Перевал Казнок

  Заглянув в стоящий на примусе котелок Миша сказал:
- Девочки налево, а мальчики — направо.
Раздался дружный смех.
  Мы с Леной в недоумении посмотрели налево. Спрятаться практически негде. Склон с редкими небольшими камнями. Один из которых только и мог быть прикрытием.
- А что не так? - заглядывая  в котелок произносит Елена и  вытряхивает из банки тушенку «Великая китайская стена» в уже кипящую с макаронами воду. Мне захотелось тоже сунуть нос в котелок, в котором кипящая вода начинала принимать цвет разбавленного молока.
- Вода то кипит, а котелок не очень горячий... - прыснул Санька.
- Смотрите, здесь ревень! - обрадовалась я как старым знакомым и  сорвала несколько тощих листочков, им явно не хватало воды.
 - Дикий ревень — это  здорово, можно сварить!
  Мы уже несколько дней в пути и успели истосковаться по свежей пище.
- Тебе и без ревеня будет весело рассмеялся кто-то из ребят.
 Мы сидели на небольшой площадке на склоне горы. Завтра переход через перевал самый серьезный на всем маршруте. Нужно хорошо отдохнуть.
 Против перевала своей недоступностью сверкали снежные вершины. На одном из выступов пониже на площадке темное пятно. Приглядевшись, я толкнула Ленку в бок:
- Смотри, смотри…
- Ребята, горный козел!!!
  Он стоял как на картине в профиль созерцая свои владения. Темный силуэт с  гордо поднятой головой  с  крутыми рогами закинутыми за спину четко был виден на ослепительно белом фоне гор. 
  Это сказочное видение длилось не долго. Словно что-то почуяв гордый красавец исчез из виду.
 
  Посетовав что фотоаппарат не возьмет это  пятно, ребята поставили палатки. И вскоре мы не сговариваясь уже дружно сопели в своих спальных мешках.
Как не хотелось утром просыпаться после затяжного подъема по склону. Маршрут еще на несколько дней, а силы у нас  с Еленой на исходе. Ребята берегут нас, давая выспаться по утрам. И только когда готов завтрак к нам в палатку заглядывает Михаил и говорит:
- Подъем!

  После завтрака мы уже шли на верх осторожно по сыпучей горной насыпи. Вот уже виден перевал. Еще чуть-чуть, но без ледорубов здесь не пройти.
  Юра и Виктор, взяв ледорубы, ушли вверх на разведку. Мы ждали.
Вскоре они появились из-за каменных глыб.
- Там грот, такая красота, но не пройти, только тут…

  И снова вверх, теперь уже в связке. Лена с Мишей, а я с Санькой.
Ледоруб на двоих только один.
 Уклон пока не очень большой. Вот Санька поднимается, а я вся сжавшись, цепляюсь за края каменного пласта,  жду команды идти. Санька спасти меня сможет, а я…, что я смогу сделать если он вдруг поедет вниз. Надежда только на вбитый крюк.  Выдержит ли он нас двоих?..
От таких мыслей мне становится не хорошо, я прогоняю их и еще сильнее прижимаюсь к камням.
- Иди, - кричит Санька и я начинаю двигаться, осторожно добираюсь до него, закрепляюсь, и все повторяется снова. А не далеко от нас такая же картина  у Миши с Леной. И вот, наконец, перевал. Снег уже совсем рядом. Какое чудо смотреть на вершины, которые стали чуть ближе. Снег с другой стороны перевала пахнет свежестью и арбузами.
Короткий отдых и спуск не менее опасный. Опять связка… Опять напряжение, ожидание и, наконец-то, мы каждый сам по себе. Чувство облегчения, но не надолго.
 Подскользнувшись, казалось бы на ровном месте, под тяжестью рюкзака я  еду вниз. Сразу вспомнила тренировку и распласталась на снежнике.  Все произошло так неожиданно что испугаться не успела. Скорость не большая, но в ту же минуту Санька поднимая снег, опережает меня, и я упираюсь ногами в его ледоруб.
- Как ты успел?
Он молча протягивает мне руку.
 
 А на проталинке, метров через пятьдесят, справа у скалы, цветет эдельвейс.
Я уже улыбаюсь: все страхи позади. Маленький смелый цветок, больше похожий на крохотного цыпленка закутанного в светлую пушистую зелень. Вот они какие горные эдельвейсы!
 
Передохнув и выслушав справедливую нотацию от Михаила мы идем вниз. Впереди стоянка у горной реки и новые приключения.

1970 г.  Памир.


Рецензии