Лёд тронулся, господа шекспироведы!

23 октября 2016 года в газете «Гардиан» было опубликовано интервью с Гарри Тейлором, профессором, редактором издательства Оксфордского университета. Сообщения на его основе были на всех новостных порталах мира. Они разнесли весть о том, что Уильям Шекспир имел соавторов. И было названо имя одного из них — Кристофер Марло. Его фамилия будет указана второй на титуле трёх частей хроники «Генрих VI» в новом издании полного собрания сочинений Шекспира, подготовленном учёными старейшей в Англии альма-матер. Но настоящая сенсация не в этом.

До этого академическая наука настаивала на том, что Шекспир был единственным автором своих произведений, а теперь на основе анализа, проведённом международной группой учёных, оказалось, что вопрос, как минимум, спорный. Ранее только противники «человека из Стратфорда» (родной город поэта) говорили, что с Шекспиром не всё однозначно. И вот уже из противоборствующего лагеря в войне по «шекспировскому вопросу» были услышаны сомнения. До выкидывания белого флага далеко, но лёд тронулся, господа шекспироведы! Кратко напомним, в чем «собака порылась».

Считалось, что сын перчаточника из Стратфорда Джона Шекспира, актёр Уильям Шекспир и автор пьес «Гамлет», «Буря» и других, а также более сотни сонетов — одно и то же лицо. Но уже в 19 веке нашлись скептики,  которые сопоставили великие тексты и биографию их автора и пришли к выводу: «А Шекспир-то ненастоящий!». И правда, не состыковок в образах великого поэта и актёра-коммерсанта хоть отбавляй!

Родился Уильям в 1564 году в маленьком городке Стратфорд-апон-Эйвон (1,5 тыс. чел.) графства Уорикшир (160 км от Лондона). Был третьим ребёнком в многодетной семье (восемь детей). В 18 лет женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, которая было старше мужа на 7-8 лет. Под венец молодая пошла с заметным животом (в приходской книге епископа Вустерского сохранилась запись от 28 ноября 1582 года). Через три месяца у супругов родился первенец (дочь). Через три года Энн осчастливила Уильяма двойней (дочь и сын)…

И всё. Больше о молодых годах Шекспира сказать нечего. Вплоть до 1592 года.

Есть сведения о его отце — Джоне. В 1565 году Шекспир-старший был старостой, а в 1568 году — бальи (главой городского совета). Он никогда не посещал церковных богослужений, за что платил в городскую казну «недетские» штрафы (ходили слухи, что он был иудеем или даже католиком). Это не мешало ему занимать официальные должности, а в 1596 году Шекспиры были пожалованы собственным гербом и званием «мастер».

На брачном контракте Джона Шекспира и Мэри Арден проставлены два крестика, родители великого драматурга не умели писать и читать, скорее всего, — тоже. Нет ни одного подтверждения, что их сын Вилли окончил местную школу. Не нашлось у Шекспира ни одного одноклассника, который бы замолвил бы хоть одно слово об их совместной учёбе. А все известные науке автографы Шекспира (их крайне мало — одна небольшая рукопись и подписи на документах) можно назвать только одним словом «каракули»…

28 лет исторической «пустоты» и нате вам! Малоизвестный лондонский комедиант на сцене театра «Роза» ставит собственную пьесу «Генрих VI» (сохранилась запись в дневнике хозяина театра Филиппа Хенслоу, датированная 1592 годом). Теперь мы знаем, что соавтором хроники был Марло. А вот о Кристофере известно намного больше!

Шекспир и Марло родились в один год с разницей в два месяца (последний — старше).  В 1581 году будущий соавтор «самого известного писателя Англии» (представляю, как смеялся бы Крис, если бы при нем так назвали Вилли) из семьи сапожника поступил в Кембриджский университет со стипендией архиепископа Паркера на духовный факультет. Там семинарист делает карьеру не подобающую священнику — становится агентом королевского Тайного совета (по-нашему — кровавая гэбня). Из-за частых прогулов отцы-педагоги решили не допускать «стукача» к диплому, но был «звонок» сверху, и в 84-м Кристофер получает звание «бакалавр». А в 1587-м Марло становится магистром.

В 89-м отметился первым «приводом» — за участи в дуэли со смертельным исходом, как секундант, попадает в Ньюгейт — лондонскую уголовную тюрьму. Был «звонок» кому надо и, ну вы уже догадались откуда…

А далее продолжение карьеры — ответственная и опасная работа на континенте, во Франции и Нидерландах. В Лондон «нелегал» на службе королевы возвращается обеспеченным молодым человеком. На дворе 1592 год. Да тот самый, в котором из небытия вынырнул Шекспир. Началась бурная жизнь!

Среди известных лондонских поэтов и драматургов Кристофер — первый! Во всём. Он не затерялся среди таких блистательных имён, как Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил, Т. Кид и Т. Лодж. Он скандалит, дерётся, распутничает и даже курит трубку (тогда это было очень неприлично), но самое вопиющее — колдует, занимается содомией и, не поверите, вольнодумничает, богохульствует и высказывает атеистические взгляды! Беспредел…

Его трагедия «Великий Тамерлан, скифский пастух» пользуется у публики таким бешённым успехом, что в первый и последний раз в истории театра будет написано и поставлено продолжение. Там есть невиданная экспрессия, экзотика и небывалые до сего дня сценические эффекты. А ещё были пьесы с кричащими названиями: «Дидона, царица Карфагена», «Доктор Фауст», «Мальтийский жид» (как еврей Барабас развращает мир золотом), «Парижская резня» (о Варфоломеевской ночи)… И первая с античных времён трагедия о гомосексуалистах — «Эдуард II» (на сцене монарха казнят раскалённой кочергой через, ну вы уже догадались куда…).

Но любая ГБ, как и революция, пожирает своих детей. В мае 93-го в Лондоне начались беспорядки. Кто-то раскидал прокламации с призывом всем «понаехавшим» выметаться обратно в свою Фландрию. Народ поднялся, погнал дешёвую рабочую силу, и как сказал бы наш премьер, гадил… А «винтить» начали, понятно дело, интеллигенцию. Люди из Тайного совета прошлись по богемным адресам и обнаружили Кристофера Марло в постели с Томасом Кидом. Начали рыться в бумагах, самая невинная запись:  «Кто не любит табака и мальчиков — дураки», дальше — больше… Это покруче, чем восемь миллиардов валюты в рублёвом эквиваленте.

Марло брать не стали, а вот Кид под пытками показал, что бумаги остались от Кристофера после совместной работы (Томас больше не будет писать, менее чем через год скончается). Королева-девственница Елизавета своей царственной ручкой вывела: «Следствие довести до конца». Драматургу, сбежавшему к влиятельному другу, пришла «чёрная метка» — вызов на допрос. Карьере — крышка. Да и жизни — тоже. 30 мая Марло был зарезан в портовом кабаке.

Скорее всего, поножовщина была спровоцирована. Среди его собутыльников сплошь тайные агенты. Ни кто из участников драки реального наказания не получил. Убийцу королева помиловала уже через месяц. Есть предположение, что Кристофер намеревался сбежать во Францию и предложить свои услуги врагам британской короны. А с этим не шутят.

Марло не стало, но как птица Феникс из пепла, появился с новыми пьесами Шекспир. Совпадение? Секретные службы во все времена отличались изобретательностью, могли и на этот раз выкинуть изящный трюк. Версия, что за Уильяма писал Кристофер, смерть которого была инсценировкой (он же драматург!), пока не доказана, но и не опровергнута.

Но на роль автора под псевдонимом «Шекспир» есть и другие кандидаты — родовитые и высокообразованные: Уильям Стенли, граф Дерби, Роджер Меннерс, граф Ратленд и Эдуард де Вер, граф Оксфорд. И наконец, мыслитель, политик, писатель и поэт — Фрэнсис Бэкон. Почему они? По одной простой причине — их знания и биография более подходят под произведения Шекспира, чем его собственная жизнь и круг знакомств.

Трудно предположить, что богатейший язык пьес и сонетов, не менее чем в 18 тысяч слов, принадлежит сыну неграмотного перчаточника, который к тому же не учился в университете. А знания в морском и военном деле? Мог их получить Уильям, который всю жизнь разрывался между Лондоном и Стратфордом и ни разу не был в море и за границей королевства? Почему его семья не жила с ним в Лондоне? Почему последние свои пьесы великий Шекспир пишет в соавторстве? Почему в 1597 году первый свой дом успешный драматург покупает не в столице, а в том же захолустном Стратфорде? Там же он живёт последние три года и ничего больше не создаёт. Почему в его обширном завещании нет ни одного упоминания о своих стихах, записях, бумагах вообще? На момент смерти поэта (23 апреля 1616 года) 18 сценариев было не опубликовано. А это — авторские права, деньги и не малые. У него оставались жена Энн и две взрослые дочери.

Можно предположить, что «человек из Стратфорда» оставался всю жизнь в родном городке, а в Лондон совершал коммерческие вояжи. Делец предоставил свою фамилию, помещения и кредиты для «продвижения» нуждающимся в его помощи артистам, драматургам и поэтам. Кто выходил на сцену и создавал бессмертные строки под именем Шекспира, предстоит выяснить архивариусам и другим учёным мужам. Одно имя уже названо, ну вы уже догадались чьё…


3 ноября 2016 г., Новосибирск


Рецензии
Ой, не смешите меня!

«До этого академическая наука настаивала на том, что Шекспир был единственным автором своих произведений, а теперь на основе анализа, проведённом международной группой учёных, оказалось, что вопрос, как минимум, спорный.»
Вопрос "как минимум спорным" является как минимум с 19 века, и «международная группа ученых» Америки в нем не открыла.

«в 1568 году — бальи»
Оставим этот термин французам, у англичан – бэйлиф.

«ходили слухи, что он был иудеем или даже католиком)»
Не надо верить слухам. Все Шекспиры были «скрытыми папистами» (так сказал и о самом Шекспире англиканский священник) - о чем свидетельствуют многочисленные штрафы, наложенные на членов семьи из-за несоблюдения ими англиканских обрядов. Гонения на отца Шекспира начались вовсе не сразу, и до этого он процветал как делец и делал блестящую карьеру управленца, а когда гонения начались, не пожелал переходить в англиканскую веру – ему в ожидании худшего (казни) пришлось распродать кое-какую недвижимость; он перестал ходить на заседания городского совета, хотя от должности его лет пять как не освобождали – уважали.

«На брачном контракте Джона Шекспира и Мэри Арден проставлены два крестика, родители великого драматурга не умели писать и читать...»
Шекспироведы уже плешь читателям проели, объясняя, что подпись крестиками не обязательно свидетельствует о безграмотности; в ту эпоху подписываться крестом, либо знаком (циркулем – знак «бизнесмена» Дж. Шекспира) – не означало безграмотности подписывавшегося; это был «обычай того времени»; относительно недавно найденная католическая Библия, принадлежавшая, как доказано, Дж. Шекспиру, свидетельствует о способности того читать.

«Нет ни одного подтверждения, что их сын Вилли окончил местную школу. Не нашлось у Шекспира ни одного одноклассника, который бы замолвил бы хоть одно слово об их совместной учёбе. А все известные науке автографы Шекспира (их крайне мало — одна небольшая рукопись и подписи на документах) можно назвать только одним словом «каракули»…»
Все эти аргументы уже тысячу раз приводились антистратфордианцами. А где свидетельства одноклассников Грина, Марло, Нэша, Бена Джонсона? А почему же вы молчите о пьесе Томас Мор, запрещенной к публикации, написанной "группой авторов", среди которых кое-какие спецы видят и Шекспира, якобы написавшего один из монологов? Графологи сличили текст монолога с подписями и записями Шекспира и признали их идентичными.

«Теперь мы знаем, что соавтором хроники был Марло.»
Не поленитесь, откройте английскую Википедию и прочтите, что без всякого интервью Генри Тэйлора считается, что хроника «Генрих Шестой» написана Шекспиром «и, возможно, К. Марло и/или Т. Нэшем». Согласно английской версии Википедии, некоторые шекспироведы считают эту пьесу слабейшей в творчестве драматурга, который в начале своей карьеры, видимо, халтурил в сотрудничестве с другими авторами. А потом, постарев и разбогатев, также прибегал к соавторству.

«В мае 93-го в Лондоне начались беспорядки.»
Начались они не просто так, а из-за очередной эпидемии чумы в городе.

«обнаружили Кристофера Марло в постели с Томасом Кидом»
Ничего они не обнаруживали. Доподлинно известно лишь то, что эти два драматурга вместе снимали квартиру. Кид, кстати, прославился трагедией "Гамлет", написанной и поставленной раньше шекспировской, а Бен Джонсон украл у Кида практически всю "Испанскую трагедию", дописав лишь концовку.

«Версия, что за Уильяма писал Кристофер, смерть которого была инсценировкой (он же драматург!), пока не доказана, но и не опровергнута.»
Эта версия стара как свет – и как все другие версии о кандидатах в Шекспиры – не доказана. О Марло известно больше того, что вы сообщили читателям. Известно, например, о каких-то английских священниках Кристофере Марлоре и Кристофере Марли, замеченных в 1599 и 1602 гг. в Испании при дворе Филиппа пятого в Вальядолиде. В 1603 г. человек по имени Кристофер Марло уже томится в тюрьме на родине. В пьесе Марло "Трагическая история доктора Фауста", опубликованной в 1604 году, содержатся ссылки на исторические события, имевшие место после 1593 года, то есть после гибели драматурга. По мнению ряда шекспироведов, "настоящая" дата кончины Марло - 21 ноября 1621 года, а место, где он отдал богу душу - Венеция, куда он тайно бежал, совершив переход через Альпы. Немногие знают об испанских связях Марло: его дочь от первого брака, которую звали Исабель-Элизабет, некоторое время воспитывалась у ... Мигеля де Сервантеса Сааведра, автора "Дон-Кихота"! Первая супруга драматурга, кстати, была по происхождению венецианкой, а его вторая жена, актриса Микаэла Лухан, слыла любовницей ... Лопе де Вега!..Есть версия, что королева-девственница (она тогда раздулась, якобы, от водянки) в 1654 г. родила в замке своего любовника Роберта Дадли сыночка, который и был подкинут сапожнику Марло из Кентербери; факт, что Елизавета заботилась об Исабели, которую привезли из Испании ко двору, как о родной (внучке!).

Итог: никакой лед не тронулся: все те аргументы, которые вы приводите, включая богатый шекспировский язык, знания языков и профессий, перечень кандидатов на роль Шекспира, почему Вилли купил дом в Стратфорде (в тот момент цены на недвижимость там резко упали, и драматург очень выгодно приобрел его, чтобы отселить семью от папаши с мамашей), почему не переселил семью в Лондон ( а зачем? Доказано, что став успешным, Вилли ежегодно навещал дома жену, к которой вполне мог не питать нежных чувств); почему в его обширном завещании нет ни одного упоминания о своих стихах, записях, бумагах вообще - завещание не обширное, а обычное по объему, но необычное издевательским указанием передать вторую по качеству кровать жене - ей и так по закону того времени передавалась треть всего имущества усопшего? (потому что все его пьесы, по правилам того времени, принадлежали театру; кроме того, есть свидетельство, что Шекспирова внучка вывезла из дома при переселении кучу бумаг и книг из кабинета деда); почему последние свои пьесы великий Шекспир пишет в соавторстве? (устал, исписался, и сочинял последние вещи в соавторстве с земляком нового короля шотландцем Флетчером); он живёт последние три года и ничего больше не создаёт (Шолохов и поболе жил, ничего не создавая); 18 сценариев было не опубликовано («сценарии» тогда как-то не сочиняли, а все пьесы могли и не публиковать при жизни Шекспира) – давным-давно известны и исследованы шекспироведами. И тайна Шекспира еще ждет своего решения.

Алексей Аксельрод   20.02.2017 17:59     Заявить о нарушении
Рад, что вас рассмешил. Пишите вы: "И тайна Шекспира еще ждет своего решения"... И я о том же самом... Спасибо за ценные дополнения! Использую при случае.

Йеро С-Пб   20.02.2017 19:29   Заявить о нарушении