и возданием Ему всей чести, что должно характеризовать всех, кто верит Богу и поклоняется Ему.
Не пройдет много времени, дорогие братья и сестры, пока многие из нас вступят за завесу и явятся во святое присутствие Бога, и потому мы не должны больше позволять себе произносить ни слова против Его Божественного совершенства сейчас, ни критиковать Его действия, какими бы странными они нам ни казались. Это суровое наставление, но оно необходимо нам, и я даю его с любовью, отсылая вас, братия, к Богу и слову Его благодати.


Рецензии