О смысле жизни

Все  философские течения изучают и исследуют, по сути, только один вопрос – смысл жизни человека на Земле.
Исследователями делается попытка объяснить самое важное – для чего человек живет, чему он должен посвятить свою жизнь, в чем должна заключаться цель его жизни, в чем смысл жизни человека на Земле.
Необходимо уточнить, что под целью мы понимаем «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности» (СЭС – Советский энциклопедический словарь).
По словарю «ВИКИПЕДИЯ», «смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности».
Выяснение соотношения цели и смысла жизни человека имеет колоссальное значение.
И в самом деле. Проживая, по сути, нелегкую жизнь, совершая иногда героические поступки, рискуя своей жизнью, человек должен понимать - ради чего все это. Если ради простого воспроизводства себе подобных и продолжения рода (человеческого), то именно так живут и животные. Если ради карьеры и денег, ради развлечений, то это тоже не далеко от животных инстинктов. В прочем, так же, как и жизнь ради детей.
Примитивность цели - жизнь ради жизни себе подобных - напоминает хождение по кругу, когда можно особо не заботиться о развитии, а просто полагаться на то, что все будет решено, не зависимо от воли человека, важно вовремя произвести на свет подобных себе.
В этом случае смысл жизни утрачивается полностью.
При этом известный тезис философа П.Успенского «с человеком все случается» предрешает все – человек не может предусмотреть и предвидеть в полном объеме все факторы, влияющие на его жизнь, начиная с расположения планет и гравитации, заканчивая действиями и поступками других людей. И в силу данного обстоятельства человек является заложником окружающего мира, подобно марионетке, человек висит на ниточках бытия и не в состоянии заранее знать, куда завтра поведет его «кукловод».
Такое положение на первый взгляд делает вообще бессмысленными попытки управлять своей жизнью, задаваясь определенной целью и руководствуясь при этом пониманием смысла жизни.
Однако следует вспомнить мудрость ученых Индии: «Цель ничто, движение все».
Двигаясь вперед, совершая поступки, человек постоянно находится в меняющемся мире. Начав движение даже к примитивной цели, при определенных обстоятельствах уже через короткое время он может обнаружить, что в силу изменчивости мира условия движения изменились, да и сама цель уже имеет другое значение и другой смысл.
И в этом случае примитивная цель, на которую настраивается человек, начиная свое движение, не оправдывает ни затрат на ее достижение, ни сохраняет своего значения для человека, а зачастую трансформируется настолько, что кардинально отличается от первоначальной.
Следовательно, цель жизни изначально должна быть такой, что бы, двигаясь к ее достижению, человек понимал, что она постоянно сохраняет свою ценность, реально может быть достигнута на любом этапе движения, независимо от воли человека, является общей для всех людей и имеет планетарное значение. Более того, понимать, что данная цель жизни соответствует принятому за аксиому смыслу жизни.
Исследуя вопрос смысла жизни, философские течения, а особенно основные мировые религии, в своих доктринах подводят к мысли о том, что смысл жизни (а равно и цель жизни) человека на Земле заключается исключительно в развитии нравственного и духовного мира человека.
Об этом же говорят библейские заповеди, которые являются краеугольным камнем православного учения – поступай согласно заповедям и ты достигнешь высшего уровня развития, после чего попадешь в рай.
Пример жизни святых - это пример духовной и нравственной жизни, жизни согласно библейским заповедям.
Попробуем проанализировать отдельные обстоятельства и условия жизни человека.
В период жизни любой человек постоянно реализует себя в поступках, через поступки.
Чем руководствуется человек при совершении поступков, что для него первично и каков механизм совершения поступка?
Принимая решение о совершении поступка, осознанно или неосознанно человек стоит перед выбором о последствиях поступка.
Человек, при совершении поступка, делает выбор, иногда ошибочный, иногда в силу сложившихся обстоятельств, но этот выбор всегда несет в себе элемент духовного и нравственного мира человека.
И  уже в этот момент, момент принятия решения, человек самореализуется как личность.
Не зависимо от мотивации принятого решения в самом процессе принятия решения человек обязательно определяет для себя самого, иногда на  неосознанном уровне, нравственно и духовно ли он поступает.
Последствия принятого решения и совершенного поступка уже не имеют значения, момент истины существует в момент принятия решения о совершении поступка.
И этот момент  каждый раз является главным в жизни человека, он является показателем нравственной и духовной эволюции – человек либо поднимается вверх, либо падает вниз в своем развитии, в своей собственной персональной эволюции.
Даже когда человек стоит перед выбором – должен ли он сохранить жизнь муравью, которого он видит перед собой ползущим по земле, или вправе раздавить его  существует процесс нравственного и духовного осмысления поступка.
Произведения изобразительного искусства, кино, телевидение, художественная литература принимают прямое участие в решении вопроса о формировании духовности и нравственности человека, фактически всегда показывая процесс принятия решения о поступке, мотивацию поступка и его последствия.
Процесс непосредственного совершения поступка лежит в плоскости интеллектуального решения и является отдельным звеном.
При изучении соотношения нравственного, духовного начала и интеллекта при совершении человеком поступков мы приходим к выводу о том, что нравственность и духовность человека при совершении поступков являются определяющими, а интеллект служит средством реализации того, что необходимо совершить в результате принятого решения на основе нравственности и духовности.
Таким образом, становится ясным, что вся жизнь человека -  это цепь совершение поступков на основании имеющейся духовности и нравственности через имеющийся интеллект. Интеллект вторичен (это инструмент), нравственность и духовность первичны.
Но в этом случае следует полагать, что без развития нравственности и духовности нельзя говорить о развитии человека и его эволюции, сохранении популяции человека на земле в данной форме жизни.
Из философский учений следует, что основное направление учений, в том числе, основных мировых религий, - это учение о развитии нравственности и духовности человека, совершенствовании его именно в нравственном и духовном направлении, так как именно эти свойства и качества  являются определяющими как его собственную жизнь, так и жизнь окружающих людей, да и окружающего мира.
Из совокупности поступков отдельных людей складывается жизнь человеческого сообщества на земле со всеми вытекающими последствиями, в том числе с решением вопроса сохранения жизни на земле в целом.
Итак, именно в этом заключается смысл жизни каждого отдельно взятого человека – развитие собственной нравственности и духовности.
Но развитие нравственности и духовности невозможно без совершения поступков, то есть без реализации действий, осмысленных с помощью интеллекта, на основе имеющейся нравственности и духовности.
Таким образом, формально нравственность и духовность неразрывно связаны с интеллектом человека, его уровнем развития.
Религии учат, что духовность и нравственность каждому человеку даны от рождения Богом (Бог вдохнул душу).
Если мы внимательно изучим историю человеческого общества, то обнаружим, что человек (в популяции) эволюционирует как объект физического (материального) мира, но не эволюционирует в области нравственного и духовного.
Изучение человеческой истории от древней до современной показывают, что в нравственном и духовном разрезе (чем руководствовались люди и ради чего совершали поступки) поступки людей в древние и средние века по сути своей мотивации не отличаются от поступков людей современных.
В человеческой популяции по неизвестной причине не происходит общая эволюция нравственного и духовного – опыт нравственного и духовного развития поколений, излагаемый в различных источниках (письменных и устных) по неизвестной причине эволюционно не передается потомкам, не откладывается в генетическом материале, не меняется в объеме своих проявлений. Количество зла и добра, совершенного людьми, всегда примерно равновелико.
Из этого следует, что человек нравственно и духовно как субъект популяции не эволюционирует. Между тем исследования и опыт показывают, что отдельная взятая личность способна в период одной своей жизни изменять свою духовность и нравственность применяя при этом интеллект как инструмент для реализации этой задачи. Однако это происходит как результат индивидуального, кропотливого, как правило, осознанного труда.
Как взаимодействуют при этом базовые составляющие человека – нравственность, духовность и интеллект, где и как хранятся нравственные и духовные критерии конкретного человека, кто отвечает за их применение в организме человека – не известно?
Ясно одно: развитие человеческого общества происходит как результат противодействия разных уровней духовности и нравственности отдельных людей через интеллектуальные возможности человека.
Изучая письменные источники, мы приходим к выводу, что человечество постоянно и безнадежно пытается корректировать процесс духовного и нравственного совершенствования как отдельной личности, так и человеческого сообщества в целом, пытаясь выйти на уровень всемерной духовности и нравственности.
И, тем не менее, по мере усложнения жизни усложняются механизмы противодействия процессу совершенствования духовного и нравственного – появляются все новые способы затормозить процесс и развернуть его в противоположную сторону.
Напрашивается только одно разумное объяснение – человеческое общество в принципе не должно и не может целиком и полностью прийти к единому духовно–нравственному совершенству, это остановит механизм эволюции человека и жизнь на земле, исключит механизм взаимного противодействия, который порождает энергетические потоки, участвующие в физиологической жизни человека и питающие эту жизнь.
Духовность и нравственность являются движущими силами эволюции человеческого общества в целом, сохраняя свою первозданную природу, изменяясь при определенных условиях до определенного уровня у отдельного человека и не передаваясь им по наследству потомкам.
Развивая свои духовность и нравственность, человек тем самым реализует свой смысл жизни – человек перестает быть подобным животному. С помощью интеллекта на основе духовности и нравственности человек продолжает эволюцию человеческого рода на Земле, решая при этом и иную, не очевидную сегодня для него задачу.
Какую? На этот вопрос каждый должен найти ответ самостоятельно, если будет готов к этому.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.