Об оценке

Казалось бы, нет разницы сказать "Ты прав, я тоже так думаю" или "Я согласен с твоей точкой зрения".

Ан нет, разница очень большая.

1) Первый вариант - это оценка, суждение о правоте-неправоте от слова "суд". Чтобы дать оценку, всегда надо встать в позицию оценщика, судьи, эксперта. Только судья, эксперт,  может решить, кто прав, кто не прав. И у настоящего судьи есть такое право - судить, потому что он обладает экспертными, то есть огромными знаниями в определенной области,  за что его и назначили судьей.

И у настоящего судьи, таким образом, есть полномочия, которые все признают (еще желательно, чтобы он сам был безгрешен в том, в чем эксперт).  А вот, если вы сами берете себе полномочия судить других без ведома и согласия этих других, то вы судья-самозванец, а самозванцев, увы, не любят и при первой же возможности прогоняют.

Быть судьей, возможно, для кого-то очень заманчиво, но скажите, а вы сами хотите в обыденной жизни добровольно иметь дело с судьей, который вас судит?.. Жена (муж) - судья, дети - судьи, друзья - судьи? Грустновато... И еще есть всем известное высказывание "Не суди, да не судим будешь".

2)Второй вариант "Я согласен" или "Я не согласен" - это уже не оценка, а позиция, мнение  без оценки (неплохо, если позиция будет еще и аргументирована и подтверждена фактами). Такие выражения не обвиняют собеседника в неправоте, не судят, а указывает на уважительное и равное отношение. Это прояснение позиций, выяснив которые можно при желании начать их обсуждать и даже сближать.

Беда только в том, что большинство из нас нетерпимо относятся к позиции другого, отличающейся от нашей собственной... Мы судим и осуждаем...

Если все вокруг судят, оценивают и  обвиняют в неправоте, жить сложно, неуютно, опасно. Доверия к такому миру мало. Мир судей и подсудимых точно не мир счастья... Так что, откликаясь на мнение другого, полезнее начинать не со слов ТЫ ПРАВ - ТЫ НЕ ПРАВ, а со слов Я СОГЛАСЕН - Я НЕ СОГЛАСЕН (или даже ПОНЯТНО). Это только в алфавите Я последнее слово. А в разговорах оно вполне может быть первым.


Рецензии