Огненная купель. Катастрофа 1941 г

Мысли вновь и вновь возвращаются к трагической катастрофе 1941 г.Почему Сталин не внял предупреждениям разведчиков?А они были многочисленные.Нет,разумеется,разведчики не могли точно знать дня и тем более часа
нападения на СССР.Но то,что Гитлер собирался напасть,было ведь очевидно...
Считал,что не посмеет,нападёт на буржуазную Англию.Ну,так ведь ты-руководитель крупнейшего в мире государства.Ты же не в покер играешь!На тебя с надеждой и с верой смотрят миллионы "верноподанных".Шевельни бровью,пальцем и горы сдвинут с места,-так велико твоё обожествление.
Ну,да к войне готовились.Ещё 8 июля 1929 г было принято постановление ЦК ВКП/б/"О состоянии обороны СССР" и "О военной промышленности",в которых были определены базовые принципы построения ВС СССР.В 1932 г штаб Красной Армии потребовал создать
мощнейшую военно-производственную базу.В середине апреля 1935 г штаб РККА представил более реалистичную программу развития ВС СССР на 1935-1938 гг.
И строили,строили,строили...Достаточно сказать,что к 1 июня 1941 г в боевом строю
у СССР было 266 авиаполков/монография"1941 г-уроки и выводы",1992 г/.
И тем не менее,как писал в своём дневнике фон Бок,командующий группой армий"Центр",русские самолёты не оказывают сопротивления наступающим немецким частям.
Попытку разобраться в причинах катастрофы 1941 г предпринял военный историк Марк Солонин в своей книге"Новая хронология  катастрофы 1941"/М,Яуза;Эксмо,2010,352 с/.
По его мнению,стремительно созданное превосходство/в СССР-А.Х/начало столь же стремительно таять после того,как в гонку вооужений включились другие будущие участники Мировой войны.Буквально за 2-3 предвоенных года Германия,Англия,США догнали СССР по уровню тактико-технических характеристик самолётов и начали сокращать разрыв в численности ВВС.
В конечном итоге,заключает историк на стр 136,сложилась следующая парадоксальная ситуация.Много самолётов,много лётчиков,много аэродромов,много авиазаводов,много авиашкол и лётных училищ.При этом повсеместно не хватает авиабензина/для интенсивного использования наличных сил авиации отчаянно не хватало бензина-стр 115/и Самолёты вооружены самыми скорострельными авиапулемётами.но огневая п в Германиюодготовка лётчиков ограничена мизерными нормами расходов патронов.Созданы вполне современные пикирующие бомбардировщики,но учебно-боевая подготовка экипажей сводится к нескольким ознакомительным полётам.
И далее в том же духе.Есть новейшие зенитки,но нет снарядов к ним,есть уникальные бортовые системы наддува топливных баков инертным газом.но на аэродромах нет азота,есть огромный самолётный парк,но нет тракторов для расчистки от снега,есть гигантская сеть лётных школ,но даже сокращённые программы подготовки не обеспечены авиабензином...
В таком /несбалансированном-А.Х/состоянии советские ВВС и подошли к тому моменту,когда истинное положение дел должно было стать явным-к войне с сильным,упорным и решительным противником.
И ещё об одной теме,поднятой М.Солониным в исследовании,стоило бы упомянуть.Почему в 1941 г авиация Южного фронта даже не пыталась решить важнейшую,предусмотренную предвоенными планами,задачу разрушения румынских нефтепромыслов?Ведь систематическое разрушение румынских нефтепромыслов и нефтезаводов могло поставить немецкую авиацию и ВМФ в тяжелейшее положение-на стр 185.Обьективным и не нуждающимся в пространных комментариях,-пишет историк на стр 195,-итогом несостоявшегося разрушения румынских нефтепромыслов могут служит две цифры-поставки румынских нефтепродуктов в Германию не только сократились,но и выросли с 201 тыс тонн в июне 1941 г до 375 тыс тонн в сентябре того же года


Рецензии