Живописное откровение

Великий талант художника в том, чтобы, увидев самый  обыденный  пейзаж, представить его зрителю, как шедевр. Именно так  и случилось на этот раз.

В 1877 году Василий Поленов  приехал в Москву, ему необходимо было  готовить картину для участия в передвижной выставке. В поисках  квартиры для  творчества и мастерской, он осматривал одну из предложенных,  случайно  глянул в открытое окно, да так и замер.

Ничего подобного  в своём родном  Петербурге он никогда не видел, ибо это был современный город,  где не осталось места для природы: зелёной травы, залитой поутру ярким солнцем. Удивлённый  и  очарованный  таким деревенским пейзажем  в столичном городе, он сразу же приступил  к написанию  картины.

Первоначальный вариант  картины был выполнен достаточно быстро, и лишь позже  художник  доработал её, слегка изменив сюжет. В итоге получилась  картина, ставшая  визитной карточкой  Василия Поленова, ибо  каждый  помнит её ещё со школы. Увидев  хоть раз, «Московский дворик» вряд ли забудешь. Вот уже много лет она дорога и любима  почитателями художественного творчества.

Картина поражает своей простотой. Сюжет её настолько  гармоничен, что  ничего не добавить и не убавить. Рассматривать   картину  можно часами, не отрываясь, погружаясь всё больше в чистоту  июньского  утра.

Ещё довольно свежо, нет той изнуряющей жары, которая обычно устанавливалась к полудню. Поражает обилие  света  и  воздуха, высокое  голубое  небо  с плывущими по нему ажурными облаками  и зелёная  – зелёная  трава.

 Каким  уютом  окутан этот дворик, где каждый занят своим делом:  в песке  у сарая гуляют куры. Женщина с  ведром  идёт   поить лошадь,  а  та  дремлет, щурясь от солнца, в ожидании хозяина.  По – видимому, ей предстоит работа в течение дня.

Двое малышей  резвятся на мягкой  траве, чуть поодаль  от них  совсем маленький ребёнок, который расплакался, но на него никто не обращает внимания. Девочка  постарше  сорвала цветущую травинку и рассматривает её – всё настолько просто  и так органично вписывается  в этот пейзаж, что  от картины веет теплом  старого уклада московской жизни.

Солнечные лучи золотят купола белоснежных церквей, на фоне которых  покосившиеся сараи  смотрятся совсем уж обречённо. Слева  из – за забора  виден  дом  и «бабушкин сад».   Тот самый, который  автор уже имел удовольствие  запечатлеть на своей картине, только теперь зритель видит его  с другой   стороны. От этой мысли  восторженно замирает сердце, ведь где – то  там перед домом уже знакомые нам  бабушка с внучкой!

Глядя  на картину «Московский дворик», невольно  понимаешь, она выполнена с любовью  к природе,  людям, Москве. От неё исходит  живое тепло, которое  чувствует зритель, что – то  до боли знакомое и родное,  заложенное в каждом  из нас  ещё  в детстве, переполняет душу. Наверное, поэтому  картина притягивает и подолгу не отпускает  зрителя. Хочется до бесконечности рассматривать её, делая  всё   новые  открытия.

Работая  над  «Московским двориком», художник  использовал  минимум  красок, придавая  им  самые разные оттенки.  Этот приём позволил  ему выдержать цветовую гармонию  картины, и это один из  показателей  блистательного таланта  настоящего мастера.

Картина была представлена на  выставке передвижников, которая открылась в Москве  7 мая  1878 года. Поражённый  красотой живописного откровения, Павел Михайлович  Третьяков  заявил о желании приобрести  эту картину в свою коллекцию, что и было сделано  чуть позже.


Рецензии
Дорогая Эльвира!!! У Вас имеются все задатки искусствоведа, или экскурсовода. Прекрасный рассказ о замечательной картине!!!
С глубоким и неизменным уважением,

Игорь Тычинин   01.09.2020 09:51     Заявить о нарушении
А Вы ещё не поняли,кто я...

Эльвира Гусева   01.09.2020 11:55   Заявить о нарушении
Намек понял!!!

Игорь Тычинин   01.09.2020 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.