На посошок
устроили хорошее угощение учителю Илье Ивановичу, чтобы тот дал роль их сыну. В комедии «Вздорщица», что намеревались ставить в классе, ролей было мало, всего восемь, а желающих - полным-полно, все хотели играть.
И вот выставили на стол доброе угощенье: зажаренную утку, грибочки, помидорчики, огурчики там всякие. Ну, и, само собой, водрузили бутылку – «для порядка». А как же без нее, родимой?
Выпили, как водится, и по третьей, и по четвертой, хорошенько закусили, пора и честь знать. Я и «отправил» Илью Ивановича домой в хорошем настроении и добром здравии.
Потом, тщательно вычитывая свежесочиненную главку, что-то засомневался. Как-то быстро у меня все вышло: раз, раз,- и домой. Не по- русски это. А посидеть, а поговорить? Да хороший хозяин никогда гостя быстро не отпустит. Причем, такого нужного, как учитель. Нет, нет, надо что-то добавить.
«На посошок!- стукнуло мне в голову. - Точно!»
Добавил. Поставил на пути культурно раскланивающегося учителя гостеприимного хозяина.
- Нет, нет, Илья Иванович, увольте. Не отпущу. Да вы что? А на посошок? Как же без посошка? Посошок – святое дело!
Пристыженный святостью посошка, интеллигент сел на место.
Пропустили «посошок». Вытерев губы, с чувством выполненного долга Илья Иванович двинулся домой.
И я вроде как исполнил свой писательский долг – оживил, подкрасил сценку. О чем с гордостью и поведал как-то после баньки своим друзьям – под пивко, водочку, как полагается.
- Да ты что?- подняли меня на смех.- Издеваешься над людьми? Гостю положено предложить еще и стременную.
-Какую такую стременную?
-Не знаешь? Ну, ты даешь!- пристыдили меня.
И просветили, что «стременная» – это, значит, стремя в дорогу, конь в седло.
- Стременная, брат, это такое дело! Как без стременной? – в умным видом наставляли меня народные редакторы.- Вставь! А то и разговаривать не будем.
Я вновь воротил достопочтенного Илью Ивановича за стол. »Поднес» ему, как он ни отнекивался, « стременную». Я же автор, что хочу, то и ворочу, куда он от меня денется?
Если до этого глазки у моего учителя только поблескивали, то теперь их чуток подзаволокло. Все же он держался бодрецом. Таковым я его и выпроводил.
Через пару дней на чьем-то дне рождения я поделился с народом своими познаниями о «стременной».
- А ты знаешь, что есть еще и « забугорная»? – тут же осадили меня.
-Забугорная?
-Ну да. Это когда человек как бы за бугор отчаливает, надо его хорошенько проводить, погладить дорожку.
Да уж… Провожать у нас умеют - не умеют, во всяком случае, любят. Ужас, как любят…
Если «стременная» мне подошла решительностью и стремительностью , то «забугорная» - некой туманностью, загадочностью. Ну, как не вставить? Вставил.
После того, как учитель, кроме посошка, хлебнул «стременную» и закусил «забугорной», он уже еле встал из-за стола. Держась за стенку, еле передвигая ноги и едва ворочая языком, бедняга поплелся восвояси.
Я думал, на этом все и закончилось. Ан, нет! Едва я упоминал «посошковую» тему, мне тут же, как дровишки в костер, подбрасывали все новые и новые присказки. Я узнал, что «в хорошей хате меньше трех стопок не наливают», «хороший гость меньше пяти стопок не выпивает», а « меньше восьми стопок из-за стола не встает».
Я радостно потирал руки. Вот она, неприкрашенная правда жизни! Пропустить такие народные перлы? Да «ни в жисть»!
Еще мне напомнили «где пьют, там и льют», «на брудершафт», «под грибочки –святое дело». И в памяти моей стало всплывать нечто подобное. «Между первой и второй перерывчик небольшой»»- вспомнил я.
Мои познания на застольную тему росли вглубь и вширь. Узнав о моем собирательстве, друзья, родственнники, порой даже незнакомые люди считали своим долгом пополнить мою растущую как на дрожжах коллекцию. На правах собирателя народной мудрости я кое - что даже стал браковать и отбрасывать в сторону как не вписывающееся в контекст моей «пьяной» главы.
Так, я зарубил «Ты что, ранцы попутал? «Ранцы» идут от первой мировой войны. Вроде бы они у солдат были разные, и попутать их - значило накачаться вдрызг, до такой степени, что служивый уже не мог различить, где свой, а где чужой. Ну, а у меня на дворе не двадцатый, а девятнадцатый век, о каких тут ранцах может идти речь?
Я перекраивал главу чуть ли каждый день, пересыпая ее все новыми и новыми перлами. Не выдержав обрушившейся на них накачки, мои герои стали слабеть прямо на глазах. Они вышли за рамки приличия, даже агрессия появилась. Александр, хозяин дома, стал покрикивать и безотчетно махать руками. Учитель, икнув, подозрительно покосился на хозяина. Что-то, явно нехорошее, зрело у них в головах…
Я мог бы осадить своих героев, выбросив пару-тройку жемчужин народного творчества. Но у меня не поднималась рука. Наоборот, решил подбавить жару. Ну, как я мог проигнорировать подаренную мне другом Васькой настоящую находку про «покрепить и разбавить»?» «Покрепить»- это добавить в пиво водку, «разбавить» же – наоборот.
Правда, подумав, я все же решил не «крепить» и не «разбавлять». Иначе мои герои, хлебнув «ерша», вообще из-за стола не встанут. Хотя как там? «Водка без пива – деньги на ветер…» Но это, пожалуй, родилось уже в наши дни. Нет, нет, не годится.
Все. Вроде бы я уже достаточно насытил главу разными шуточками, прибауточками. Вместо одной-единственной добропорядочной фразы «на посошок» вон сколько всего выросло! Но вот как теперь выпроводить из-за стола достопочтенного Илью Ивановича? От чрезмерного возлияния он даже пару шагов самостоятельно не мог сделать.
Как мне не было больно и жалко, я решился. Поднял безжалостно руку – и чирк, чирк,- выбросил одно, другое, третье. Оставил самое- самое.
Илья Иванович сразу ожил, порозовел, лицо его приняло осмысленное выражение. Тут же, пока на него снова не насели с разного рода «стременными» и «забугорными», схватил шапку, боком-боком, и - деру.
Совесть моя была чиста.
Сразу же, пока не накидали новых народных «творений», от которых, как алкашу от стопки, трудно отказаться, я понес выстраданную главу на вычитку своему другу писателю Александру Балашову.
«Написано со знанием дела…» - сделал он на белом поле многозначительную пометку.
А другой товарищ, писатель Иван Зиборов, похвалив за глубокое проникновение в жизнь, все же сделал выговор:
- И что ж ты учителя так накачал?
01.11.2016 г.
Свидетельство о публикации №217021802236