Гимн мотоциклу

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 За время  вояжа на Кавказ три наших  экипажа хорошо притёрлись друг к другу, сдружились жёны, что очень важно в длительном пребывании в одной компании. Узнали привычки и особенности каждого и - что главное в дороге – надёжность и
сходство моделей мотоциклов. Имея одинаковые модели, мы могли распределять между участниками движения необходимые в пути инструменты и зап.части.
Поэтому я решил сменить свою модель ЯВА-250  на модель ЯВА-350 , чтобы возить с собой  одни и те же детали двигателя, всё остальное у этих моделей было идентичным.
Я после поездки не особенно торопился менять модель, но по возвращении домой
получил несколько предложений купить у меня ЯВУ-250. Ещё одно обстоятельство склонило меня сменить модель – у одноцилиндровой ЯВЫ очень сильная отдача в стопу при запуске. Надо иметь очень твёрдую подошву на обуви, в летней обуви  такую ЯВу не заведёшь - отобьёт стопу. ЯВА-350, имея два меньших цилиндра, заводилась даже рукой,  что можно было сделать, не вылезая из седла, простаивая, например, перед светофором или в транспортной колонне.
Будучи известным в городе дамским мастером, я имел обширную клиентуру среди прекрасного пола, представительницы которого работали и работают до сего времени во всех отраслях народного хозяйства.
Гуляя как-то ближе к вечеру по набережной Ялты с супругой, я заглянул на междугородную переговорную и обратился к моей клиентке, дежурившей на линии и она через минуту соединила меня с Киевом – с магазином спорттоваров.
Магазин уже закрылся, но в конторке отдела рассрочки трубку взяла бухгалтер магазина, готовившая отчёт и потому задержавшаяся. На мой вопрос, есть ли у них в продаже ЯВЫ, она ответила утвердительно и, узнав, что звонят из Ялты, поинтересовалась погодой. Обменявшись любезностями, я поблагодарил свою клиентку, пообещав принять её вне очереди в любое время. План у меня созрел мгновенно. Придя домой,  я взял нужную сумму денег и в такси убыл в Симферополь.
Переночевав у отца (после развода с мамой отец проживал в Симферополе в другой семье) я утром умчал в аэропорт и удачно попал на утренний рейс в Киев.
Через час, где-то около одиннадцати, я приехал из Борисполя прямо в авиаагентство на их автобусе. Выйдя из агентства, на противоположной стороне улицы увидел нужный мне магазин.  И пошла  полоса  удач. Заплатив в кассу 730 рублей, я получил чек-квитанцию, взял такси и поехал на базу спорттоваров на другой конец города.
Прибыл во-время, ибо приближался обеденный перерыв и кладовщик мог уйти на обед,
но  опять повезло. У дверей склада прямо во дворе стояло 8 ящиков с ЯВАми – выбирай любой. Я выбрал со светлыми резино-пластиковыми ручками на руле, ибо чёрные иногда пачкали руки. Это мнение сложилось у меня от прежних мопеда и Вятки, хотя моя первая ЯВА руки не пачкала - просто захотелось светлые - эти уж точно не пачкают. .
Тут же нашёлся помощник (на базах всегда   слоняются  люди в надежде заработать на бутылку) и начал разбирать ящик, не сомневаясь в моей благодарности, Кладовщик закрыл склад и ушёл на обед, рядом никем не охраняемые ворота, (подъезжай и вывози всё), но мне чужого не надо – увезти бы своё. Аккумулятор сухой, не залитый,  бак пустой, не залитый – как завести и куда ехать? Но помощник попался толковый – выйдя на улицу, тут же поймал грузовик, через шланг залили литра три в бак, потом он растолкал меня и я попробовал завестись сходу, двигатель завёлся и задымил, но быстро перешёл на почти чистый выхлоп.  Но ездить я не стал, ибо в бензин надо было добавить специального масла в определённой пропорции. Тут же  по взятой с базы доске вкатили мотоцикл в кузов, я рассчитался с помощником  и сказал водителю:
давай на железнодорожный вокзал!  В кузове я сел на сиденье мотоцикла, расставил широко ноги, поставил мото прямо по ходу и с помощью ручного тормоза осуществлял торможение при торможении грузовика. Попетляв по городу с пол-часа,
грузовик выехал на привокзальную площадь и подъехал к грузовому лифту багажного отделения.Водитель  помог мне выгрузить ЯВу по той же доске, получил свои чаевые
и, пожелав мне успеха, укатил.

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Мне снова повезло – один из лифтов был открыт – электрик  налаживал механизм включения. Получив трояк, он отвёрткой замкнул провод  и лифт повёз меня вниз, в багажное отделение. На перроне стоял поезд Львов – Симферополь и мне надо было успеть взять на него билет, чтобы иметь возможность отправить мотоцикл в этом же составе, ибо без билета такой груз отправляют «малой скоростью» неизвестно  как и когда. На мою удачу пришёл мальчик и принёс отцу-грузчику обед и я посадил его на мотоцикл и сказал: сиди и охраняй, получишь на мороженое, а сам поднялся в кассовый зал и всё внутри опало – во все кассы была очередь и если бы я стал в неё, то поезд, стоявший в Киеве три часа, ушёл бы без меня.
И снова повезло. Я обратил внимание на зевающего у одной из касс вокзального милиционера  и взял быка за рога –  вынул две десятки и говорю: срочно билет до Симферополя, любой, но на сейчас, ибо надо успеть оформить мотоцикл к погрузке
сдачи не надо ( билет стоил 12 рублей). Он тут же зашёл с обратной стороны в кассу и через минуту вышел с билетом, молча вручил его мне и отвернулся, будто ничего не произошло.
Я  ринулся вниз, в багажное отделение, дал мальчику рубль и покатил  мотоцикл  к лифту наверх. Проделав ту же операцию, электрик поднял меня с мотоциклом на перрон и я покатил его к багажному вагону. Вагон был почти пустой – почта и киноплёнка в коробках в одной половине – вторая пустая. Спросив, нет ли в баке бензина, кладовщик  показал рукой: вводи и давай в угол. Специальные чалы – плоские, но прочные ленты – висели по стенам вагона и я привязал ими, задвинув в самый угол, мотоцикл. Ещё находясь в вагоне, я услышал гудок тепловоза и выйдя, быстро пошёл по перрону в поисках вагона пассажирского, что оказался недалеко.
На этом эпопея не заканчивалась. Всю ночь тепловоз оглашал окрестности мощным басом гудка, и вот Симферополь, а дома, как известно, и стены помогают. Помогли и на этот раз, хотя весьма своеобразно.
Выйдя на перрон, я пошёл к багажному вагону и...оба-на! Багажный вагон стоял вне перрона и его пол оказывался у меня перед грудью. Опять повезло – к нему подъехал электрокар с ящиками с электромоторами и эта «стопка» ящиков была как раз на уровне пола вагона. Пришлось  договариваться с водителем электрокара, чтобы он, в нарушение инструкции, взял меня с мотоциклом и подвёз к перрону. Никто из нас не подозревал,  чем это чревато. Как только кар пришёл  в движение, ящики начали качаться и  мне едва удалось удержаться самому и удержать мотоцикл. Хорошо, что перрон  был недалеко и я с облегчением выкатил на него мотоцикл, а автокарщик поехал обратно выгружать ящики. Теперь надо было завести мотоцикл и продолжить движение до Ялты уже своим ходом. Рядом на перроне(опять повезло) был пункт  для зарядки аккумуляторов электрокаров и мне дали концы «прикурить». Теперь надо было добраться до ближайшей  АЗС  и  залить в бак бензин и масло для двухтактных двигателей. Всё время делая прогазовки,  чтобы двигатель не заглох, я проехал город и выехал на трассу.  Заправившись  нужной смесью, я покатил по шоссе, чувствуя в руках мощь и грациозность своего коня. В Марьино меня остановил ГАИшник и пока я доставал документы – права и купчую, двигатель заглох. И когда меня с миром проводил инспектор, я, набравшись нахальства, сказал ему – надо бы толкнуть меня, что он, к моему удивлению, и проделал.  До самой Ялты  я уже ехал без всяких препон.
               
                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Теперь надо было правильно обкатать новую  модель.  Навык ухода за  ЯВОЙ  у меня   уже наличествовал, надо было только приноровиться  к новой  модели и, как говорят, тщательно изучить МАТЧАСТЬ. Тут мне снова повезло. На нашей улице
находился главный офис  СОЮЗПЕЧАТЬ  и завом была опять-таки моя клиентка.
Наблюдая за моими частыми выездами и заездами во двор, она предложила мне подписку на  издаваемый в ЧССР журнал МОТОР РЕВЮ, предназначенный для 
распространения в СССР. Полиграфическое исполнение журнала было высокого качества – глянцевая цветная обложка и мелованая бумага, где были статьи по уходу и обслуживанию всего спектра поставляемых в СССР машин и мотоциклов, а также спортивное обозрение, рассказы и впечатления авто и мотовладельцев. В общем, журнал был интересный для многих категорий читателей.
Но самым главным его достоинством было включение  в каждый номер статей по
ремонту и необходимому оборудованию для ремонта, сборке и разборке двигателей и других агрегатов  мотоциклов  ЯВА  и ЧЕЗЕТ и выполнены они были на отдельных вставках, таким образом их можно было аккуратно извлекать из журнала и использовать для применения при самостоятельном ремонте. Я с техникой на ты был с самого детства. На нашей улице я всем пацанам ремонтировал велосипеды и даже  собрал несколько штук из разных запчастей, найденных нами на чердаках и в подвалах.
Да и с предыдущими своими транспортными средствами  я уже обращался на почти профессиональном уровне. Не занимался только сварочными работами за неимением места и оборудования. За несколько лет подписки я извлёк статей на две хороших книги, благо, что формат журнала был подходящим для таких целей. Как-то случайно приобрёл небольшую  брошюру по  переплётным работам и ремонту книг в домашних условиях  и собрал их. Теперь у меня в руках было подспорье из фактических данных по всем деталям мотоцикла, их размерам, способам комплектации и т.д. и т.п.
Свою ЯВУ-350 я ремонтировал и обслуживал сам  и за 13 лет каждодневной эксплуатации продал её в таком же состоянии,  как при покупке, только без запаха.
Поясню: как каждая машина, так и каждый новый мотоцикл имеют свой заводской запах –краска, кожа или заменитель кожи – всё пахнет некоторое время, даже помещение гаража пропитывается этим запахом. Вскоре запах постепенно слабеет и улетучивается,  мы привыкаем и уже не чувствуем, хотя он ещё долго присутствует. У краски ЯВЫ был свой специфический запах и я его распознаю среди других даже сейчас – через пятьдесят лет. Через год – в 1966 году я наметил «сгонять» в Москву.
 В нашей коммуналке было три семьи и у соседей гостила дочь с мужем из Москвы и они пригласили меня и ещё одного нашего соседа посетить Москву, пообещав нам кров и все удобства на недельку.
Тогда это было очень просто – одна страна, одна валюта и никаких таможен.
И вот  мы с соседом  (мне двадцать девять, ему тридцать четыре года) мчим на моей ЯВЕ по московской трассе (так называлась трасса Симферополь – Москва) и выйдя через Чонгар на территорию Украины,  вынули из глушителей вставки (флейты)  и помчались к цели, выдавая повышенные децибелы, но тем самым разгружая двигатель и
экономя топливо  процентов на десять-пятнадцать, хотя это уже был бзик – какая экономия при цене бензина в 7 копеек за литр и 200 граммов масла за 15 копеек на весь бак. Но драйв прежде всего. Подъезжая к каждому крупному городу, если дорога вела через центр, я в течение минуты вставлял флейты на места и мы проходили  его в штатном  режиме, не привлекая внимания гаишников. За Мелитополем заночевали в лесополосе.  Вдоль всей трассы с обеих сторон в лесополосах при строительстве дороги было высажено много фруктовых деревьев: слив, абрикоса, ореха лещины и грецкого, вишни и даже виноградных лоз в южной части (Крым и Юг Украины). Дело было в августе, так что абрикосов было много. Сосед только удивлялся моей сноровке и умению обустроить бивак. Потом и ему этот опыт пригодился.

                ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Утром помчались дальше. Харьков обошли по окраине,На подходе к Курску начало смеркаться, включил фару. И тут начало моросить и вскоре пошёл несильный дождь.
Совсем  стемнело, фары встречных автомобилей слепят, капли дождя сдуваются  по козырьку кепки на глаза и появилось ощущение, что нас «носит» по дороге.  Нутром чувствую неладное и осторожно торможу, ставлю  ноги на дорогу и…о, ужас! – ноги разъезжаются – на дороге масло. – съезжаю на обочину и ищу место для ночлега. На наше счастьев впереди показалась небольшая ротонда на опушке лесного массива -  отсюда начиналась узкая дорога  к дому отдыха местного значения с небольшим озерком и стадионом, как потом выяснилось. Закатили туда мотоцикл и залезли в спальные мешки.
Утром предстала следующая картина: два разбитых грузовика и легковая «Победа» в кювете неподалёку, ГАИшники, скорая и дорожные рабочие засыпают песком и скатывают какое-то масло. У проезжавшей цистерны, перевозившей рыбий жир,  открылся кран и на протяжении нескольких километров поливал дорогу. Идущие сзади машины посигналили водителю, он остановился и предотвратил дальнейшую течь.
Мы въехали как раз в начало полива и потом уже ехали недолго по обочине.
Над нами летел Ангел-хранитель (с неких пор я в это верю безоговорочно). При заходящем солнце мы въехали в Москву И тут начались заморочки большого города.
К этому времени я уже был в команде мотовзвода Общественной Автоинспекции и у меня был специальный технический талон, в котором никакой автоинсектор не мог сделать просечку за мелкое нарушение правил движения, а только составить протокол и направить его в Ялтинскую ГАИ. И вот для чего я об этом упоминаю.
По варшавскому шоссе нам надо было въехать в город и свернуть на Люсиновский проспект, далее свернуть на Люсиновскую улицу и найти нужный дом. Подъезжаю к АЗС, запрвляюсь и хочу продолжить движение. Заходящее солнце освещает косыми лучами площадь, никакой дорожной разметки не видно, висящих знаков нет, обстановка мне незнакомая. Однако знаю, что надо ехать прямо ещё какую-то часть пути и я напрвляюсь в ближайшую улицу. Проехав буквально с десяток метров, вижу, как навстречу мне летит трёхрядный поток машин. Я успел сориетироваться и резко свернул на низкий тротуар и остановился. Слышу свисток и ко мне подбегает регулировщик и начинает поминать чью-то маму. Моё нарушение тянуло на 30 копеек, но он вознамерился сделать мне просечку в талоне и…облом – талон непросечный. Он в недоумении и я показываю ему удостоверение ОАИшника и начинаю наступать, что, мол, разметки никакой, знака нет, как  иногороднему действовать в такой обстановке?!!
Говорю ему адрес и он, успокоившись, толково разъяснил мне дальнейший маршрут.
Расстались по-доброму. Пятеро суток моя ЯВА провела на кухне цокольного этажа, пока мы знакомились с достопримечательностями и магазинами Москвы. Шестое чувство подсказало мне купить  мотошлем и в сентябре 1966 года (через месяц)  вышел приказ ГАИ СССР об обязательном ношении мотоциклистами защитных шлемов при езде.
Наша культурная программа была насыщенной: Третьяковка, Пушкинский Музей, Дворец съездов, где мы слушали и смотрели «Риголетто», а в антракте съели по две порции  блинов с чёрной икрой по 70 копеек за штуку – (по три штуки в порции).
Домой вернулись за двое суток, проходя за день по 750 километров  без  каких-либо
запомнившихся приключений, кроме неглубокой царапины на шлеме, который я надел для форса. Идя на хорошей скорости ещё в подмосковье, застал врасплох сидевшую на дороге ворону, которая успела в последний момент взлететь и пройтись когтями по краю шлема, я машинально пригнул голову и тем спас лоб и глаза.
Царапина  была долго заметна, пока я ни извёл её наждачной шкуркой и ни перекрасил шлем в другой цвет. Он до сей поры лежит у меня в мастерской  как память о московской одиссее.

                *****************************


Рецензии
Адольф, вот и нашла я в Вашем повествовании то самое подходящее слово, описывающее состояние мотоциклиста: ФОРС!
Молодость-молодость!
Как ты прекрасна!
Преодолеть столь большое расстояние, рискуя самой жизнью - это не только желание скорости, это еще и большое мастерство вождения.
Ходил анекдот, в котором ГАИшник звонил в магазин, спрашивая, сколько ЯВ продали. Получив ответ, сообщал, что осталось еще пара мотоциклистов на ходу, остальные уже попали в ДТП.
Скорость этих мотоциклов часто вызывала эйфорию у владельцев, трудно было, видимо, удержаться и не рвануть вперед на высокой скорости на шикарной машине!
Вот только обратать железного коника не всякому было дано!
Прочла в напряжении. И не обманулась: надо же, разлив на шоссе рыбьего жира!
Разве можно было даже предположить подобное?!
Повезло!
С уважением - Я.

Наталья Малиновская   22.06.2022 05:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.