В Муроме. В гостях у Ильи Муромца

Примечание автора. В июле 2015 года мне посчастливилось побывать в славном городе Муроме, на родине Ильи Муромца, побродить на муромским дорожкам. Мне сказали, что Муром раньше был закрытым городом. И по этой причине Муром никогда—официально—не входил в автобусный тур «Золотое кольцо России». Впечатления от этой поездки легли в основу данного опуса.
......................................
Сегодня 27 июля 2015 год. Поехала на электричке из Арзамаса в Муром. 2,5 часа. На родину Ильи Муромца... Илья Муромец... Такая древность... 12 век... Прошло 8 столетий с тех пор, как он жил на этой земле... Домик, конечно, не сохранился. Но... Когда меня таксист вез в село Карачарово (село Карачарово-это родина И. М.), он сказал, что у него есть знакомый в селе Карачарово, который является пра-пра-пра-правнуком самого Ильи Муромца. Я просто ржу. Это, наверняка, дежурная байка для туристов.
Приехала в Карачарово на источник святого Ильи Муромца. Легенда гласит, что источник забил от удара копыт богатырского коня Бурушки. Меня встретили два казака. (Насколько я поняла, И. М. покровительствует казакам.) Они мне предложили пройти в часовенку, прочитать акафист И. М., приложиться к иконе И. М., а потом уже идти купаться в источнике. Недалеко от источника стоит Поклонный (Памятный) крест на горе, который еще раз напоминает о святости этого места.
.................................
Сегодня 28 июля 2015 год.
На другой день, уже ближе к вечеру я вновь отправилась в село Карачарово. Солнце... Целый день гуляла по Мурому... И мне захотелось ближе к вечеру опять искупаться в источнике  Ильи Муромца, дабы восстановить свои силы.
Села в автобус. Еду. Спрашиваю у бабушки-типа-а где мне выходить? А бабушка меня переспрашивает: «Так вы ищите домик?» Я отвечаю: «Домик». А сама думаю, что будет просто супер дотащиться еще и до этого домика... Иду по Карачарово... Навстречу молодой парень. Я у него спрашиваю: «А где этот домик, который ищут все туристы?» Этот парень мне отвечает: «Какой может быть домик? Уже ведь прошло 8 веков... Целая вечность... Для вас---для туристов—от балды--взяли какой-то домик и табличку прибили, что здесь жил И. М. Ну... Думаю, что для туристов сойдет». Парень пошел дальше... Я же решила дойти до этого домика... Пришла. Смотрю. Обыкновенный одноэтажный дом в три окна... И на этом доме табличка: «Дом Гущиных. На этом месте по преданию стояла изба славного богатыря Святого Ильи Муромца». Мне сказали, что И. М. был из рода Гущиных; и что здесь полдеревни Гущины.
Потащилась на источник. Отсюда, от этого домика до источника метров 900... Было поздно... Часов 7 вечера, а источник (там купель внутри домика) работает до 6 часов. Женщина из стоящей рядом часовенки сжалилась надо мной и открыла мне купель.
Искупалась. Взбодрилась. Силы мои вернулись...
Здесь же рядом, подняться в гору 100 метров, находится еще одна древность---Троицкая церковь... От нее остались почти одни кирпичи... Хотя бы прикоснуться к древности... А внутри---гробница И. М. с частицей его святых мощей.
........................................
Прочитала такую строчку: «Сейчас дубов в Муроме немного. Но когда-то здесь, недалеко от Карачарово находилось село «Девять дубов». Легенды гласят, что именно в кронах этих девяти дубов прятался тот самый соловей-разбойник, с которым сражался Илья Муромец».
..................................
Вечер...  Прогулка по Окскому парку. Внизу, на берегу Оки на месте несохранившегося Кремля—памятник И. М. Богатырь-инок с крестом и мечом в руках, смотрит вдаль за реку, денно и нощно охраняя Русь.
(28 июля 2015 год. Вечер.)
.............................................
Пишу подробности своего приезда в Муром.
Приехала в Муром 25 июля 2015 года поздно вечером. Где остановиться---не знаю... Около железнодорожного вокзала---гостиница Кремлевская. Захожу. Одни сутки пребывания---3,5 тысячи рублей. Я в шоке... Вызываю такси. Таксист: «Вам куда??». Я: «Ха—ха---ха... Я сама не знаю---куда... Мне нужна гостиница для паломников---самая дешевая». Каким-то чудом одна женщина посоветовала ехать в Спасо-Преображенский собор. Здесь, на территории мужского монастыря---самая дешевая гостиница для паломников. Захожу. Одни сутки—350 рублей. Меня устраивает...
На другой день узнаю, что Спасо-Преображенский собор—это комплекс монастырей---огражденных, как в Москве Кремль, кирпичною оградой---и что самый древний монастырь из этого комплекса---Спасский монастырь----11 век!!!!!!! Оказывается, что Спасский монастырь---это самый древний в России монастырь. Раньше был самый древний в Киеве... А теперь самый древний здесь, в Муроме...
(Примечание автора. Сейчас-----сегодня-----18 февраля 2017 года----когда я редактирую этот текст, то я почему-то подумала вот о чем... Дело в том, что я вначале поехала в Арзамас, а если быть более точной---то я поехала в Дивеево, дабы поработать две недели во славу Божию. И мне почему-то сейчас, во время редактирования этого текста кажется, что Муром---это награда----награда за мою работу во славу Божию. Ах! Муром---такой маленький, милый городок. Там такие маленькие улочки. Этот город---как будто игрушечный... Спасский монастырь 11 века---это моя награда за духовную работу!!!)
Продолжаю...
Моя гостиница для паломников находится прямо на территории этого монастырского комплекса под названием Спасо-Преображенский собор. И... Окна моей гостиницы «упираются» в стену самого древнего Спасского монастыря. И я имею возможность каждое утро обходить главные святыни этого монастыря, и петь------петь------петь примерно следующие строчки:
И каждое утро думаю
Первое, что я думаю...
Мне это думать сладостно,
И повторять не лень:
«Слава Тебе, Господи,
Мой милосердный Господи,
Слава Тебе, мой Господи,
За каждый мой новый день".
И не было вовек со дней творенья
И до сих пор не произнесено
Превыше этих слов благодаренья
За все, что нам дано и не дано.....
Итак... Каковы же главные святыни Спасского монастыря?? Я хочу остановиться только на одной. Это---кенотаф---символическое надгробие с частицей мощей пр. Илии Муромца. Господи! Я совсем не знаю---а как это изобразить на клочке бумаги... Муромский художник-резчик из дерева С. Субботин по результатам исследований мощей преподобного—как бы---вырезал из дерева фигуру Илии Муромца. Это---фигура Илии Муромца, лежащего в гробу. То есть...
В 2006 году появилась еще одна реликвия—рака прп. Илии Муромца с частицей его мощей. Уже в наше время, в 1988 году специальная ученая комиссия провела экспертизу мощей святого с помощью самой современной методики и сверхточной аппаратуры. Результаты исследований поразительно точно совпадают со сведениями былин. Мощи прп. Илии свидетельствуют, что для своего времени он обладал внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Не менее ярко мощи преподобного рассказывают нам о его воинском служении---кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой от удара копья в сердце... В-общем... Вся эта скульптура мертвого Муромца сделана из дерева, кроме среднего пальца на левой руке. Это—единственный палец, который сделан из железа, а сверху—небольшая стекляшка, и там находится частичка мощей. Кстати сказать, я вчера---28.07.2015----ВТИХАРЯ---решила приподнять железный меч, который лежит на этом деревянном Муромце, точнее, этот меч---небольшой железной цепью---приделан к правой руке Муромца. Тяжелый. (5-6 кг). Говорят, что второй---точно такой же---копия---только украшен еще дорогими каменьями---хранится в Москве у самого Патриарха.
.............................
Ну вот и всё...
Вчера---последний аккорд---прощальный аккорд---прогулка на пароходе по Оке—реке... Ока---мутная... С парохода----весь город как на ладони. О чудо! Можно созерцать все монастыри----храмы-----церкви----одновременно!!! Эти белые пятна на фоне зелени... И в центре возвышается Он-------Он------Илья Муромец----который по-прежнему с мечом в руке охраняет Святую Русь.   (30 июля 2015 год)
...............................................
Июль 2015 год
г. Муром


Рецензии