4. Старая фонограмма

- Я помню… Помню, как я стою у окна и смотрю на поток машин. Они мчатся по дороге, сливаясь в две  сплошных световых полосы. Красную и белую. Я стою, и думаю о том, что у них в салонах играет музыка, водители разговаривают с пассажирами. А может быть, просто молчат. Я завидую им. У них есть какие-то дела, у них есть жизнь. Они не такие как я. За моей спиной открывается дверь. Мне очень страшно… [долго молчит]
- Почему вам страшно? Кто к вам зашел в комнату? [голос врача]
- Тень. Пришла моя тень. Она хочет убить меня, я знаю. Мне очень страшно! [кричит]
- Успокойтесь Сергей. Успокойтесь. Тут никого нет кроме нас, все в порядке. Выпейте воды.[пауза в записи, слышен звук наливающейся воды]
- Все хорошо?
- Да.
- Можем продолжать?
- Да.
- Расскажите про эту тень. Что это такое? Как вы с ней встретились?
- [слышен нервный смешок] Она всегда была со мной. Обычная тень, понимаете? Вот она, на столе от моей руки. Она у всех есть, у каждого. Но моя - меня ненавидит и хочет убить.
- Хорошо, с чего вы это взяли?
- Она сама сказала мне.
- Расскажите с самого начала, когда она с вами начала говорить?
- [некоторое время молчит, слышно, как ёрзает на стуле] Это случилось около года назад. Я пришел с работы, начал заниматься домашними делами. У меня на стене висела картина. Такая, в раме, на ней был букет цветов. Букет сирени. Обычно я не обращал на нее внимания, а тут вдруг ощутимо запахло сиренью. Так сильно. Но был февраль, не могло быть сирени. Я огляделся, пытаясь понять, что так пахнет, увидел движение. Моя тень скользнула к стене, выпрямилась там в полный рост, протянула руку к картине… В саму картину, понимаете, как в окно… И достала оттуда букет. Ну, тень букета. Она махала мне рукой, и протягивала этот букет. Это был первый раз, когда она зажила самостоятельно. Я хорошо это помню.
- Что было дальше? Она заговорила с вами? Вы испугались?
- Нет. Она не могла. Была первое время слишком слаба для таких фокусов. Да, я слегка испугался, но мне было и любопытно. Я подумал, что у меня нервный срыв, раз мне такое мерещится. Я тогда очень уставал на работе… Но минут через пять все прошло, запах цветов исчез. Целую неделю ничего не происходило, я успокоился. Иногда мне казалось, что тень от меня падает не правильно. Будто бы не хочет. Потом было такое – я стоял у лужи, а тень ее огибала. Мне она сказала, что не хотела промокнуть. В таком духе.
- Как она заговорила первый раз, помните? Что она сказала? [слышен шелест бумаги]
- Она поздоровалась. Я засыпал, и услышал ее голос. Она сказала, что любит меня. Не хочет никогда разлучаться.
- Что сделали вы?
- Я сказал, что тоже не хочу. Она обещала мне стать сильнее, и больше уже не уходить. Через несколько дней она обняла меня в сумерках. Я сидел за столом, пил чай. Она выросла, стала объемной, обняла меня за плечи. Сказала, что теперь не уйдет.
- Вы дружили с ней?
- Да.
- Почему она вас захотела убить?
- Из-за света. Ее бесило, что я выхожу на солнечный свет. Вообще на любой яркий свет. Говорила, что не может в это время быть со мной. Я пытался объяснить, что по-другому не могу. Мне нужно ходить на работу, в магазин. У меня есть свои дела. Но она не слушала, не слушала! Она сказала, что я не люблю ее, и она накажет меня за каждый раз! Она делала мне больно! [говорит быстро, возбужденно] Я стал бояться ее, старался не быть на ярком свету. Я делал все ради нее, но ей было мало! Мало! Все время она хотела больше и больше, и наказывала! [замолкает]
- Успокойтесь. Как она вас наказывала?
- [вздыхает, голос дрожит] Когда становилось темно, она обнимала меня. Она стала сильной, научилась сама гасить свет. А иногда просто заставляла перегорать лампочки. Рядом с ней все электроприборы сбоили, сгорали, ломались. Это первый признак того, что тень в ярости… Еще  я часто видел время на часах из одинаковых цифр, вечером слышал шепот…  Будто у себя в голове. Перед сном. Не знаю, важно ли это, или совпадение. Я у нее не спрашивал, как понять, что она рядом и набирается сил… Можно еще воды?
- Да, пожалуйста.
[пауза в записи]
- Все в порядке?
- Да.
- Как она вас наказывала?
- Когда было темно, она обнимала. Она сама делала, чтоб было темнее, и обнимала. Обволакивала меня всего, становилась огромной, а я был внутри нее… В кромешной тьме. Там нет ни единого отблеска света, глаза не привыкают, там нет ничего, только тьма и звуки. Это она шептала. Она пугала меня, я слышал хруст чьих-то костей в темноте, слышал, как капает кровь… Иногда слышал крики. Не просто крики, крики боли, предсмертные. Она убивала кого-то. Она убила [называет имя]. Я слышал эти звуки… Чавканье, хлюпанье, звук рвущегося мяса, бульканье. Как на скотобойне… Как будто кишки вырывают из живота и кидают на пол. Она знала, что я все слышу. Она специально так делала. Иногда говорила, что убьет меня…  Я чувствовал, как она подходит. Она резала меня. Я пытался бежать, но слышал только ее смех. Это не объяснить. Вы не поймете. Вам повезло. Вам повезет, если вы никогда не поймете, на что способна тень.
- Хорошо. А чье имя вы назвали?
- Это был мой сосед.
[прим.: по сводкам МВД числится как без вести пропавший, до сих пор не найден]
[снова пауза в записи, возможно утерян фрагмент]
- Она просто угрожала вам?
- Сначала да.
- А потом захотела убить?
- Да.
- Как это произошло, почему?
- Я хотел избавиться от нее. Я хотел сделать ловушку и убить ее. Я больше не мог. Я больше не хотел жить в темноте. Мне больше не хотелось такой любви. Она слишком сильной стала, безумной... Не такой, как в начале... А в начале, она была ласковой, хоть и пугала. Было непривычно… пугало, скорее, что я сошел с ума, а не она пугала... Понимаете?
- Да. Продолжайте.
- Я купил много ярких ламп дневного света. Сделал так, чтобы их все разом включить можно было. Приготовился, а вечером она пришла… Я хотел их включить, а они не загорелись. Она рассмеялась и наказала меня… Смотрите. [слышен шелест одежды, и судорожный вздох врача. Через несколько секунд раздается смешок и голос Сергея]
- Да, это ее работа. 
- Боже…
[пауза в записи]
- Что было потом?
- Она сказала, что убьет меня. Она хотела, но не успела. Ко мне приехал друг внезапно. Она стала обычной. А он увидел, что я весь в крови, вызвал милицию. И включил везде свет. Она не смогла. Но я слышу, как она кричит. Она все равно убьет меня. Ей некуда спешить. Доктор, можно мне палату с ярким, очень ярким светом? Она может убить не только меня, если будет темно. Это не для меня нужно, поймите. Обещайте яркий свет! [голос настойчивый]
- Хорошо, мы сделаем все нужное.

На этом запись кончается.
Эти записи делал не я. Я тогда еще не работал в нашем Бедламе. Я нашел их в картотеке, в старой коробке. Увидел какие-то кассеты и решил послушать. А там оказалось это. Пристал к Андрюхе с расспросами, в надежде, что он знает об этом пациенте. Он сказал, что слышал только старые слухи. Вроде как было такое давно, привезли какого-то пациента, который утверждал, что темнота его убьет. Вроде бы шизофрения, если бы на первое же утро его не нашли располосованным на ремни.


Рецензии