Музейный экспонат
Его детство, отрочество и юность пришлись на 50-е и 60-е годы XX века в советской Армении, где любознательный ум питался той информацией, которая в печатном виде, на русском языке, размещалась на страницах московских научно-популярных и литературно-художественных журналов, которые можно бы;о выписать или или приобрести в газетных киосках. В особой тетрадке он записывал, в своей редакции, то, что его ум требовал сохранить. Одна из таких записей была следующего содержания:
Ацтеки обладали секретом раствора, куда помещали отрезанные жрецом, с помощью обсидианного ножа, голову молодой девушки, выбранной в качестве жертвы кровожадному богу; в растворе отрезанная голова абсолютно симметрично уменьшалась до миниатюрных размеров и становилась неподвластной времени.
Прошли годы, он нашел свою вторую половину, их своенравная дочь пошла в школу, время от времени классная руководительница затевала экскурсии в тот или иной музей Еревана, и он всегда вызывался сопровождать детей.
Один из родителей работал в Эчмиадзинском монастырском комплексе и,пользуясь своим положением, предложил экскурсию по музею комплекса, доступ в который был открыт только для гостей Католикоса. Так с классом он оказался в музее, куда иначе попасть бы не смог.
Гид-священнослужитель начал с зала, где были выставлены атрибуты армянских Католикосов со средневековых времен,и он, как родитель, получил возможность свободно пройтись по залам. Оказалось, что в последнем зале были выставлены подарки Католикосу от государственных мужей и высших церковных иерархов иностранных государств.
И, среди расставленных многочисленных подарков, его глаза выхватили маленький, сантиметровых размеров, стеклянный цилиндрик, внутри которого, на подставке, была укреплена голова молодой индеанки, аккуратно отрезанная у самого основания шеи, с поразительно сохранившимся миловидным лицом, с закрытыми глазами, как во сне, с великолепной копной темно каштановых волос; были видны мельчайшие детали лица – поры, оспинки, девичий пушок на висках…
Как Фома Неверующий уверился в воскресшем Христе только, когда погрузил перста в его раны, так и он был буквально потрясен внезапно материализовавшейся записью в тетрадке юношеских времен.
Священослужитель со школьниками прошел через зал с экспонатами-подарками,по-видимому, считая, что детям они будут неинтересны, и не заметил его взволнованности. Когда все скопились в купольном выходе из музея, гид обратил внимание школьников на облицовку стен красивым розовым мрамором, привезенным из Италии.
Уже глубоким вечером,когда дочура заснула, он вспомнил где хранил ту самую терадь с записями, и, перелистывая постаревшие страницы, натолкнулся на выписанные им, но позабытые, строки Марины Цветаевой:
На пушок девичий, нежный -
Смерть серебряным загаром...
Свидетельство о публикации №217021600882