Такое красивое имя... 29. Потомки нотариуса

Провинциальная история

Начало: http://www.proza.ru/2017/01/09/1323


29. ПОТОМКИ  НОТАРИУСА

     Вова иногда называл Алика Барином. Не с каким-то особым  значением – а именно так звали Альберта в их компании. Эта кличка была у него ещё с детства – от фамилии Барченко. Между прочем, когда-то эту фамилию знали все жители города: прадед Алика Николай Васильевич Барченко был владельцем нескольких нотариальных контор и пользовался в округе всеобщим уважением.

     После революции родственники о его славном прошлом, разумеется, помалкивали, тем более что один сын нотариуса погиб, сражаясь на стороне белых, а другой благополучно застрял во Франции ещё до этих событий. Сам Николай Фёдорович как-то удачно, то есть вовремя, не дождавшись репрессий, умер, а его супруга вместе с невесткой (вдовой погибшего сына) жили скромно и незаметно, воспитывая мальчика Серёжу, знавшего отца только по фотографиям.

     Бедных женщин власти не трогали и никуда не вызывали, хотя в то жестокое время под репрессии попадали и абсолютно невиновные аполитичные граждане, и даже воинственные борцы за советскую власть. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.



     Потомок нотариуса рос вместе со всеми, как обычный ребёнок, но в старших классах учителя обратили внимание на его не по годам развитый ум и посоветовали ехать учиться в Москву. Сергей с отличием окончил Московский университет и подавал надежды как талантливый физик. Его оставили работать на кафедре, но через год началась война...

     Окончив краткосрочные курсы младших лейтенантов, он воевал на Западном фронте, в битве под Москвой получил боевое ранение, два месяца провалятся в госпитале, а потом снова встал в строй.

     Сергей мог считать себя везучим: за два с половиной года – ни одного ранения, не считая неглубоких царапин. Но в июне 1944 года в бою за освобождение Орши он был тяжело ранен, его жизнь висела на волоске, и только каким-то чудом молодой парень выкарабкался из бредового беспамятства.

     Придя в себя, он открыл глаза, оглядел потрескавшийся потолок и голые стены, попытался ощупать тяжёлую, словно налитую свинцом голову, но не смог и понял: с ним произошло что-то ужасное...

     В сентябре того же года Сергей вернулся домой – без правой руки, ослабевший после крупозного воспаления лёгких и потерявший веру в нормальное будущее. В победу он, разумеется, верил, а представить себя здоровым и счастливым инвалидом – не мог, как ни старался. В столицу, где у него никого из родных не было, он ехать не решился. Возьмут ли его на кафедру, дадут ли жильё – это вопрос. А ночевать на холодном вокзале ему пока не по силам.



     Девушка по имени Варя, жившая по соседству, помнила Сергея ещё молодым и здоровым. Тогда она, ещё девчонка, была тайно влюблена в красивого парня, учившегося в Москве и приезжавшего на каникулы к одинокой матери. После войны Варя тоже собиралась поступать в институт – она хотела стать учительницей начальных классов. А пока скромная девушка работала в пошивочной мастерской, где старательно строчила на старенькой швейной машине бельё для бойцов.

     Встречая Сергея на улице, она смущалась и краснела. Он и сейчас казался ей красивым и достойным любви. Надо сказать, её ровесников в городе в эти годы почти не было, и девичье сердце до сих пор никому не принадлежало, поэтому прежнее, детское чувство к соседскому парню ожило и вскоре превратилось в настоящую любовь.

     Сергею тоже нравилась милая застенчивая соседка, но разве он мог думать о любви, если днём его одолевали тяжёлые мысли о будущем, а ночью не давали спать страшные воспоминания о пережитом...

     Однако постепенно всё как-то утряслось, устроилось. Он начал работать в школе – пока идёт война, нечего и думать о занятиях наукой в университетской лаборатории. А потом они с Варей поженились, и Сергей решил остаться в родном городе.

     В конце концов, наука обойдётся и без него, а здесь живёт мать, о которой он должен заботиться, и, что немаловажно, есть свой дом – небольшой, но прочный, кирпичный. Такой простоит ещё сто лет. Да и жена боялась ехать в Москву. Кто знает, как там сложится жизнь? Здоровье у Сергея не такое уж крепкое, чтобы искать новые трудности. Они даже детей не могли себе позволить, пока Варя училась: время было сложное и им обоим не хотелось, чтобы их дети росли в бедности.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2017/02/18/1133

_________________________________

Фото из интернета


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.