Как полакомиться телевизионной рыбой

-Альберт, выйди из телятника! – сей громкий возглас раздается не на деревенской ферме с буренками, а в шумном и многолюдном помещении  телевизионных новостей...
 
Шеф–редактор программы новостей пока  и не подозревает, что буквально через полчаса это безобидное обращение к режиссеру эфира станет почти крылатой   фразой, а  коллеги-телевизионщики будут повторять ее при каждом удобном случае. Современным молодым  репортерам и  невдомек, что когда-то их предшественники могли писать свои материалы обычной шариковой ручкой, а затем  ждать очереди к печатающим их тексты машинисткам, возвышая этих модных особ до ранга богинь! Скорее всего они спросят у старшего  коллеги  о происхождении и предназначении машбюро, из чего взрослый журналист сделает вывод о своей причастности к раритетам журналистской отрасли!

Зато история как "выйти из телятника" понятна и старшим и младшим! В данном случае телятник – это всего лишь название одного из сюжетов, которое присвоил своему опусу после командировки к аграриям  журналист, вбивая его в современную фабрику новостей – компьютерную программу для написания текстов, монтажа видео и выдачу в эфир готовой продукции. Пока репортер пишет текст и собирает видео, его детище доступно только ему и чтобы свои коррективы  могли внести шефы - редакторы и режиссеры, он на самом деле должен "выйти" из своего сюжета.

Но, если с телятником все более менее понятно, то как вам задача “порезать директора завода”, а затем ,,выравнять на нем звук” и ”почистить хвостики”?
Спешу объяснить – ничего страшного с грозой своих подчиненных, а для многих просто официальной персоной не случится  – телевизионщики всего лишь пытаются выбрать наиболее удачные моменты беседы со своим героем.

Итак, чем дальше, тем интереснее! Интервью участников  будущего сюжета “порезаны”!  На подходе самый сложный процесс –  сборка рыбы!!!Читка журналиста за кадром, интервью и снова закадровый голос, сопровождаемый видеокадрами ... Вот так по крупицам, на телевизионной кухне готовят самый лакомый кусочек телеэфира!

 Тем временем, шеф –редактор ждет не дождется материала коллеги, возвращающегося  из командировки.
-Хрипит еще, -  оправдывается режиссер монтажа, записывающий сообщение коллеги по телефону. Еще через несколько минут "хрипушка" с фотографией журналиста будет готова к эфиру.

В последнее время "хрипящие материалы" все чаще заменяют репортажи с  "телевизионного рюкзака". Ничего общего у этого рюкзака с неотъемлемым атрибутом туристов нет. Это видеокамера с возможностями передавать информацию на дальних расстояниях из телецентра. Стоишь себе на берегу разлившейся до самых поселений реки, выслушиваешь возмущения и благодарности  пострадавших от паводка людей, а видео с места событий уже отправляется по рюкзаку в сердце новостей.

Пока корреспондент возвращается в редакцию, в ход пойдут и архивные кадры. И не нужно удивляться, если оказавшись как-то в службе теленовостей услышите странное - У нас есть "свежие пожары"? Показав картины недавнего ЧП, журналисты попытаются всего лишь предотвратить новые.

А еще любой выпуск новостей могут спасти "консервы". Это так называемые сюжеты "бантики" на нейтральные темы. Особенно актуальны "консервы" в дни всенародных праздников, когда днем с огнем ни сыщешь ни одного желающего пообщаться с "телевизионными деятелями искусств". Чем больше консервов, тем легче дежурному редактору. Как-то раз готовили впрок сюжет к юбилею известного писателя - человека с большим чувством юмора. И вот в ожидании сюжета с его участием звонок в редакцию -как там поживают ваши "консервы"?...      

Все бы ничего, но тут редакцию снова трясет от безудержного хохота дедов тележурналистики – очередная попытка новичка выполнить задание мэтров и принести шефу люфт, чтобы тем самым отличиться перед ним, завершается неудачно. Очень скоро будущая звезда узнает, что люфт  можно увидеть и услышать, но потрогать и тем более донести его в кабинет – уж извините! Люфтом покорители телеэкрана называют живой кусок из жизни, который может стать самым ярким моментом телерепортажа!

 ...Еще пять минут до эфира. Но вот неладное – рябит Баймак*!!! Пугаться ни в коем случае не нужно – никакого стихийного бедствия в одном из отдаленных городов республики не случилось! Рябит кадр на видео, которое любезно предоставили коллеги из местной студии телевидения. Через секунду стараниями  виртуозного режиссера монтажа брак по картинке исчезнет, как будто его и вовсе не было, благо, что заметили вовремя!   

А на экране уже заставка новостей  и бархатный голос диктора желает всем доброго вечера. И далее на экране правда жизни. Которую тележурналист не в праве нарушать.

А вы знаете как это – нарушить правду жизни в эфире? Это когда развитие событий вокруг передается в возмутительной непоследовательности. Допустим, показали сначала в кадре открытие памятника, а потом вдруг интервью на фоне все еще прикрытой огромным куском материи достопримечательности, дожидающейся своего часа. Строгие законы подготовки телевизионной рыбы не допускают такой погрешности.

Баймак* - город на юге Башкортостана      


Рецензии
кухня тележурналистики... очень интересно!)

Диана Свердловская   09.01.2023 10:31     Заявить о нарушении
Высказанная мной фраза "выйди из телятника" стала уже крылатой)

Гульдария Юсупова   09.01.2023 10:35   Заявить о нарушении
так и останешься в истории башкирской журналистики!)))

Диана Свердловская   09.01.2023 10:37   Заявить о нарушении
НУ, ПОЖАЛУЙ)

Гульдария Юсупова   09.01.2023 10:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.