Никколо Паганини - 27. 10. 1782 - 27. 05. 1840
Отец его – был простым рабочим в порту, зато страстно любил музыку. Играл он и на мандолине и на скрипке. Мать – простая горожанка, но добрая и мечтательная женщина. Однажды увидела она во сне ангела, пообещавшего младшему сыну карьеру великого музыканта. Отец тоже поверил в это и заставлял мальчика много играть на скрипке. У Никколо был тончайший слух, а скрипку он так полюбил, что она была для него просто инструментом его души. Отец заставлял сына очень подолгу играть. Если ему казалось, что мальчик мало занимается, он запирал его в тёмный чулан. В этом вовсе не было необходимости. Никколо и сам не хотел расставаться со своей скрипочкой. В 8 лет он написал скрипичную сонату, а это серьёзное инструментальное произведение. Пишут её для одного или двух инструментов. Не было ему и 12 как его пригласили играть в собор Сан – Лоренцо. Он появился с бледным лицом, с блестящими глазами, с длинными чёрными локонами. Прослушав вокальные и оркестровые выступления,он был в величайшем волнении – так действовала на него музыка. Но первый же удар смычка вернул мальчика к жизни. Как он играл! Экстаз его был таким сильным, что вызвал величайший восторг публики.
В 1795г. газета «Аввизи» объявила о первом концерте 13 – летнего мальчика, который намерен учиться в Парме. Представьте, с каким волнением наряжала его мама в чёрный бархатный костюмчик, как поправляла его красивые чёрные локоны, как провожали они с папой сына в театр. И Никколо вдруг поймёт, что «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать». А для этого нужно много работать и суметь привести скрипку к необыкновенному звучанию. Во Флоренции юный музыкант тоже даст академию ( так называли авторские концерты композиторов и исполнителей.) В Парме Паганини заработал необычайный, но так необходимый ему подарок – «скрипку Гварнери». За свою отличную игру он получил её от обладателя драгоценной скрипки художника Пазини.
Не менее интересным событием было и знакомство с уже знаменитым скрипачом Крейцером.Он принёс свою «труднейшую музыку» и попросил юного скрипача исполнить её. Ноты эти Никколо видел впервые, но играл он с таким мастерством, что сам Крейцер предсказал ему необычайную славу. Паганини играл по 8 – 12 часов в день, до изнеможения. Сдержанность не была характерна для него. Мы уже говорили о тончайшем слухе Паганини, так вот левое ухо его, бывшее рядом со скрипкой, и слышало обострённее правого. Пишут даже, что и барабанная перепонка стала настолько нежной, что ей приносила страдания громкая речь. А скрипичное мастерство его позволяло ему имитировать пение птиц, звучание флейты, рожка… В 1801г. Паганини получил как признание своего таланта должность первой скрипки Луккской Республики. Это приносило ему радость и удовлетворение, но он оставался по – прежнему добр к бедным и к музыкантам. Однажды в Ливорно ему пришлось играть на скрипке богатого коммерсанта и большого любителя искусства синьора Ливрона. После виртуозного выступления он получил в награду второй великолепный инструмент. Синьор Ливрон сказал:"Ничья рука больше не коснётся этого инструмента. Это осквернило бы его. Скрипка ваша."
Паганини уже 20. Пришло время первой любви. У дамы его сердца было имение в Тоскане. Имя её он не называет – это, думаю, говорит о его глубоком чувстве к благородному человеку. Дама эта играла на гитаре. Никколо тоже увлёкся этим инструментом. Они занимались гитарой и сельским хозяйством. Написал он 12 сонат для гитары и скрипки. Роман их длился около трёх лет. Гитара помогла скрипачу ещё больше растянуть левую руку, а пальцы сделать ещё более гибкими. Да и заботливое отношение дамы улучшило режим его питания. После неё он был одинок как человек, а как артист был привязан к скрипке. Помните, ещё в детстве скрипка стала его душой?
Было в жизни Паганини знакомстве с Элизой, сестрой Наполеона. На одном из вечеров Паганини взялся продирижировать оперой. Он заключает любопытное пари: продирижирует скрипкой, на которой будут только две струны – третья и четвёртая. Пари он, конечно, выиграл, и получил ужин на 24 персоны. Как – то при дворе Никколо написал музыкальную пьесу «Любовная сцена» и исполнял её опять же на двух струнах. Но как это звучало! Струны соль и кантино ( самая высокая по тону струна). Кантино выражала нежные чувства девушки, а соль – голос её возлюбленного. Элиза похвалила исполнение на двух струнах и тут же предложила сыграть на одной струне. И он сделал это! Написал для четвёртой струны в день рождения императора сонату «Наполеон». После трёх лет службы при дворе Элизы он уезжает. Вскоре скрипач увлёкся красавицей Паолиной, любимой сестрой императора, которая осталась вдовой. Была она необыкновенно красива. В Турине её и называли «Красная Роза». При дворе Паолины «директором музыки» был композитор Феличе Бланджини. Вот как писал он о Паганини:" Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься , невольно думаешь о чём – то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общие только скрипка и смычок. Всё ново, всё неслыханно в нём, он умеет извлекать из своего инструмента такие эффекты, которые до сих пор нельзя было даже вообразить; и не хватает слов, чтобы точно передать то, что слышишь… Это чудо нашего времени – Никколо Паганини».
Продолжение: http://proza.ru/2017/02/18/2122 (ч.2).
Свидетельство о публикации №217021700014
Марина Попенова 26.02.2017 23:49 Заявить о нарушении
С нежным теплом - Людмила.
Людмила Дементьева 26.03.2017 22:18 Заявить о нарушении