Сказка о Чуде-Юде

СКАЗКА О ЧУДЕ-ЮДЕ

В некотором царстве, некотором государстве жили-были старик со старухой. Было у них три сына. Старшего звали Петр, среднего – Василий, а младшего звали Иванушкой.
Вот однажды поехал старик на базар за мукой. Ходит, смотрит, дивится товарам дорогим. Вот видит старик, муку продают любо-дорого глядеть. Подходит к прилавку, а тут народу собралось уж видимо-невидимо. Посреди толпы купец стоит, правду говорит. А правда такая:
– За тремя горами, за семью лесами терем золотой стоит. В том тереме золотом Красно-солнышко живет. На заре утренней вместе с Солнцем золотым выходит оно на небеса. Солнце то – отец Красно-солнышку. Под вечер Солнце в терем золотой уходит, а Красно-солнышко в девицу превращается. Девица та красоты невиданной и неписанной: коса шелковистая до земли, чело белое, как снег, губы алые, как красна ягода, брови черные, как ночка темная.
Но вот беда однажды случилась: налетело Чудо-Юдо шестиглавое и забрало к себе девицу прекрасную. С тех пор в тех краях солнце не светит, тучи закрыли небо. Много молодцев удалых шли в те края девицу спасать, да никто не вернулся…
 Поблагодарил старик купца, купил муку и домой поехал.
Приехал старик домой, рассказал сыновьям про это диво. Сыновья думали-думали и решили идти красну-девицу спасать, от Чудо-Юда выручать.
На заре снарядились три брата в поход дальний. Взяли дубинки да мечи булатные. Мать испекла старшему брату на дорогу пироги, сренему брату – хлеб с солью, а Иванушке младшему – сухарей горстку в платочек завернула. Получили они родительское благословление, сели на коней добрых и отправились в путь-дорогу.
Долго ли, коротко ли скакали, прискакали к первой горе. Уже смеркалось. Стали братья искать ночлег. Искали-искали, да ни одной избушки поблизости не было. Улеглись они под деревом и уснули.
Только одному Иванушке не спится. Так и хочется ему в бой пойти, Чудо-Юдо головы поганые порубать и красну-девицу спасти. Оставил Иванушка братьев, сел на доброго коня и отправился в путь.
Три дня и три ночи ехал Иванушка. Соскучился уж по братьям, а они все не едут по следам его. Вдруг подлетел к нему голубок и начал пищать тонким голоском:
– Иванушка, Иванушка! Беда! Братьев твоих сон-трава околдовала. Проснуться они только через три месяца. Ничем ты им помочь не сможешь.
Хотел было Иванушка кинутся на коня, но остановил его голубок такими речами:
– Злое Чудо-Юдо налетело на те места, где братья твои спали. Велело Чудо-Юдо своему преданному слуге Ворону осыпать их сонной травой и уснули они мертвым сном. И нет от сна того ни лекарства, ни заклятья. Лучше б ехал ты, Иванушка, дальше.
Иванушка сел на своего коня и поехал дальше.
Три ночи и три дня ехал Иванушка и доехал до второй горы. Эта гора была вся золотом усыпана. На золотых деревьях вместо плодов висели рубины, алмазы, тропинки самоцветными камнями усыпаны, а вдоль них золотые столпы тянутся. А на вершине горы стоял огромный дворец с золотыми куполами. У подножья дворца – речка блестит. Из речки лестница вверх идет, шелковыми коврами покрытая.
Замер Иванушка на месте от такой красоты богатой. Хотел было наклониться да горстку камней самоцветных подобрать, но вдруг к нему подлетел Аист и прокричал:
– Иванушка, не бери самоцветных камней, не зарься на богатство, не то будешь стоять тут вечно, как статуя каменная!
Повел Аист крылом и увидел Иван, не столпы тут вдоль дорог золотые стоят, а статуи неподвижные – молодцы добрые, что к каменьям драгоценным руки протянули.
Поблагодарил Иванушка Аиста и вскочил на коня.
– Прощай, Иванушка! –  крикнул Аист вслед.
Поскакал Иванушка дальше.
Три дня и три ночи скакал Иванушка и доехал до третьей горы. Захотелось ему пить, жажда невыносимая охватила, и появилась перед ним река. Нагнулся Иванушка, чтоб водицы глотнуть, но вдруг подлетел к нему Сокол и промолвил:
– Иванушка, не пей водицу из реки. Злое Чудо-Юдо велело своему преданному слуге Ворону отравить все воды вокруг.
Иванушка послушался Сокола и не стал пить воду из реки.
Едет Иванушка дальше. Добрался до первого леса. Вдруг смотрит: избушка на курьих ножках стоит. Приказал Иванушка избушке:
– Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, к лесу – задом!
Повернулась избушка к Иванушке передом. Смотрит Иванушка: дверь заскрипела, отворилась и вышла ему на встречу Баба Яга-костяная нога.
И говорит:
 – Кто здесь? Человеческим духом пахнет.
Отвечает Иванушка:
– Это я, Бабуся-Ягуся, Иванушка.
– Что пришел сюда, Иванушка? Али смерти захотел?
Свистнула Баба Яга в кривые свои пальцы, налетел вихорь дикий, закружил Ивана, в избу бросил. Взяла Баба Яга лопату и говорит:
– К обеду как раз поспел, гостьюшка дорогой. Прыгай скорей в котел да варись себе, похлебка наваристей будет.
А Иванушка ей отвечает:
– Не умею я, бабушка, в котел прыгать, боюсь промахнусь. Тебе, бабушка, триста лет, всё знаешь, всё умеешь, научи дурака, покажи, как надо.
–   Ну ладно, покажу, – Баба Яга отвечает. – Смотри.
И прыгнула в котел. А Иванушка взял да крышкой котел закрыл.
Стала Баба Яга Иванушку умолять:
– Не губи меня, Иванушка! Всё сделаю для тебя, только открой крышку! Не хочу в суп попасть на старости лет!
– Эх, жалко мне тебя, Бабуся-Ягуся! Выпущу я тебя, но сперва скажи, как одолеть мне Чудо-Юдо поганое?
– Чудо-Юдо простым мечом не убьешь. Здесь особенный меч нужен.
– Какой-такой меч, бабушка?
– А ты выпусти меня из котла, тогда и скажу.
Открыл Иван крышку котла, выпустил Бабу Ягу.
– За то, что старушку пожалел, да дураком не оказался, держи от меня, Иван, подарок дорогой.
Топнула Баба Яга ногой о землю три раза, три раза повернулась, три раза присвистнула и выкатился из-под лавки сверток большой, а в нем – не простой меч, а меч-саморуб.
Взял Иванушка меч-саморуб, поблагодарил старушку и отправился в путь-дорогу дальнюю.
Скакал Иван три дня и три ночи, и доскакал до второго леса, гуще он да страшнее прежнего. Тишина стоит, что ни птица не споет, ни зверь не пробежит. Слез Иван с коня, и пошел в самую чащу. Как вдруг слышит:
– Иванушка! Иванушка!
Кто зовет его? Посмотрел Иван кругом, ни одной живой души не увидел. Только грибок одинокий под большой березой стоит. Не испугался Иванушка, спрашивает голосом громким:
– Кто здесь? А ну выходи! Коль добрый ты человек, поклон земной тебе отдам! Коль разбойник, меча моего саморуба отведаешь! Коли странник заплутавший – иди с богом своей дорогой!
Никто не ответил Ивану, только гриб на глазах начал расти. Рос, рос и превратился в старичка с длинной бородой и шестом в руке.
– Это я, Старичок-боровичок!
– Здравствуй, дедушка!
– Здравствуй, Иванушка!
– А откуда вы меня знаете, дедушка?
– Да я во всем белом свете всё знаю!
– Что ты, дедушка, в лесу делаешь?
– Лес сторожу, нечесть всякую выпроваживаю. Скажи лучше ты, добрый молодец, какая охота тебя сюда привела?
– Я, дедушка, иду на бой с Чудом-Юдом красну девицу спасать.
– Эх, много таких молодцев здесь проходило в надежде Чудо-Юдо побороть, да ни один не вернулся.
– Тем пуще стоит мне добраться до Чуда-Юда да проучить окаянного, чтобы добрых людей боле не обижал! Прощай, дедушка! Нельзя мне долго задерживаться!
Остановил Старичок-боровичок Иванушку:
– Э-ка, Иван! Вспоминай, что забыл!
– Прости, дедушка, поклон земной забыл тебе старику мудрому за слова добрые.
И поклонился Иван до земли Старичку-боровичку. И только собрался идти, снова остановил его Старичок-боровичок.
– Говорил я тебе, что много молодцев здесь проходило, да ни один не вернулся. Много молодцев здесь проходило, да ни один из них не сделал поклон земной. А за то, что поклон ты сделал, вознагражу я тебя. Стукну я волшебным шестом об землю и окажешься ты в царстве Чуда-Юда поганого, что в третьем лесу лежит. А невеста твоя сидит в хрустальной горе, а ключ от хрустальной горы  в сердце Чуда-Юда спрятан.
– Спасибо, Старичок-боровичок! До свидания!
– До свидания, Иванушка!
И тут стукнул Старичок-боровичок шестом об землю и вмиг очутился Иванушка в царстве Чуда-Юда. Достал Иван меч-саморуб и крикнул:
– Эй, ты, Чудо-Юдо поганое, выходи из берлоги, волочи свои ноги.
Вдруг небо потемнело, земля затряслась, вышло Чудо-Юдо и посмеялось:
– Что тебе со мной силой мериться, со мной, с Чудом-Юдом шестиглавым?! Я тебя на левую ладошку положу, а правой прихлопну!
– Хвалиться все мастера! – ответил Иван. – А ты погоди хвалиться, а лучше в деле меня испытай!
Вытащил Иванушка меч-саморуб и срубил Чуду-Юду три головы. А Чудо-Юдо собрало свои головы, приложило их к тем местам, где они раньше были, и снова как ни в чем не бывало шестью головами покручивает!
Не испугался Иван и говорит:
– Все равно буду биться с тобой до тех пор, пока у тебя голов не останется.
Отрубил Иванушка три головы Чуду-Юду, взял шепотку земли и кинул Чуду-Юду в глазища. Пока Чудо-Юдо свои глазища прочищал, закинул Иванушка эти головы подальше. Срубил еще три головы и опять выбросил. Вытащил сердце Чуда-Юда, разломил на две половины. Выпал ключ из сердца Чуда-Юдова. Сел на доброго коня Иванушка и поскакал искать хрустальную гору.
Доехал Иван до хрустальной горы, открыл дверь тяжелую золотым ключом. Вышла оттуда Красна-девица красоты невиданной. Посмотрели они друг другу в глаза и полюбили друг друга. Посадил Иван красну-девицу на доброго коня, сам сел и поскакали они к Старичку-боровичку. Стукнул Старичок-боровичок волшебным шестом по земле-матушке и отправил их домой.
Разбудил по пути Иванушка своих братьев и вместе вернулись они к отцу с матерью. Получили Иванушка с Красно-девицей родительское благословление, сыграли свадьбу красивую. Стали жить-поживать и добра наживать. 

Карелова Ирина


Рецензии