4. Опустевшие деревни

НА СНИМКЕ из газеты «Красный Север»: поэт Николай Рубцов


Я видел лично эти опустевшие деревни с доживающими в них стариками. Закрытые школы, заколоченные здания правлений колхозов, незасеянные поля.

Я видел массовый исход разоренного крестьянства российских областей в близлежащие города, в лучшем случае, на центральную усадьбу колхоза или совхоза.

Поэты откликнулись на это печальное явление незамедлительно.

Поэт Николай Рубцов по поводу бегства молодежи из сёл написал стихотворение «Родная деревня»:

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу.

Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем проезжим по следу
В дорогу тропится слишком:
— Я тоже отсюда уеду! 

Среди удивленных девчонок
Храбриться, едва из пелёнок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…

Жизнь показала, что большинству парнишек и девчонок уже просто некуда было вернуться. И они оставались в городе.

Поэт Анатолий Передреев нашел точную художественную формулу, отражающую этот процесс:

Околица родная, что случилось?
Окраина, куда нас занесло?
И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/28/360 


Рецензии