Рав Шломо Маджески. Хасидский путь к счастью

http://chassidus.ru/philosophy/majesky/
Глава 7. Контролировать мысли. Часть 1

Контролировать свои мысли
Мы сказали, что человек должен постоянно пребывать в радости, сознавая, что все, что происходит в его жизни – приходит Свыше, и ничто не случайно. Однако, задача состоит в том, чтобы это абстрактное сознание начало реально воздействовать на нашу эмоциональную сферу. Человек чувствует себя разбитым и сломленным, когда какое-то трагическое событие происходит в его жизни, несмотря на то, что он осознает, что все – от Вс-вышнего. Что лежит в основе подобных чувств? Само происшествие, или наше личное отношение к нему?

Поясним вопрос: предположим, с человеком происходит нечто, но у человека недостаточно интеллигенции, чтобы понять, что происходящее причиняет ему ущерб. Такой человек не почувствует боли. Когда мы ощущаем боль? – Лишь когда мы осознаем смысл случившегося. Шломо а-мелех уже сказал, "чем более знания, тем более боли". Таким образом, когда человек чувствует боль, у этого есть две причины – само болезненное происшествие, и осознание его горестного смысла.

Когда мы сказали "осознание" – мы имеем в виду способность человека постигать. Но здесь есть еще один момент. Есть возможность, что человек, способный постичь болезненность ситуации, тем не менее, выберет не принимать глубоко это постижение. Ибо все время, пока он обращает внимание на то, что происходит – он с необходимостью чувствует боль. Но он может решить не обращать внимания на это – не обращать внимания на то, тчо произошло. Если он сумеет овладеть своим мозгом, и повернуть свои мысли в другую сторону – то он не будет чувствовать боли.

Ребе из Ружин был одним из самых выдающихся Адмурим хасидизма, он сочинил множество чудесных нигуним. В старости ему должны были сделать операцию. К великому сожалению, болезнь настолько ослабила его, что врачи опасались сделать ему анестезию, ибо они не были уверены, что он сможет проснуться после нее. Но операция была необходима, ибо, по их мнению, у него не оставалось много шансов выжить, если он не будет прооперирован.

Врачи спросили у самого Ребе, что им делать, и он предложил совершенно особенное решение: он начнет сочинять хасидский нигун, и когда врачи увидят, что он погружен в нигун, они могут начать его оперировать без наркоза.

И так сделали. Он начал сочинять нигун, и, пока шла операция, он пел нигун и не чувствовал боли. Этот нигун сохранился до сих пор. В нем есть тридцать шесть "батим", ибо операция шла не мало времени.

Это не сипур про Ребе и про "чудо". Он, конечно, был цадик, и делал немало чудес, но история, которую мы описали выше – вполне естественна. Он настолько сосредоточился на нигуне, что не замечал ничего другого, и поэтому также совершенно не чувствовал боли.

Мы не Адмурим, и подобная степень сосредоточенности превышает наши возможности, но мы можем обнаружить подобные явления также в нашей собственной жизни. Возьмем следующий пример: человек возвращается домой с работы. Когда он ехал на поезде домой, произошло что-то, что очень разозлило его, и он входит в дом очень разозленным. В этот момент звонит телефон. Это был товарищ, с которым он не разговаривал уже несколько месяцев, и он сейчас позвонил из другого города. Два друга начали беседовать, и их беседа продолжалась около получаса. Когда наш знакомый положил трубку, он вдруг понял, что последние полчаса он не находился в гневе. Но ведь разгневавшее его событие осталось на своем месте, телефонная беседа не изменила его. Но – она изменила направление его мыслей. Когда он разговаривал – он совершенно не думал о том, что произошло в поезде.

Это объясняет также то, что есть люди, которые пережили самые ужасные эпохи – как Катастрофа, например – и способны, тем не менее, найти в себе силы и построить заново свою жизнь и жизнь своих семей. И с другой стороны есть такие, которые всего лишь потеряли связку ключей от машины, и это погружает их в глубокую депрессию.

Важнее всего не само происшествие, а то, насколько человек позволяет ему воздействовать на себя. И это ведет нас еще к одному важному моменту. Иногда мы держимся за воспоминания о некотором неприятном происшествии куда больше, чем данное происшествие заслуживает. Мы продолжаем думать о нем днем и ночью, утром и вечером. Непрестанная мысль о происшедшем, укрепляет и усиливает связанную с ним боль.

Есть другой путь. В тот момент, когда мы прекратим об этом думать – прекратится боль. И тут многие из нас делают принципиальную ошибку. Большинство людей считают, что они способны властвовать над своими делами и речью. Они знают, что они способны решить, делать ли что-либо или нет; говорить что-либо или не говорить. Но в отношении мысли – они уверенны, что перед ней они беспомощны, ибо над мыслями невозможно властвовать.

Так думать – большая ошибка. Конечно, это трудно – управлять своими мыслями. В отличие от речи и действия – мысль никогда не останавливается: нет такого момента в сутках, когда человек прекратил бы думать. Но – о чем он будет думать – находится в его власти. Он может сосредоточиться на определенных мыслях в соответствии со своим выбором.

Если бы только человек понимал, что он способен прекратить думать о некотором неприятном событии – он немедленно бы оставил эту мысль. И в тот момент, когда он оставит ее – он уже не будет так сильно чувствовать боль и горечь. Что мы имеем в виду, когда мы говорим, что нам следует оставить и отвернуться от не-желательных мыслей?

В Тании, когда Алтер Ребе говорит о человеке, которому приходит в голову дурная мысль, он говорит: "и немедленно, как только она поднимется туда, отталкивает ее обеими руками и отвлекает свою мысль". Его слова намекают, что есть две возможности: оттолкнуть мысль одной рукой, или оттолкнуть мысль двумя руками.

В чем различие? В действительности, когда происходит что-либо, даже если это нечто, о чем мы не хотим думать, это требует от нас внимания; естественно, наш мозг занят мыслями об этом. Существуют три пути, как бороться с этими мыслями. Первый, принять их, и продолжить думать об этом, несмотря на сознание того, что эти мысли не-желательны. Однако, такой подход побуждает, фактически, эти мысли возвращаться снова и снова. На что это похоже? На человека, к которому время от времени приходит домой некто докучливый. Этот некто настойчиво звонит в дверь, и требует, чтобы его пустили в дом, и уделили ему внимание. Хозяину отнюдь не нравится компания этого зануды, но он не знает что делать.

Есть перед ним три пути. Самый простой из них – когда гость звонит в дверь – пустить его внутрь. Он не знает, как избежать этого. Он усаживает гостя в салоне, предлагает ему стакан кофе с пирогом, и беседует с ним пару часов. Хотя хозяин чувствует себя неловко, но гость как раз чувствует себя отменно. Он получил внимание, на которое он претендовал. Ему оказано уважение. Он уж точно не чувствует, что его не хотят видеть снова. Несомненно, получив такой прием, он захочет прийти вновь и вновь.


Рецензии