Кузнецов Николай Андреевич 1916-1942

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561713
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76138541
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587520
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402767963
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1051207711
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1155134140

Николай Андреевич Кузнецов уроженец города Сталинграда. Жил там на ул.Новгородской, дом 30.
Во второй половине 30-х годов в поселке Двигательстрой было много семей рабочих из Сталинграда. Возможно сюда с сыном переехала мать Кузнецова – Анна Михайловна, которая в 1943 году жила в Двигательстрое в доме 15, кв.26. (ул.Советская, дом 14, кв. 26)

Кузнецов Николай призывался в ряды РККА в 1939 году Махачкалинским ГВК.

В 1942 году он был старшиной 2-й статьи, командиром отделения минеров подводной лодки Л-16 Отдельного дивизиона подводных лодок (ОДПЛ) Петропавловск-Камчатской военно-морской базы (ПВМБ) Тихоокенского флота (ТОФ). Командиром ПЛ-16 30-летний капитан-лейтенант Гусаров Дмитрий Федорович.

Вот что пишет Владимир Бойко в книге "Трагедии тихоокеанского подплава"[1]:

«4 сентября 1942 года ГКО было принято решение об усилении Северного флота за счет перевода с ТОФ шести подводных лодок.
Для этого выделили две подводные лодки тип «Л» XIII серии (Л-15 и Л-16) и четыре подводные лодки тип «С» IX-бис серии (С-51, С-54, С-55, С-56).

Подводные лодки тип «Л» вышли 29 сентября из Петропавловска-на-Камчатке в Датч – Харбор.
Подводные лодки тип «С» в период с 5 по 14 сентября совершили переход из Владивостока в Петропавловск-на-Камчатке, а затем в Датч – Харбор.

11 октября в Тихом океане во время перехода с Тихоокеанского на Северный флот погибла подводная лодка Л-16.

На переходе из Датч-Харбора в Сан-Франциско подводная лодка Л-16, шедшая головной, внезапно взорвалась. С дифферентом на корму 45° она начала быстро погружаться в воду и менее, чем за минуту, затонула.

Сигнальщики Л-15 обнаружили два перископа на расстоянии около 10 кабельтовых, а артиллеристы успели выпустить несколько снарядов...

После войны ответственность за потопление Л-16 взял на себя командир японской подводной лодкой 1-25 Мейдзи Тагами. Японская подводная лодка возвращалась из района ведения боевых действий у побережья Америки и, обнаружив подводные лодки, выстрелила по ним последнюю оставшуюся торпеду, считая корабли американскими.

Радиостанция в Токио 27–28 декабря 1942 г. сообщала о потоплении японской подводной лодкой одной из американских подводных лодок.
Судя по времени и месту атаки, это могла быть только Л-16».

Погиб весь экипаж, 55 человек.
 
Самыми старшими и опытными в команде были:
военком ПЛ Смышляев Иван Маркович 1905г.р. (на воинской службе с 1927 года)
и астраханец боцман-мичман Новиков Дмитрий Осипович 1905г.р. (на воинской службе с 1932 года).

Самыми младшими - рядовые моторист Колашников Сергей Васильевич 1922г.р. и
трюмный Рогов Валентин Федорович 1922г.р. Оба начали службу в 1942 году. Это был их первый и последний поход.

Вместе со всеми 11-го октября 1942 года погиб наш двигательстроевец, старшина 2-й статьи, минер подводного минного заградителя Л-16 Кузнецов Николай Андреевич.

Подробно о гибели подводной лодки Л-16 можно прочитать здесь
Новая Камчатская Правда. ХРОНИКА ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-16"
http://submarine.sten.lv/history/b70.shtml
Но не могу удержаться, чтобы не привести некоторые выборки оттуда.
Напомню, что в переходе из Петропавловска-на-Камчатке в Датч – Харбор участвовали две лодки Л-15 и Л-16.

«11 октября в 8.30 на лодках произошла очередная смена вахт. Л-16 шла впереди, освещенная солнцем, погода стояла прекрасная.[2]

В 11.00 вахтенным командиром Л-15 лейтенантом И.Жуйко был отдан приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в 3 кабельтовых.
Вот что рассказывает он сам:

"В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах бинокля вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности…

Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: "Право на борт!". В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду. Послышался второй взрыв, глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых, и живых на глубину".

Когда дым рассеялся, на месте гибели Л-16 все увидели расплывшееся большое соляровое пятно.
Лодка перешла на противолодочный зигзаг. Поднявшийся наверх командир Комаров и все, кто стоял на мостике, рассматривали водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа Л-16. Как правило, в подобных случаях в живых остаются те, кто находится на мостике.

К сожалению, обнаружить никого не удалось, по-видимому, слишком близко к боевой рубке взорвалась торпеда. Зато невдалеке сигнальщик Смольников и Жуйко увидели два перископа, двигавшиеся к соляровому пятну.

Командир сыграл артиллерийскую тревогу, и через 25 сек. был открыт огонь по перископам из 45-мм пушки.
Первый осколочный снаряд попал между ними. Огонь продолжался 30-40 сек., пока перископы не скрылись в воде.

Во время обстрела командиру на мостик принесли обрывок радиограммы с Л-16: "Погибаем от…". Больше радист старшина 2 статьи Тимошенко передать ничего не успел - радиоантенна скрылась в воде.
Наши подводники, даже погибая, пытались предупредить своих товарищей о грозящей им беде. Еще раз тщательно обследовав место гибели и никого не найдя, Л-15, увеличив ход, стала удаляться от места гибели своих товарищей...
Вечная им память!...

Не дали камчатской Л-16 дойти до Северного Флота, вечным сном спят наши подводники на глубине 4800 м в точке 45 градусов 41 минута северной широты и 136 градусов 56 минут западной долготы.

В августе 1941 года старшина второй статьи И.М.Ботаев, командир отделения торпедистов Л-16 написал своим родителям письмо:

"Обо мне не беспокойтесь, если придется драться с врагом здесь или там, то буду драться до последней капли крови, буду бить врага так, как это требуется каждому советскому гражданину, любящему свою Родину. Живите спокойно, не покладая рук работайте, хотя вы уже у меня старенькие, на оборону Красной Армии и Флота... Целую вас, дорогие родители, ваш сын Иван Максимович Ботаев. 31 августа 1941 г.".

Не забыли подвига подводников.
В сквере Музея Боевой славы в Петропавловск-Камчатском в 1963 году был установлен памятник субмарине Л-16. Скульптор А.Соловьев.

Надпись на памятнике "Подвига их не забудем, гибели их не простим!"


[1]
[2] Американцами было выдвинуто условие надводного передвижения наших подводных лодок без сопровождения охраны с американской стороны.

Фото. Мемориальная плита на памятнике подводной лодке Л-16
http://war-monument.livejournal.com/200470.htm. В центре видно фамилию старшины Кузнецова Н.А.


Рецензии
Уважаемая Татьяна, Ваша публикация о ПЛ "Л-16" впечатляет прежде всего тем, что Вы затронули уже основательно подзабытую одну из тем Отечественной войны, причём для молодой женщины довольно специфичную. Тихоокеанские лодки прибыли в Полярное в 1943 году, где проходило моё военное детство. Из перечисленных прибывших лодок я близко познакомился с членом экипажа ПЛ "С - 51" В.А.Мясниковым, позже перешедшую в дружбу, несмотря на разницу в возрасте. Кроме "Л-16" погибли "С-104", "С-105". После войны судьба В.А.Мясникова сложилась трагично. ( см. "Друзья и годы" на моём сайте Проза.ру ) С уважением, Герман Андреевич Ануфриев.

Герман Андреевич Ануфриев   17.02.2017 16:36     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв.
Особенно за "молодую женщину" ;)) К сожалению, такой молодой, как на фото, я была девять лет назад.
Очень интересно почитать про подводников. Среди наших двигательстроевцев их было несколько человек, а морских пехотинцев достаточно много.
Пока никак не доберусь до своих краснофлотцев.

Я дважды бывала на экскурсиях на подводных лодках.
Одна из них, старушечка "Лембит", переоборудованная в учебную подводную лодку, стояла на военно-морской базе в Таллине в 1973 году. Построили ее в Британии в 1936 году. Входила в состав дивизиона подводных минных заградителей Эстонии.
С 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В войну «Лембит» была активно задействована в балтийских боевых сражениях. С 1983 года преобразована в филиал Музея Балтийского флота.
Согласно информации в интернете, "Лембит" на сегодняшний день самая старая в мире подводная лодка, является одной из немногих субмарин сохранившихся после Второй Мировой войны и единственной подводной лодкой тех времен, которая находится на плаву.

Вторая списанная лодка, на которой я побывала в 2015 году, это дизельная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» в Москве. Она была построена в 1979 году в Нижнем Новгороде. Служила на Северном флоте с 1980 по 2000 гг. Несла службу в Северном-Ледовитом и Атлантическом океанах, в Средиземном море и у Западного побережья Африки. В 2003 году переоборудована в музей.
Пока шла экскурсия, не выходила из головы мысль о подводной лодке "Курск". На ней погибли два представителя нашего завода. Я их знала.

Впечатления незабываемые. Было чему удивляться и что сравнивать.

С уважением, Татьяна Тупик

Татьяна Тупик   17.02.2017 20:42   Заявить о нарушении
Не могу не добавить, что командир ПЛ"Лембит" А.М. Матиясевич до войны работал в торговом флоте капитаном. После войны занимался ледовыми проводками по Северному морскому пути, возглавлял лоцманскую службу в Ленинградском порту. Алексей Михайлович Матиясевич награждён восьми боевыми орденами, в 1995 году по ходатайству ветеранских организаций удостоен звания Героя Российской Федерации
( посмертно ). С уважением,

Герман Андреевич Ануфриев   17.02.2017 22:50   Заявить о нарушении
Хорошо, что награжден.
Горько, что посмертно.

Татьяна Тупик   18.02.2017 00:01   Заявить о нарушении