Нет писателя без ритма...

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам. Иоганн Гёте. // Кажется, Скрябин назвал ритм «заколдованным временем». Это гениально сказано! Всеволод Мейерхольд. // Ритм накладывает туманное покрывало на реальность, он побуждает к некоторой искусственности речи и неточности мышления. Фридрих Ницше. // Чаще всего ощущение ритма приходит раньше написания. Маяковский вытаптывал, выборматывал, бессловесно мычал свои будущие стихи, прежде чем найти им словесное выражение и положить на бумагу. И проза в такой же степени пронизана ритмом. В прозаической речи он менее бросок, не столь ярко выражен, но так же обязателен. Нет хорошего писателя без чувства ритма. Пишущий озабочен поточностью речи, музыкой всего произведения. Илья Бражнин. // «Гора» столько раз переписана, что и счёт позабыл. Это верно, стиль местами достигает «музыки, и тебе делает честь, что заметил эту «музыкальность языка», которая идёт к этому сюжету, как речитатив. То же есть и в «Памфалоне», только никто этого не заметил. Там можно скандировать и читать с каденцией целые страницы. Николай Лесков. // Я пишу не для чтения глазами, а для читателя, внутренне произносящего мой текст. Андрей Белый. // «Для  слуха», а не «для глаз» призывал поэтов писать Александр Пушкин. Поэзия в большинстве случаев рассчитана на чтение вслух. Важным компонентом стихотворения является его ритмический строй, который не всегда и не всеми должным образом воспринимается при чтении про себя. Ритм, рифмы, мелодический рисунок стиха требуют декламации. Аркадий Крундышев. // Очень часто я читаю вслух. Именно тогда я замечаю погрешности в ритме. Музыкальное восприятие текста, таким образом, помогает мне обогатить язык и семантически. То и другое глубоко связано. Хулио Кортасар. // Можно мерить фразу и флоберовской мерой – длиной дыхания, что-то в этом физиологическом обосновании есть. Варлам Шаламов. // Поверяя себя, Флобер читал свою прозу вслух. Говорил, что настоящая фраза не должна мешать дыханию. Он постоянно заботился о ритме, этом необходимом элементе стиля, передающем физическое ощущение движения. Юрий Бондарев.


Рецензии