Пересказки, часть 15-ая, Сомненье

из сборника: «Пересказки»

     «Знание – сила» или «Горе от ума»!?
     Где, истина?..
     А?
     Думаю – в их балансе.
     Думаю – любое знание это, безусловно, сила, но… и горе. Счастлив не тот, у кого много знаний, ума, а тот, кому они не мешают понимать, а главное принимать мир, правильней Мир таким, каков Он есть, и… любить Его
     Знание «голой правды» Евгения Олеговича не Онегина, по кличке Пирамида, главного действующего лица романа «Бомж» неподражаемого и любимого мной познавателя и толкователя Жизни, безусловно, сила, но…
     …оно же и слабость, горе!
     Любая нагота безысходна, невыносима, абсолютна, а это… беда. Жизнь, к счастью, сложнее, в ней нет «голой правды», нет абсолюта, в каждой истине скрыто много правд и оттенков. «Правда это всего лишь то, что сейчас принято считать правдой», повторяю вслед за баронессой Мюнхгаузен, а значит любая «голая правда» субъективна.
     Но всё-таки, люблю читать современников, мысленно спорить, соглашаться, удивляться их неповторимым мыслям, сомненьям, поиску и… мечтам. Если что-то и остается после нас, то лишь наши добрые мысли и искания, причудливо переодетые сопереживанием в памяти живых.
     Жаль, но Пирамида, герой пронзительного романа ничего не ищет, ни к чему не стремиться, никуда не зовет. Просто мой великий познаватель Жизни его глазами наблюдает за Ней, нами, оголяя всё и вся до беспомощности и тем, уничтожает всё, даже страну, разорвав её вслед за «Малиновым пеликаном» великого сатирика (читай Пересказку №14) на мелкие кусочки, не дав шанса никому.
     Но жизнь, повторюсь, к счастью, много сложней «голой правды», пусть даже и гениального философа!
     «Вы … сентиментальные дети, вечно ноете, жалуетесь, как несправедливо обошлась с вами жизнь, но если вы ещё не заметили, жизнь вообще несправедлива…»! – не могу не вспомнить «неголую» правду американского философа Джоан Роулинг брошенную в мир из уст профессора Северуса Снегга в бестселлере «Гарри Поттер».
     «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой», - рвет пространство в моих ушах Фауст, к которому неоднократно обращается и мой гениальный познаватель Жизни в своем титаническом (завидую) философском трактате «Всё о жизни».
     Так в чем же дело здесь?
     Чем так провинился Евгений не Онегин? Зачем гнать его прочь, на запад, вслед за Пушкинским героем, да ещё сжигая за ним мосты? Где поиск, сомненье, мечта?..
     Впрочем, нет, в этом рвущем в клочья самоуспокоенность любого читателя романе, безусловно, есть и поиск (даже «самокопание»), и вера в справедливость, кою предсказывает автор устами другого персонажа, Пророка, и, конечно же, «голая правда» действительности, выраженная конкретно и ясно. Но в  нём, романе нет сомненья великого философа, из-за которого-то не Онегин, герой в полном смысле нашего нового времени, запутавшийся в дебрях собственного выбора, предательства, безволия, теряет (как и настоящий Онегин) и себя, и Родину, что одно и тоже, на мой взгляд (читай  «С чего начинается Родина?»).
     Что интересно, ответ своему сопереживанию Пирамиде, который ускользал от меня на протяжении всего романа, вдруг пришел в рассказе Веры Фроловой «Анна» в четвертой книге-альманахе «Проза 2016» Российского союза писателей, попавшийся мне, когда роман особенно больно жег руки своей безысходностью. На «прозе.ру», думаю, он есть, во всяком случае, в сборнике имеется электронный адрес. И вот, что удивительно, рассказ этот простым нервущим душу слогом, повествуя о нормальных негромких поступках такой же отверженной жизнью, но не своим выбором, немолодой женщины, Анны, пусть и не так гениально, громко и изобличительно всего и вся вокруг, но полностью переворачивает выбор Пирамиды, направленность романа.
     Чем?
     Сомненьем!.. И прощением!
     Сомнением в безысходности, всегда есть выход, всегда!
     И… прощением Жизни, за ниспосланные бедствия и несправедливости.
     Про Анну и её прощение неразумение человеческое хочется говорить, говорить, говорить и… помнить, а про Пирамиду хочется стыдливо забыть и никогда не вспоминать, потому как страшно.
     Страшно?
     Да, страшно! Потому как «…от сумы и тюрьмы не зарекайся»! И кто знает, кем в безысходности станешь ты, я: Пирамидой или Анной?
     Э-эх, жаль, безумно жаль, что мой Пророк, в отличие от великого сатирика в «пеликане», не засомневался в своей «голой правде» даже в конце обличительной тирады, тем более в ней было столько жизненной мудрости и правды. (В конце книги есть запись запрещающая использовать любой материал из неё, потому и не привожу здесь прекрасные афоризмы, застрявшие в моей памяти).
     Сомненье, поиск и мечта в Свет – вот то, что делает мысль бессмертной. Живое сознанье никогда не поверит во тьму ни внутреннюю, ни окружающую, а, если вдруг чьи-то глубокие знания «голой правды» отвергают это моё утверждение, значит их (знаний) недостаточно!..
14.02.2016г.

Автор записки приносит извинение за возможное несовпадение своих мыслей и впечатлений, которые ни в коем случае не являются ни отзывом, ни критикой, ни тем более рекомендацией чего-либо или кого- либо, просто не было сил вынести эту чужую «голую правду» не добавив в неё чуточку сомнения и желания герою простить себя, принять.
Автор также как и всегда благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также своего «молчаливого читателя» сие за терпение всё это слушать, а главное умение услышать…


Рецензии