Гаджиев Джафар Магомедович 1923-1943
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9087816
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75525896
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76720040
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77613229
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77622229
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90003917639
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402764952
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90003189138
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=400048682
Джафар Гаджиев по национальности лакец. Родился 4-го сентября 1923 года.
Призывался 13-го апреля 1942 года Махачкалинским ГВК.
В 1943 году его мать, Омаргаджиева Саидат Алиевна жила в Махачкале на ул.Маркова, дом 45, кв.2
А Джафар в 1943 году был учеником – торпедистом на подводной лодке К-53 5-го Отдельного дивизиона (командир капитан 2-го ранга Сидоренко П.А.) сторожевых кораблей подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота (ОДСКР п/л КБФ) [1]
«Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота была создана приказом командующего КБФ № К/003 от 7 сентября 1941 года. В нее вошли силы и средства расформированных соединений ОВР Главной базы КБФ (Таллин), Кронштадтской военно-морской базы и Минной обороны КБФ. В последующее время в ОВР КБФ влились корабли и катера ОВР военно-морской базы Ханко.
Балтийские морские коммуникации имели для немцев большое значение. Они обеспечивали подвоз в Германию дефицитного стратегического сырья, необходимого для промышленности рейха. Шведская руда давала до 80% стали, произведенной в Германии. Немцы нуждались также в финском лесе и целлюлозе. По балтийским морским путям проводилась перевозка войск и вооружения на советско-германский фронт.
Поэтому так важно было создание Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота, которое объединяло отряд заграждения, отряд траления, истребительный отряд, отдельный дивизион сторожевых кораблей и состав Охраны рейдов.» [2]
Судьба подводной лодки К-53, на которой служил Гаджиев Джафар, такова.
«ПЛ «К-53» — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка.
Спуск на воду состоялся 2 сентября 1939 года.
11 февраля 1941 года К-53 включили в состав 13-го дивизиона учебной бригады подводных лодок Балтийского флота.
К-53 предназначалась для Тихоокеанского флота, но из-за начала Великой Отечественной войны осталась на Балтике.
31 июля 1943 года лодка вошла в строй и 19 сентября вошла в состав Балтийского флота. Командиром лодки в то время был капитан 3-го ранга Исаак Соломонович Кабо. В отличие от первых шести лодок проекта, К-53 не имела минного вооружения.» [3]
К-53 до конца войны совершила три боевых похода суммарной продолжительностью 60 суток, совершила четыре торпедные атаки, потопила один транспорт (Margeriethe Cords, 1 912 брт).
Наш Джафар Гаджиев не успел выйти с боевым заданием на своей подлодке, потому что был смертельно ранен 28-го сентября 1943 года при артиллерийском обстреле города (Кронштадта ?) и скоропостижно скончался по дороге в госпиталь.
Джафар Гаджиев был не единственным махачкалинцем среди бойцов ОДСКР п/л КБФ. Одновременно с ним там служил его ровесник из Махачкалы Грушин Николай http://proza.ru/2017/02/18/1506. Возможно, они призывались одновременно в мае 1942 года. Оба жили в одном районе города недалеко друг от друга: Джафар на ул.Маркова (ныне Даниялова), а Николай с той же стороны на параллельной ей через квартал улице Комсомольской (ныне проспект Р.Гамзатова).
Фото подводной лодки К-53.
[1]
[2] http://www.pobeda1945.su/division/6122
[3] http://www.libava.ru/пл-к-53.html
Свидетельство о публикации №217021801000
Герман Андреевич Ануфриев 18.02.2017 17:27 Заявить о нарушении
Магомед Гаджиев был первым дагестанцем - героем Советского Союза. Его здесь очень почитают, Я, например, училась в школе имени Магомеда Гаджиева.
Но писать о нем пока не думала, потому что разыскиваю информацию и пытаюсь хотя бы кратко рассказать о судьбах людей, ушедших на фронт из нашего города. Их имена высечены на мраморных плитах у Вечного огня. Мне захотелось, чтобы это были не просто фамилии в списке, а чтобы можно было о каждом из них что-то узнать, кто они были, чем занимались до войны, как воевали.
Семья Магомеда Гаджиева подарила Дагестану, да и всей нашей стране интереснейших людей.
Их было пять братьев. Старший Магомед, потом Абакар, Булач, Курбан и Альберт. Все люди необыкновенные! Причем, кроме старшего Магомеда, подводниками стали Курбан и Альберт. А Булач в 30-е годы служил юнгой у старшего брата - командира подлодки М-9 на Черноморском флоте.
Курбан Гаджиев в годы войны, после окончания школы подводников, принимал участие в Сталинградской битве, войну закончил на Северном флоте на подводной лодке С-56. Курбан первый в Дагестане мастер спорта по альпинизму.
Альберт Гаджиев служил на атомной подводной лодке К-3. Стал первым дагестанцем контр-адмиралом.
Абакар - известный в Дагестане агроном.
Особое положение занимает Булач Гаджиев. Его почитают в Дагестане не меньше знаменитого брата Магомеда, особенно люди моего поколения.
Булач Гаджиев был Заслуженным учителем Дагестана и РСФСР, народным учителем СССР, замечательным краеведом Дагестана. Он более 40 лет вел программу по дагестанскому телевидению «В стране легенд и преданий». Написал и издал более 50 книг о Дагестане, дагестанцах, о легендах и былях горной страны. У него большой список наград и званий.
С Каспийском он тоже связан.
Булач учился в школе у замечательного преподавателя Иванова Сергея Михайловича (см. http://www.proza.ru/2011/12/15/1793), а Сергей Михайлович последние годы жил и работал в Каспийске и был наставником моей мамы. Меня даже в честь него хотели назвать Сережей, если б родилась мальчиком. :))
Вот так, кратенько, о Магомеде Гаджиеве и его братьях.
С уважением,
Татьяна Тупик 19.02.2017 18:22 Заявить о нарушении
Татьяна Тупик 30.04.2017 20:15 Заявить о нарушении