Найти верный тон...

Для каждого человека, желающего сделать лучшее, возможен труд, подчинённый музыкальному ритму. Михаил Пришвин. // То, о чём идёт речь, Бунин называл «звуком», Александр Островский – «тоном», Маяковский – «гулом», Мандельштам – «дыханием словесного строя», а Паустовский – «ритмом прозы». С первой же строки писатель старается уловить мелодию будущей вещи, настроиться на неё. Сергей Антонов. // Я, вероятно, всё-таки рождён стихотворцем. Тургенев тоже был стихотворец прежде всего. Для него главное в рассказе был звук, а всё остальное – это так. Для меня главное – это найти звук. Как только я его нашёл – всё остальное даётся само собой. Я уже знаю, что дело кончено. Иван Бунин. // То, что я утверждаю о примате «звука», – мой выношенный 30-летний опыт. Андрей Белый. // У каждого произведения свой ритм, дыхание вещи. Так вот, его тяжелей всего поймать. Фридрих Горенштейн. // Попал ли в тон романа – вот что главное. Тут уж частности, отдельные сцены не спасут сочиненья – роман не растянутая повесть, как думают иные. Иван Тургенев. // Самое трудное – найти верный тон. Гюстав Флобер. // Слух должен быть не только на то, о чём пишешь, но и на то, что ты сделал. Иногда рассказ не получается с самого начала: написал две-три страницы – и чувствую, что нет того звука, который мне нужен. В этом случае я просто не доканчиваю, бросаю, считая, что рассказ мне не удался, и всё. И наоборот бывает. Начинаешь рассказ, напишешь один-два абзаца и чувствуешь: пошло, тебя схватила какая-то сила, и ты попал в гармонию с тем звуком, тоном, который единственно необходим данному произведению. Поэтому я пишу очень быстро, на рассказ трачу день-два, на некоторые – три. Юрий Казаков. // Рассказы имеют свой ритм, конечно. Варлам Шаламов. // «Найти звук» – это значит найти ритм прозы и найти основное её звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка. Это чувство ритма прозы и её музыкального звучания, очевидно, органично и коренится в прекрасном знании и тонком чувстве родного языка. Константин Паустовский. // Нужно воспитывать в себе умение находить такой ритм, такой словарь, такое сочетание слов, которые вызвали бы у читателя нужные эмоции, нужное настроение. Александр Фадеев. // Музыка слова – стремление к тому, чтобы мелодический строй фразы соответствовал её смыслу. Читатель должен мысленно произнести фразу так, как произносит её писатель, и никак не иначе. Сергей Антонов.


Рецензии
да, всё именно так!
но, как же трудно найти, уловить единственно верный тон...

спасибо, Анатолий!

Светлая Ночка   21.02.2017 00:35     Заявить о нарушении
Уважаемая Света, благодарю за отзыв.

Анатолий Шуклецов   22.02.2017 12:13   Заявить о нарушении