3. Квартирный бум в Петербурге

В том же месяце мае появился покупатель, который предложил мне за квартиру один миллион сто пятьдесят тысяч рублей. Я отказался с негодованием – на пятьдесят тысяч меньше, чем  было заявлено! Да мне таких денег в руках держать, ещё не доводилось!.. Знал бы я ближайшее будущее или обладал бы нужной интуицией – обязательно бы продал. Это избавило бы меня от многих предстоящих проблем, но…знал бы прикуп, жил бы в Сочи, как говорят. А, меж тем, информация, полученная мною из Петербурга, была тревожная – цены на жильё там стали расти. Известный факт, что цены на недвижимость начинают расти сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге, и лишь впоследствии, как правило, с большим опозданием, это «поветрие» распространяется на остальные регионы. Я звонил иногда своей бывшей квартирной хозяйке с Васильевского острова, и она, по моей просьбе, зачитывала выборочно тамошний бюллетень недвижимости. Мне по-прежнему хотелось «выкупить» ту квартиру, в которой я прожил три счастливых месяца, но надежда на это таяла с каждым днём. Звонил я и в петербургские агентства недвижимости, мне необходимо было понять, сколько же будут стоить их услуги в оформлении нужных документов. Там мне тоже твердили о том, что цены постоянно растут. Это был Великий Квартирный Бум 2006 года, когда цены на жильё в Петербурге «взлетели» за три месяца почти в два раза. Я чувствовал, что «поезд уходит» и ничего не мог с этим поделать.

Лишь в июле (лети Душа в рай!), я продал свою квартиру тому самому покупателю и за те же деньги, которые он предлагал первоначально, но потерял при этом два месяца драгоценного времени. Многие знакомые мои были уверены, что продавать квартиру в сложившейся ситуации глупо. «Подожди, пока у нас квартиры начнут дорожать», - говорили мне, но поздно - я уже оторвался от земли сибирской, теперь только вперёд – к намеченной цели. Как показало время, это был правильный шаг, аналогичное жильё в Новосибирске подорожало в два раза, по сравнению с тем памятным летом, только к 2016 году. Долго бы мне пришлось ждать у Обского моря погоду.

Мы с Марией прибыли в Санкт-Петербург в середине июля. Стояла адская жара, уличные термометры в тени показывали +32 по Цельсию и выше, вот тебе и «дремлет притихший северный город»! На Ладожском вокзале нас предсказуемо встречал Сергей Мищенков, а у кого бы мы ещё бросили свои кости? Если честно, то мысль о гостинице даже не пришла мне в голову, ибо - сознание глубокой провинции, а там так не принято. Если в городе, куда ты приехал, есть любой – даже самый «шапочный» знакомый, то «нарисовавшись» на пороге его жилища, необходимо лишь произнести следующую фразу:
- Здравствуй, я у тебя поживу немного, надеюсь, не помешаю?
Эта фраза показатель того, что ты не чужд светских манер и обходительности, не более того! На самом деле ответ хозяина тебя не очень интересует, типа – а куда он денется, согласно законам провинциального гостеприимства? Но «пообтесавшись» в мегаполисе, впитав его размеренный ритм и зачастую (чего греха таить?) экономный дух, ты уже не торопишься приглашать к себе каких-нибудь не слишком близких знакомых, откопавших где-то твой телефонный номер и желающих непременно совершить дружеский визит на берега Северной столицы. Такова, увы, эволюция отношений!..

На следующий день я поехал в одно очень известное и уважаемое агентство недвижимости. Упоминание названия на страницах этой повести будет излишним, поскольку спустя всего восемь лет, после описываемых здесь событий, я рассказал о том, как всё было, риэлтеру из того же агентства, и она не поверила мне. «В нашем агентстве такого не могло быть!» - утверждала моя знакомая.

Итак, договорившись заранее о встрече, я сижу в офисе компании и веду диалог с риэлтером, тем самым, с которым связывался ещё по телефону из Новосибирска.
- Очень долго вы ехали, - поясняет она, - сейчас за эти деньги, что у вас на руках, только Колпино или Гатчина, там есть приличные новостройки – уже с отделкой.
- Нет, - твёрдо заявляю я, - мы с женой рассматриваем варианты только в Петербурге.
- Тогда для вас единственная возможность - ипотека, - говорит женщина. Очень хорошо в данном случае, что у вас имеется солидный первоначальный взнос. Но чтобы ипотеку одобрили, нужны следующие документы для подачи в банк: во-первых, местная регистрация по месту жительства, во-вторых, справка о доходах с работы.
- У меня есть справка с предыдущего места! – воскликнул я.
- Это должен быть документ о том, что вы трудоустроены именно в Петербурге и зарабатываете достаточно денег, чтобы взять ипотеку.
- Где же мне достать такой нереальный документ?
Женщина, коротко взглянув на меня, отвела глаза и тихо сказала:
- Я узнаю, кажется, есть такая возможность. Посидите пока в кабинете.
И она ушла, прикрыв за собою дверь и цокая каблуками уже где-то по коридору, а я тем временем рассматривал плакат на стене, расписывающий все прелести ипотеки. Минут через десять женщина вернулась. Улыбнувшись, она бодро проговорила:
- Всё в порядке. Такая справка будет стоить двести долларов.
- У меня нет долларов, возьмите рублями по курсу, - попросил я и добавил:
- А что насчёт регистрации?
- Возьмите любую газету, - сказала риэлтер, - и в колонке объявлений найдёте то, что вам нужно. Оформление полного пакета документов по купленной квартире, в случае положительного рассмотрения банком о выдаче вам ипотечного кредита, обойдётся в сто тысяч рублей.
На этом мы расстались и, выйдя из агентства, я поспешил к газетному киоску, чтобы приобрести там «Доску объявлений».

На Лиговском проспекте недалеко от площади Восстания я купил себе регистрацию. Это был вкладыш в паспорт с указанием того, что моя личность зарегистрирована в городе Санкт-Петербурге в Манежном переулке по такому-то адресу. Эта бумажка обошлась мне сущие пустяки – каких-то полторы тысячи рублей. Впоследствии мне довелось даже «проверить» её подлинность. Дело в том, что тем летом в Петербурге проходил международный саммит, ставший с того времени традиционным, и милиция работала в режиме усиления и повышенной бдительности. Помню, я зашёл в вестибюль станции метро «Спортивная» и мой вид, вероятно, не понравился слугам закона. С недельной щетиной на лице, дочерна загорелый, в расстегнутой по случаю жары цветастой гавайской рубахе, и с золотой цепью на бычьей шее, очевидно, что это выглядело несколько вызывающе (для изнывающих от безделья ментов).
- Стойте, предъявите документы. Пройдёмте с нами, - вот немногочисленные слова, которыми меня приветствовали местные милиционеры. (Как мало они отличались словарным запасом от своих сибирских коллег!) 
В дежурной комнате милиции метрополитена лейтенант долго рассматривал мою регистрацию и, наконец, произнёс:
- Наверняка фальшивая. Где покупал-то? Впрочем, я сейчас это выясню.
И он присел к столу за монитор компьютера и долго копался, очевидно, в каких-то базах данных. Не удовлетворившись этим, он совершил телефонный звонок – из разговора я услышал чётко только свою фамилию. «Интересно, а что этот лейтенант предпримет, - думал я про себя, - если регистрация, в самом деле, окажется фальшивой? Главное – только всё началось налаживаться, ипотечный кредит банк мне одобрил, с чем было выдано соответствующее уведомление, договор на оказание услуг с агентством недвижимости тоже накануне был подписан. Кстати, в справке о доходах, предоставленной в банк, было указано, что я работаю в «Петербургских теплосетях» сварщиком и получаю тридцать тысяч в месяц. Осталось найти только подходящую квартирку, а тут какие-то проверки!..» Ход моих мыслей прервал голос лейтенанта:
- Всё в порядке. Возьмите свои документы, вы свободны.

На третий день после заключения договора с агентством позвонила мой риэлтер. Голос её радостно звенел:
- Я нашла вам неплохой вариант. Это посёлок городского типа Коммунар под Петербургом. Да, я помню, что вы хотели в черте города. Просто пока нет ничего подходящего. А в Коммунаре новый кирпичный дом и, внимание – двухкомнатная квартира уже с отделкой, а главное – никакой ипотеки вам не понадобиться! Так что, может, посмотрите?
За неимением других предложений, я согласился. С просмотром договорились на завтрашнее утро, а вечером пришёл с работы Серёга и, узнав о предложении риэлтера, изрёк сумрачно:
- У чёрта на куличках ваш Коммунар. Добираться сами будете или вас повезут?
- Сами, нам адрес дали, а там человек будет, видимо, хозяин квартиры, он и покажет.
- Ну, тогда так, - сказал Мищ, - около станции метро «Московская» есть автобусная остановка, там масса автобусов, которые идут в нужном вам направлении. А вообще, землячка наша предлагала тебе квартиру в Металлострое, нужно было хотя бы посмотреть, это ведь гораздо ближе, чем Коммунар и тоже безо всякой ипотеки.

Действительно, по приезду я был представлен Ольге, некогда жительнице Новосибирска, которая работала здесь в агентстве недвижимости. Так вот она предлагала однокомнатную квартиру в посёлке Металлострой Колпинского района за миллион рублей с копейками.
- Там снимали «Комедию строгого режима», - сообщила мне тогда Ольга, - смотрел?
- А как же? - ответил я. Конечно, смотрел! А ты знаешь, промзоны, колонии –  всё это, конечно, хорошо, но уже приелось. «Хочу я жить  среди каналов и мостов, - запел я, - и выходить с тобой, Нева, из берегов». Вот как-то так! – заключил я, закончив песнопения.

На следующий день мы с Марией катили по Московскому шоссе в «пазике», на табличке которого помимо промежуточных остановок был обозначен конечный пункт назначения – посёлок Коммунар. Первая остановка была в городе Пушкине, затем был Павловск со своим всемирно известным дворцово-парковым ансамблем Павловского дворца, а также исторической частью города, а потом потянулся частный сектор с какими-то мрачными и ветхими домами, вот она и конечная остановка. Весь путь до Коммунара занял один час. Мы оглянулись по сторонам. Всего час езды от Петербурга, а какая глубокая провинция! В советское время здесь было единственное градообразующее предприятие – фабрика по производству картона и картонной тары. В годы «перестройки» само собой фабрика «приказала долго жить». Безысходная депрессия казалось, придавила собой это поселение навсегда. Это было заметно и по скособоченным избушкам частных домов и по людям с потухшими глазами, подпирающих собою заборы или бесцельно слоняющихся по округе. Мужики в дешёвых «трениках» с «пузырями» на коленях и опухшими физиономиями – привычная картина российской глубинки. Для того чтобы иметь сомнительное удовольствие это наблюдать, не было никакой необходимости забираться так далеко от родного дома. В центре всего этого «великолепия» располагалось несколько кирпичных новостроек – они были здесь явно лишними и не вписывались в окружающую панораму. Посмотрев друг на друга, мы с Марией молча вернулись на автобусную остановку – видно не судьба!..

Следующим организованным просмотром была квартира в Купчино. Мы воспрянули духом и, договорившись встретится с риэлтером на месте, отправились в путь. Пешком, ибо от Серёгиного дома расстояние было невелико. Вот и проспект Славы – одна из важнейших магистралей Фрунзенского района города - нас сразу же оглушил его рёв, потом миновали его пересечение с Витебским проспектом, затем виадук и начали искать пешеходный переход. Он обнаружился метрах в пятидесяти по ходу следования, и мы перешли на другую сторону проспекта. Полюбовавшись витринами магазинов, я набрал номер риэлтера, чтобы сообщить, что мы уже на месте, но рёв автотранспорта с проспекта заглушал всё – пришлось зайти в магазин. Представительница агентства сообщила мне точный адрес и велела ждать возле парадной, в которой находилась интересующая нас квартира. Девятиэтажный дом оказался на Будапештской улице недалеко от места её пересечения с проспектом Славы. Во дворах было потише, коробки домов отсекали грохот, и со стороны автомагистрали доносилось только басовитое гудение как будто из трансформаторной будки, кроме того, множество деревьев тоже частично гасили своими мощными кронами шум с проспекта.
Через десять минут подъехала риэлтер и мы все вместе вошли в парадную. Сразу же на площадке, возле мусоропровода  я заметил двух крыс, величиной с собаку среднего размера. Они проводили нашу компанию мрачными взглядами, и я невольно содрогнулся. Хорошо, что Мария не видела. Поднявшись на несколько ступеней, мы оказались возле дверей «нашей» квартиры, которую вскоре распахнула перед нами сопровождающая нас дама. Итак, крошечный коридорчик вёл в комнату площадью в пятнадцать квадратов и пятиметровую кухню. Окна обоих помещений выходили на проезжую часть, за которой виднелась железнодорожная насыпь, по которой как раз проезжал локомотив, грохоча составом из нефтеналивных цистерн. Проезжая часть за окном вливалась в проспект Славы, так что постоянный шум и загазованность воздуха это будут вечные спутники тех, кто рискнёт здесь поселиться. Зачем-то заглянули ещё в комнатку с «сидячей» ванной и туалет, в котором можно «делать всё» только стоя, иначе упрёшься коленями в дверь. Тихий ужас, это надо же так ненавидеть людей, чтобы проектировать подобные жилища!.. Хотя в то время когда расселяли людей из «коммуналок», может, кто-то и был рад переехать в такое карикатурное, но отдельное жильё, кто знает?..

- Будем оформлять квартиру? – радостно улыбаясь, спросила нас риэлтер.
Она не сомневалась в ответе. Каково же было её удивление, когда я твёрдо заявил:
- Ни за что на свете! 
Улыбка женщины мгновенно погасла, и она вновь задала мне вопрос:
- А что же вам не понравилось на этот раз, ведь квартира находится в Петербурге?
Переглянувшись с Марией, я произнёс:
- Да вообще ничего не понравилось – ни квартира, ни «прелестный» вид за её окнами, ни этот адский шум, который доносится с улицы, несмотря на закрытые окна.
- Вы понимаете, - тихо сказала мне дама из агентства, - что вы серьёзно рискуете совсем остаться без квартиры? Сейчас такая пора, что квартиры дорожают в среднем на пять тысяч долларов каждый день. На что вы рассчитываете? Нужно покупать, что есть, иначе деньги ваши обесценятся. Квартиры сейчас раскупаются как горячие пирожки, причём за наличный расчёт, продавцы даже не хотят связываться с покупателями, у которых ипотечные деньги, потому что это хоть и небольшая, но задержка в их получении.   
- Я думаю, что особой трагедии в этом нет, - немного подумав, сказал я, - в крайнем случае, всегда можно вернуться и купить нормальное жильё в Новосибирске, там-то цены остались прежними.
Тут я немного кривил Душой, цены ценами, а денег у меня осталось гораздо меньше, чем по приезде. Едва бы мне вернули те сто тысяч, что я заплатил за услуги агентству недвижимости, разве только какую-нибудь безделицу, но хороший понт – дороже сала!
- А «влазить» в ипотеку, - продолжал я, - зная, что до конца жизни придётся влачить жалкое существование в этой с позволения сказать «квартире» весьма глупо и даже опрометчиво. Так что давайте всё-таки поищем другие варианты!..

Мария после этого неудачного просмотра впала в депрессию, и её ничем нельзя было «растормошить». Она уже не верила в то, что мы приобретём квартиру в Петербурге, и всё чаще уходила и бесцельно бродила в парке Авиаторов, расположенном неподалёку от Серёгиного дома. Со мною она почти не разговаривала. Что характерно, мои приятели тоже сомневались в благополучном исходе задуманного мной предприятия. Прошло две недели после заключения договора с агентством недвижимости и за всё это время два жалких просмотра? В то время когда цены на недвижимость росли как на дрожжах?.. И я понял, что должен немедленно взять ситуацию под собственный контроль, иначе мы просто останемся без жилья. Придётся как побитым псам, поджав хвосты, вернуться в Новосибирск и купить там какую-нибудь «халупу» в районе Обьгэса, что-то лучшее нам уже не потянуть. О, Русланчик приехал, ну как там Питер? – загомонят, заулюлюкают на разные голоса местные «доброхоты», счастливые уже тем, что кто-то упал. Хотя даже если избитый ты лежишь на лопатках, не в силах больше драться, но ещё можешь плюнуть в сторону своего врага – сделай это!..

Для начала я купил стакан марихуаны, чтобы успокоиться. Потом свежий «Бюллетень недвижимости» и ближайшей ночью засел на кухне своих приятелей, чтобы учинить настоящий мозговой штурм. Я начал выписывать из журнала на отдельный листок информацию обо всех подходящих, на мой взгляд, однокомнатных квартирах. Кстати, петербургский «Бюллетень недвижимости» состоит из двух журналов. Первый «том» посвящён городской недвижимости, а второй – загородной. «Перелопатив» первый журнал, я от нечего делать принялся и за второй. Спать совершенно не хотелось. Рассматривая различные коттеджи и особняки, я внезапно почувствовал интерес. Например, двухэтажный кирпичный коттедж с отделкой и гостевым домиком в придачу стоил вполне сопоставимо с той суммой, которую я собирался уплатить за квартиру в городе. Находился он на охраняемой территории коттеджного посёлка в 17 км от Петербурга. И таких объявлений была масса! Мне так понравились все эти загородные дома, расположенные в живописных местах на природе, что некоторые изображения я вырезал аккуратно из журнала и вклеивал их в попавшуюся мне под руки тетрадку. Зачем я это делал? Для того чтобы утром показать всю эту «роскошь» Марии, и даже возможно убедить её жить за городом. К сожалению, подруга моя не оценила по достоинству предложенную ей возможность.
- Я приехала, чтобы поселиться с тобою в городе, а не в каких-нибудь там посёлках! – категорично высказалась она, когда ей на утро был продемонстрирован «дембельский альбом» - результат моих ночных бдений.
- Ты представляешь зимой, - продолжала Мария, - когда всё кругом заметёт снегом?.. А во сколько обойдётся содержание этого дома, в конце концов, как ты собрался добираться до работы и обратно?
- Можно купить машину, - пожал я плечами.
- И какой смысл было переезжать в Петербург? Жить на природе ты мог и в Новосибирске.
Возможно, я бы смог убедить подругу пересмотреть её урбанистические взгляды, но мне пришло в голову позвонить в агентство и проконсультироваться насчёт предполагаемой покупки загородной недвижимости. И оказалось вот что. Банк просто не даст мне денег под этот проект, потому что по закону тех лет, я не смог бы прописаться в том загородном жилье. Это сейчас можно прописаться даже на даче, но кто бы мог подумать об этом ещё совсем недавно? Ну, на нет и суда нет, скрепя сердцем, я «похоронил» этот проект и полностью сосредоточился на том, чтобы найти подходящую квартиру в Петербурге.

Я звонил по многочисленным номерам телефонов, взятых мною из «Бюллетеня». Самый распространённый ответ был такой – уже продано! И это несмотря на то, что свежий номер журнала я купил накануне. Некоторые из квартир действительно оставались в продаже, но хозяева и слышать не хотели об ипотечных средствах. Этой категории продавцов нужна была наличность – всё сразу и безо всяких проволочек. Но, несмотря на вышеизложенное, я договорился о нескольких просмотрах и мы с Марией стали планомерно объезжать продаваемые объекты. Квартиры, в которых мы бывали, располагались по всему городу, ибо мы рассматривали любые районы. Например, с утра мы оказывались на Петергофском шоссе, а через два часа уже рассматривали квартиру на улице Софьи Ковалевской, обед нам заменяла поездка в Купчино и так далее. Это были совершенно сумасшедшие денёчки. Один раз нам даже предложили купить квартиру на улице Арсенальной, в которой вовсе не было пола. Не знаю, зачем его разобрали и выкинули, но я был согласен и на такой вариант. Ну, что я – пол не в состоянии сам настелить?
- Забудьте, - сказала мне по телефону риэлтер, - банк не одобрит такой покупки.
Вообще после наших просмотров, когда я просил риэлтера связаться с продавцами, не было одобрено ни одного объекта. То документы оказывались не в порядке, то, вдруг, перепланировка. Создавалось такое впечатление, что риэлтер преследовала какие-то свои цели. Третий и последний просмотр, организованный нам агентством состоялся на Васильевском острове. Это была комната в «коммуналке» на Среднем проспекте. Вообще, цена за квадрат на «Ваське» всегда была достаточно высока. Памятуя свои беззаботные деньки, проведённые на этом острове, я согласился на просмотр скорее из чистого любопытства, чем из практических соображений. Комната оказалась большой – не меньше тридцати квадратов и с высоким потолком, на котором сохранилась даже замысловатая лепнина. В квартире, как мне сказали, проживало ещё четыре семейства, но лично я видел только молодую пару из комнаты напротив и пожилую даму на общей кухне. Предсказуемо, что от этого «коммунального рая» мы тоже отказались, и это стало переломным моментом в отношениях с риэлтером. Дама оценила наше «бычье» упорство и стала, наконец, по-настоящему вникать в наши просмотры, которые мы по-прежнему организовывали сами.

Хорошо помню тот день, когда мы увидели свой новый дом. Утро началось для нас в Купчино в заросшем зеленью и деревьями спальном районе. Там посмотрели квартиру, которую продавал представительный кавказец. Из своей однокомнатной «хрущёвки» он умудрился сделать настоящий дворец. Как отделочник я оценил «красоту игры». Единственное, что смущало, это арки в дверных проёмах вместо привычных дверей. Наверняка снова не узаконенная перепланировка – банк не одобрит такое жильё, в этом вопросе его представители весьма щепетильны.
- Документов нет – подтвердил мужчина мои подозрения, - но ведь их нетрудно сделать.                Ладно, позвоню риэлтеру – узнаю, а пока мы поехали на второй просмотр через весь город на проспект Маршала Блюхера. Однокомнатная малогабаритная квартира на пятом этаже девятиэтажного дома, состояние достаточно плачевное, балкона нет, вместо него в комнате окно-эркер. Не фонтан конечно, но жить вполне можно. Я вопросительно смотрю на подругу, она мне кивает.
- Спасибо за просмотр, - говорю я, - наш риэлтер свяжется с вами, чтобы обговорить детали. А пока – до свидания.
Мы выходим во двор, я заметил, что Марию пошатывает от усталости, и не удивительно – с утра на ногах. Присели на скамейку.
- Ну, как тебе? – спрашиваю я.
- Мне больше понравилась квартира в Купчино, - говорит она, - третий этаж, балкон, а, сколько зелени во дворе, тихо, уютно.
- Да, - кивнул я головой, - но у нас есть на сегодня ещё один просмотр. (Я заглянул в свои записи). Улица Замшина, остановка магазин «Весна». Ты как, в состоянии? Ещё ведь к Серёге возвращаться не менее полутора часов на «перекладных».
- Раз уж договорился о просмотре – поехали, - моя бедная подруга решительно поднялась и мы поплелись к остановке.
Улица Замшина пересекает проспект Маршала Блюхера и рядом с местом этого пересечения находится магазин «Весна». Как мы узнали впоследствии, в советское время это был магазин для новобрачных. Прямо за магазином располагался детский сад, а торцом к нему стол пятиэтажный дом №40 – цель нашего путешествия. Во дворе могучие тополя, кусты сирени и заросли черёмухи. А рядом в детском саду – берёзы и клёны с какими-то ранее невиданными мною пурпурными листьями. Красота и умиротворённость. Мы поднялись на пятый этаж, нас уже ожидали. В квартире был сделан «косметический» ремонт, чисто, но безо всяких изысков в отличие от купчинского варианта. Стояла советская мебель, включая трёхстворчатый шкаф и допотопный комод, а на кухне имелся холодильник «ЗИЛ». Комната 18 квадратов – торцевая, а потому имеющая два окна, одно выходящее на детский сад, другое - во двор. У меня мелькнуло смутное ощущение, что я после долгих скитаний вернулся в дом моего детства. Мария украдкой улыбнулась мне, и я понял, что она испытывает сходные чувства. Вот она, наша долгожданная квартира!..

Все участники предстоящей сделки собрались в переговорном офисе на улице Фурштатской. За столом сидели мы с Марией, наша риэлтер, а также семейная пара – продавцы квартиры со своим представителем от агентства недвижимости. Был заключён предварительный договор и внесён задаток. Перед этим мы с глазу на глаз беседовали с продавцами. Дело в том, что они поставили несколько необычное условие – квартира должна быть куплена вместе с мебелью, за которую эти предприимчивые люди хотели получить две тысячи долларов. И почему в обеих столицах так любят всё переводить на доллары? Лично я их и в руках никогда не держал!.. Тут я мысленно представил всю эту немудрящую обстановку советских времён - раскладной диван, довольно облезлый комод, трёхстворчатый шкаф с самодельными антресолями наверху, раздвижной полированный стол, колченогие стулья, а на кухне – шкаф-пенал, холодильник «ЗИЛ», столик и две табуретки. И за это две тысячи долларов?! Сговорились на полутора тысячах, с условием, что мы уже с завтрашнего дня – до сделки, начнём проживать в этой квартире. День сделки был тоже назначен - 17 августа. Уже месяц как мы живём у Мищенкова, пора и честь знать!..

К нам на новую квартиру за неделю до сделки пожаловал оценщик из банка. Осмотрел всё весьма внимательно, сделал какие-то отметки у себя и уехал. Кто бы мог подумать, что визит этого человека сыграет такую важную роль в дальнейших событиях?..
Наступил день сделки. Я поехал на Лиговский проспект в Банк Москвы, чтобы снять наличность в количестве девятисот тысяч рублей. Деньги  я заказал накануне, а потому вскоре в моей спортивной сумке лежала требуемая сумма. Кроме того, у нас оставалось ещё сто тысяч рублей на пластиковой карточке того же Банка Москвы, сумма, которую мы оставили на обзаведение хозяйством (стиральная машина, телевизор и т.д.) и проживание до тех пор, пока не устроимся на работу. Как видно из этого, всё было продумано основательно и до мелочей, но жизнь так часто вносит свои коррективы!..
Мы с Марией спустились в метро и доехали до станции «Чернышевская». Далее пешком мы дошли до Шпалерной улицы, где находился филиал Московского Банка Металлоконструкций и Развития, учреждения предоставившего мне ипотечный кредит. Не обошлось и без казуса. «16-й номер дома» - как сказала мне риэлтер. А вот и он – мы резко остановились. Дом явно был необитаем и глядел на нас пустыми глазницами оконных проёмов. Что за шутки? Для чего-то, подойдя к парадной, я потянул на себя ручку массивной двери. Дверь нехотя приоткрылась, но я тут же закрыл её обратно. Кто меня за ней ждал? «Вот хороший вопрос», - подумал я, вспомнив, вдруг, про миллион в своей спортивной сумке. А что бы подумали вы в подобной ситуации? Тут поневоле станешь параноиком. Достав телефон, я позвонил риэлтеру и рассказал о сложившейся ситуации.
- Разве я сказала 16-й номер дома? - удивилась она, - нет, конечно же, 18-й! Извините меня. Мы уже на месте, ждём вас.

Вот мы и в банке, в вестибюле его мрамор, стекло и пальмы. Там нас уже встречают продавцы, оба риэлтера и местная охрана. Прежде чем пропустить нас дальше – в помещение, где должна состояться сделка, охранник заносит данные наших паспортов в особый журнал. Такой порядок. Дальнейшее почему-то вспоминается смутно. Все участники сделки сидели за столом в большой комнате. Там же я подписал кредитный договор и обязательный страховой договор. Потом, кажется, последовал расчёт. Ипотечные средства находились в банковской ячейке, а потому мне осталось только передать деньги, которые лежали у меня в сумке. Испытывая даже некоторое удовольствие, я начал выкладывать на стол пачки в аккуратной банковской упаковке. Ровно девятьсот тысяч рублей.
- С вас ещё сто тысяч рублей, - внезапно услышал я, слова риэлтера со стороны продавцов, обращённые ко мне.
- С чего бы это? – опешил я.
- Перечтите, пожалуйста, ещё раз кредитный договор, - сказали мне, - то место, где указана сумма предоставляемых вам ипотечных средств.
Выяснилось, что банк предоставил мне меньше средств, чем было оговорено заранее, в связи с давешним визитом своего оценщика. Он определил ликвидную стоимость нашей квартиры. А если ликвидная стоимость объекта недвижимости меньше рыночной (то есть той, которую желает получить продавец квартиры), то для заемщика будет доступен займ меньшего размера, чем требуется для приобретения квартиры, и придется изыскивать дополнительные средства. Или искать другой вариант квартиры. Находясь в шоке, я долго не мог взять в толк все эти вскрывшиеся обстоятельства. Почему меня никто не предупредил заранее?! Мужчина-продавец, который уже писал расписку в получении денежных средств, оставил своё занятие и пронзительно смотрел на меня.
- Если я сейчас не получу всех денег, - сказал он, приподнимаясь со стула, - то сделка отменяется.
- Подождите, - сказал я успокаивающе, вытаскивая из кармана карточку, - у меня как раз осталось «лишних» сто тысяч. 
После всех формальностей мы все вместе вышли на улицу. Ярко светило солнце, но на Душе было пасмурно, там оставался какой-то осадок. Складывалось ощущение, что меня сейчас попросту «кинули», но как, я не понимал. Остальные участники сделки, наоборот выглядели, как будто выиграли в лотерею и по-крупному.
- Давайте вспрыснем сделку, - предложил благодушно бывший владелец квартиры, - шампанского, а? Тут поблизости есть одно заведение, я угощаю!..
«Ну, ещё бы, - хмуро отметил я про себя, - теперь ты можешь себе это позволить». Нам же с Марией «праздновать» было особо нечего, ибо дела, несмотря на покупку квартиры, у нас были неблестящие. А потому, отклонив предложение и простившись, мы отправились к себе домой. Всех денег, что ещё оставались в моём кошельке, у нас было четыре тысячи. И это – всё! А через месяц очередной взнос по ипотеке – 15000 рублей, а ведь из нас никто ещё не работает. Квартира, в конечном итоге, нам обошлась в  два миллиона двести тысяч рублей, а график ипотечных платежей был рассчитан на пятнадцать лет. И я несколько отстранённо подумал тогда: Каждый человек – кузнец своего счастья. Добро пожаловать в финансовое рабство, братан!.. 


Рецензии