Воспоминания. Часть10. Преподавательская работа

        Наступило время развала СССР и экономики страны; вместе с этим сократилось или вовсе прекратилось финансирование научных учреждений. Нужно было подыскивать себе работу.

        Осенью 1992 года я был приглашен на работу в качестве технического директора ООО «Колымазолото», занимавшегося добычей россыпного золота. На этом предприятии я проработал один год, но и оно рухнуло из-за экономического кризиса, охватившего также и золотодобывающую промышленность. Достаточно сказать, что в те годы среднегодовой объем добычи золота в области сократился в три раза.

        Чтобы не остаться совсем без работы, мне пришлось принять предложение директора школы-лицея №27, в котором училась моя младшая дочь, и с осени 1993 года пойти преподавать предмет «Окружающий мир» в 5-6-х классах (до этого я один год вел этот предмет там же по совместительству).

        Этот предмет дает учащимся разнообразные, можно сказать, обширные знания о природе Земли и даже – Вселенной. Изучали они его с большим желанием. В частности, особый интерес у них вызывали образцы горных пород, минералов и руд, характерных для нашей области, коллекцию которых я составил и разместил за стеклами шкафов.

        Вскоре я освоил преподавание географии в 6-9-х классах и еще несколько лет дополнительно вел в 5-7-х классах предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

        Мои ученики показывали хорошие знания на городских и областных олимпиадах по географии и даже завоевывали призовые места, включая и первое.

        Еще одним личным достижением я считаю то, что в течение двенадцати лет работы в школе я не пропустил ни одного урока по каким-либо личным причинам (болезнь, внеочередной отпуск и прочее). 

        Работа учителя очень нелегка. В ней чрезвычайно важно найти общий язык с детьми, заинтересовать их своим предметом. Мне это особенно удалось в преподавании такого, казалось бы, второстепенного предмета, как ОБЖ.

        Вести его я вызвался сам, так как руководство лицея не могло подыскать преподавателя на вакантную должность, и этот предмет вынужденно заменялся другими уроками.

        Для школы предмет ОБЖ тогда был новым, и я подумал, что его можно сделать интересным. Тем более, что каких-то обязательных программ и жестких требований по этому предмету тогда еще не было, и, следовательно, я был свободен в своих действиях.

        К каждой учебной теме я старался подобрать рассказ об интересном случае из моей жизни или из приключенческой литературы, обещая ученикам рассказать о нем в конце урока. Конечно же, при условии, что они будут старательно выполнять мои задания! Дети предмет обожали, трудились, как пчелки и проблем у меня на таких занятиях никогда не бывало.

        Иногда мне приходилось замещать уроки других учителей и тогда, войдя в учебную аудиторию, я задавал всему классу вопрос: какой предмет, в данном случае, они предпочтут: географию или ОБЖ?

        И дети, нисколько не сомневаясь в своем выборе, радостно и дружно скандировали:

        – ОБЖ! ОБЖ! ОБЖ!

        И, к удовольствию обеих сторон, я проводил урок, не ограниченный по тематике какими-либо плановыми или программными рамками.
 
        А вот, оплата работы учителей в 90-е годы была чрезвычайно низкой, и, чтобы хоть как-то обеспечить семью, я соглашался вести по 12 уроков в день, чувствуя себя к концу дня совершенно измотанным.

        Далее, мне хочется сказать несколько слов о широко обсуждаемой проблеме единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Дело в том, что несколько раз я был членом комиссии по приемке ЕГЭ по математике (как педагог, не имеющий отношения к точным наукам).

        Десятки раз я принимал и традиционные экзамены по географии, а также участвовал, как член комиссии, в приемке экзаменов по другим предметам. В итоге, я пришел к выводу, что ЕГЭ является самым объективным способом оценки уровня знаний учащихся.

        К примеру, на каждом таком экзамене я наблюдал парочку учеников-бездельников, которые ознакомившись с заданием ЕГЭ, тут же вставали и уходили из аудитории, понимая, что оно им не по силам.

        Конечно, ЕГЭ необходимо совершенствовать, но и сейчас его методика позволяет избавиться от предвзятого подхода учителей к некоторым ученикам. Например, к детям своих родственников, работников школы, состоятельных родителей и местных чиновников.
 
        Но, главное, на таких экзаменах объективно выявляются наиболее способные выпускники не просто в масштабах класса или школы, а в целом по стране. А это важно при наборе студентов в ВУЗы.

        Все годы моей работы в школе-лицее, я продолжал заниматься наукой и изобретательством. В связи с этим, летом 1994 года по заданию одной инновационной фирмы я совершил двухнедельную поездку по Аляске, где познакомился с новыми технологиями добычи россыпного золота.

        Большое впечатление в этой поездке на меня произвели уровень жизни американцев, их позитивное отношение к труду, чистота улиц населенных пунктов, качество автомобильных дорог, огромное число частных самолетов, а также природа Аляски.

        Этот полуостров расположен севернее нашего Охотского побережья, но климат там мягче, а растительность богаче. Например, вместо лиственниц, освоивших нашу вечную мерзлоту, на Аляске растут ели. А в Анкоридже, возле гостиницы, я увидел огромный куст цветущей сирени и не упустил момент сфотографироваться возле него.

        Побывал я и в описанных Джеком Лондоном легендарных районах золотой лихорадки конца XIX века: на реках Юкон и Танана, в городках Фэрбенкс и Форт-Юкон.

        Не хочу обидеть представителей коренных народов Северо-Востока нашей страны, но меня очень порадовал облик североамериканских индейцев. Внешне они выглядят ничуть не мельче и не слабее представителей европеоидной расы.

        По-видимому, американское общество обеспечивает достаточно высокий жизненный уровень уже не одному поколению аборигенов.

        У нас же, я слышал, один из моих соотечественников, вполне справедливо, охарактеризовал себя так:
 
        – Чукча – очень сильный, но лёккий!

        Да, и сам автор "Воспоминаний", не кривя душой, пишет о себе, что он достаточно силен, но ни комплекцией, ни ростом не вышел. Причина в обоих случаях – одна и та же: острая нехватка витаминов и других необходимых для роста и развития веществ, особенно в младенческом и детском возрасте. 

        С сентября 2004 года я перешел на преподавательскую работу в Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, где проработал пять лет в должности доцента.

        В этом ВУЗе мне поручили вести следующие предметы: Концепции современного естествознания, Экономическая и социальная география, Демография, Экономические основы технологического развития.

        На первом году работы в институте я поставил условие, что буду работать не более чем на одну ставку. Ведь нужно было хорошо освоить преподавание своих предметов, разработать программы, контрольные задания студентам, методические пособия. Моя зарплата в это время лишь незначительно превышала ту, что была у меня в школе-лицее.

        Следующие четыре года (до осени 2009 года) я работал фактически уже на две ставки и, в результате, хорошо зарабатывал. А после пенсионной реформы 2002 года у нас с женой ежегодно прирастала и пенсия. Все это позволило нашей семье накопить средства для приобретения двухкомнатной квартиры в Белгороде.

        Работая, как всегда, с полной отдачей, я уже через пару лет стал победителем в конкурсе «Лучший преподаватель института» за 2005-2006 учебный год, получив в подарок телевизор. Но, к сожалению, и здесь не все в моей работе было гладко.

        Обучение в институте для большинства студентов было платным, поэтому кое-кто из них считал, что готовиться к экзаменам не обязательно. Выполнение контрольных работ некоторые из них заказывали в специальных шарашках, зарабатывающих на этом деньги.

        Я же таким бездельникам спуску не давал, выявлял тех, кто купил такую подделку и заставлял их выполнить оригинальный вариант задания. В то же время, на лекциях я тщательнейшим образом объяснял, как выполнить контрольную работу, проводил дополнительные консультации.
 
        Ускорило мой уход из института на пенсию то, что его молодой ректор организовал прямо в нашем ВУЗе такую же шарашку по штамповке контрольных работ. Его предпринимательская жилка не позволяла ему упускать деньги наших студентов на сторону.

        Кроме того, в условиях конкуренции ВУЗов, такой подход привлекал в институт студентов, желающих получить диплом о высшем образовании, но на деле не желающих учиться. Моя же требовательность, наоборот, препятствовала этому и даже способствовала уходу таких бездельников из ВУЗа, а значит потере институтом какой-то части дохода.

        Отмечу, что никаких претензий со стороны руководства института ко мне по этой проблеме не высказывалось. Уволился я просто потому, что сам не захотел вступать в конфликт с ректором по поводу пресловутых контрольных работ. Да и пришла уже пора уходить на отдых.

        И, кстати, через несколько лет, уже находясь на пенсии, я обнаружил, что тот самый ректор ВУЗа торгует разработанными мною контрольными заданиями в интернете.

        Была в институте еще одна, весьма неприятная для меня традиция: на каждом экзамене и зачете студенты дарили преподавателям подарки. Цель этого обычая мне, конечно, была ясна. Поэтому, встречаясь с группой студентов на своей первой лекции, я сразу же предупреждал их, чтобы подарков мне они не приносили, иначе, рискуют не сдать экзамен.

        А вот, заведующий нашей кафедрой, встречаясь впервые с очередной группой студентов, без стеснения рекомендовал им в качестве подарка приносить ему на экзамен бутылку коньяка, если они хотят получить хорошую оценку по его предмету.

        Дача взяток, насколько я знаю, в нашем ВУЗе не практиковалась.

        В период работы в ВУЗе областной Департамент образования поручил мне разработку заданий по географии к городским и областным олимпиадам школьников. Меня же назначили председателем жюри по этому предмету.

        В ВУЗе я тоже не оставлял занятий наукой и изобретательством, изготавливал действующие модели горного и обогатительного оборудования, ставил эксперименты, проводил испытания.

        В период преподавательской работы я опубликовал несколько научных статей и получил два патента на изобретения под следующими названиями: «Способ и устройство для гравитационного обогащения руд», 1999 год, № 2136375 и «Башенный экскаватор», 2005 год, № 2255181.

        Пытаясь внедрить свои изобретения в технологию добычи россыпного золота, я несколько сезонов, во время летних отпусков, проработал геологом на золотодобывающих предприятиях, принося в семью дополнительный заработок.

        В заключение, без какого-либо хвастовства, должен сказать, что где бы я ни работал, я всегда старался делать свое дело как можно лучше, по возможности избегал конфликтов и никогда не давал обещаний, если не был твердо уверен, что смогу их выполнить.

        Иллюстрация: В поездке по Аляске. Анкоридж. Июнь 1994 года


Рецензии
Добрый день, Олег! Я все-таки не стала забегать вперед и прочла все три главы, узнав о вашей трудовой деятельности. Тут без комментариев. А вот насчет лицея, мой младший сын учился с 1994 году в школе- Лицее после 7-го класса. Они сдавали экзамены. Лицей был платный.
С уважением

Любовь Голосуева   26.12.2017 16:58     Заявить о нарушении
У нас в Магадане обучение было бесплатным, а вот за всякие кружки директриса заставляла платить. А жизнь тогда была настолько нищенской, что я отказался собирать деньги с детей на оплату таких внеурочных занятий. Но я был "белой вороной" среди учителей и на меня особенно не давили.
Благодарю, Любовь, за отзывы!

Олег Ярошенко   26.12.2017 18:08   Заявить о нарушении